Программа технологии предусматривает различные возможности развития, и реализации творческого начала у каждого школьника. Особенно не ограничены эти возможности при использовании в учебном процессе художественно-прикладных видов декоративного творчества: вышивки, вязания и т.д. Национальные традиции, отражаемые в предметах художественных промыслов, перешли к нам как свидетельства таланта и неисчерпаемого творчества народа.
Декоративно-прикладное творчество является одним из видов художественного творчества в области пространственных искусств. Произведения декоративного народного искусства хранятся во многих музеях страны и по-прежнему восхищают нас своей красотой. В наше время в вышивании прекрасно соединяются традиционные и современные творческие начала. Нынешние мастера используют старинные швы, а также создают свои новые декоративные швы, композиции. Данный урок – попытка показать, что именно технология, как никакой другой предмет способна стать экспериментальной творческой площадкой, на которой, путем интеграции с другими предметами, применения нетрадиционных форм проведения уроков, создаются идеальные условия для формирования интеллектуальной компетентности и креативности учащихся. Необходимо только создать в классе атмосферу сотрудничества, увлечь ребят "поиском истины", стимулировать их активность и творчество, вооружив современными технологиями. При изучении темы «Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства». учащиеся знакомятся с классификацией швов, с их условными и графическими изображениями, осваивают последовательные этапы выполнения шва. Народные вышивки издавна славятся разнообразием и оригинальностью узоров, восхищают нас утонченностью цветовых решений. Они создавались веками и зависят от географического положения страны, ее истории, культуры. Декоративно-прикладное искусство имеет свою специфику, свой образный язык, тому, кто захочет серьезно и глубоко изучить его, этот язык становится понятным, каждому откроется красота и выразительность произведений народного искусства, их глубокая содержательность и непреходящая эстетическая ценность.
№ урока 11-12 | Дата 11.10. 08 | Четверть 1 |
Тема урока | Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства. | |
Кол-во часов | 2 | |
Использование ИКТ | Программа Р/Р; текстовый редактор, распечатка дополнительных материалов и упражнений. | |
Общеучебные умения и навыки | Ответы на вопросы, восприятие информации, закрепление знаний. | |
Специальные умения и навыки | Знание истории возникновения вышивки, пропорционального построения узоров. Уметь переводить рисунок на ткань. Виды декоративно прикладного искусства народов нашей страны; творчество народных умельцев нашего округа. Технология запяливания ткани, увеличения и уменьшения рисунка, перенос рисунка на ткань. Освоение приемов перевода рисунка на ткань. | |
Тип урока | Комбинированный. Приобретение новых знаний. | |
Триединая дидактическая цель | Ознакомить с творчеством народных умельцев; ознакомить с профессией вышивальщицы; напомнить об организации рабочего места, правилам безопасности труда. | |
Способствовать формированию трудовых и эстетических качеств. | ||
Способствовать развитию специальных способностей влияющих на самовоспитание как элемент трудовой деятельности. | ||
Методы обучения | Беседа, демонстрация наглядных пособий, самостоятельная работа, работа с учебником. | |
Повторяемый материал | Приемы работы с ручными инструментами, цветоведение. | |
Виды и формы контроля знаний | Взаимоконтроль, фронтальный контроль. | |
Практическая работа | Выполнение декоративных швов | |
Домашнее задание | Учебник пар.20-21;. Подготовить инструменты и материалы для изготовления вышитого изделия. |
Тема урока: Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства.
Наглядные пособия: готовые вышитые изделия, (панно, картины) инструкционные карты, схемы для вышивок, журналы по рукоделию, книги.
Оборудование: иголки для вышивания с длинным ушком, пяльцы, ткань, рисунок, мулине, ножницы для обрезания концов ниток.
Цель урока:
- Ознакомить с творчеством народных умельцев; ознакомить с профессией вышивальщицы; напомнить об организации рабочего места, правилам безопасности труда.
- Способствовать формированию трудовых и эстетических качеств, развивать и прививать интерес и любовь к национальной народной вышивке.
- Способствовать развитию специальных способностей влияющих на самовоспитание как элемент трудовой деятельности.
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: история.
Ход урока
I. Организационный момент.
5 минут.
II. Проверить знание правил по технике безопасности.
Опрос учащихся. 5 минут.
III. Повторение правила выполнения основных швов
(карточка 1 – Приложение 1, карточка 2 – Приложение 2, карточка 3 – Приложение 3, карточка 4 – Приложение 4, карточка 5 – Приложение 5) 10 минут.
- Учитель называет шов, а учащиеся показывают образец данного шва.
- Определите соотношение схемы шва и названия шва.
- Повторяем, для какой части рисунка можно использовать тот или иной шов.
- Вопросы: Какой шов применяют для вышивания стебля и листьев растения? (стебельчатый).
- В каком направлении вышиваются лепестки цветка? (от центра).
- Для какого фрагмента можно применить тамбурный шов? (для вышивания контура или заполнения площади цветка).
IV. Рассказ учителя о возникновении вышивки
(Из истории вышивки – Приложение 6) 10 минут.
- Демонстрация фотографий, книг, картин, альбомов.
- Беседа с учащимися
- Как применяли вышивку наши бабушки.
- Актуальна ли вышивка в наши дни.
- Как применяется современная вышивка.
- Как вы хотели бы применить свою вышивку.
V. Изучение нового материала.
15 минут.
С чего нужно начать? (Инструменты и приспособления – Приложение 7)
Как выбрать схему для вышивки? (Схемы для вышивки – Приложение 8) (Увеличение и уменьшение рисунка – Приложение 9)
Как подобрать нитки? (Нитки – Приложение 10)
Выбрать нитки по цвету (Цвет в художественной вышивке – Приложение 11).
Как закрепить нитку? (Способы закрепления нити – Приложение 12)
VI. Практическая работа.
30 минут.
Девочки выполняют тренировочные упражнения. Вышивают рисунки на своих тканях с учетом выбранных швов («Тамбурный шов» – Приложение 13, «Стебельчатый шов» – Приложение 14). Учитель проводит индивидуальную работу с учащимися:
- Помогает слабым детям.
- Проверяет правильность выполнения работы.
- Проверяет качество выполняемой работы.
VII. Заключительный этап.
5 минут.
Подведение итогов работы.
Выставление оценок.
VIII. Домашнее задание:
Учебник пар.20-21. Подготовить инструменты и материалы для изготовления вышитого изделия.
Рабочее место вышивальщицы – Приложение 15.