Цель урока. Закрепить знание табличных случаев умножения и деления на 3,умение находить треть числа.
Задачи урока.
- Совершенствовать вычислительные навыки, умение сравнивать выражения;
- формировать умение анализировать и решать задачи, находить треть числа;
- формировать навыки работы в паре;
- формировать умение взаимного расположения геометрических фигур на плоскости;
- развивать наглядно-образное мышление, логическое мышление,
- математическую речь;
- воспитывать трудолюбие, прививать интерес к математике.
Тип урока. Урок комплексного применения знаний и умений.
Оборудование: учебник, тетрадь, карточка-помощница, карточки для выполнения самостоятельной работы, пособие «Светофор», веер цифр.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Улыбнитесь друг другу. Тихо садитесь.
П. Устный счёт. Актуализация знаний.
– Распределите выражения в три столбика по какому-либо признаку.
– Приготовьте веер цифр. Решаем выражения.
– Выражение третьего столбика решите другим способом.. (10 + 10 = 20; 10 ∙ 2 = 20).
– Почему сложение заменили умножением? ( Сложение одинаковых чисел можно заменить умножением).
– Посчитайте, сколько выражений записано в столбиках? (6).
– Какими способами можно пересчитать все выражения?
1+1+1+1+1+1=6
2+2+2=6
3+3=6
2 ∙ 3=6
3 ∙ 2=6
– Какой способ счёта самый быстрый? (2 ∙ 3 = 6; 3 ∙ 2 = 6).
– Что нужно для того, чтобы считать быстро? (Знать таблицу умножения).
(Индивидуальный опрос: во время устного счёта двое учеников работают у доски).
III. Целеполагания и мотивация.
– Сегодня на уроке мы будем закреплять знание таблицы умножения и деления на 3, решать задачи, находить треть числа, поработаем с вычислительными машинами.
– Если вы будете быстро и дружно работать, то в конце урока мы прочитаем пословицу, которая станет итогом нашего урока.
– Чтобы открыть первое слово, нужно посчитать.
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Работа с учебником: с.90, № 25 (1 столбик).
1-е выражение решает ученик у доски с комментированием. (19 + 2): 3 = 7), остальные работают в тетрадях.
2-е и 3-е выражения учащиеся решают самостоятельно с записью в тетради. (5 ∙ 2) + 46 = 56; (15: 3) ∙ 2 = 10).
– Помните о порядке выполнения действий! Следите за посадкой!
– Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга работы. Если всё верно, на полях поставьте «+», если есть ошибки «–».
– Поднимите руку, кому поставили «+». Молодцы!
2. Работа с вычислительными машинами.
1-е и 2-е выражения решаем коллективно, 3-е и 4-е – самостоятельно.
– Оцените свою работу. Если вы считаете, что у вас всё верно, закрасьте квадратик красным цветом, если сомневаетесь в правильности решения – жёлтым. Когда я буду проверять ваши работы, то рядом поставлю красный или жёлтый квадратик.
– Какое правило повторили? (Умножение проверяем делением, а деление - умножением).
3. Сравнение выражений.
– Приготовьте пособие „Светофор". Не выполняя вычислений, сравните выражения. Докажите свой выбор.
0 ∙3 * 3 + 0
3 ∙ 8 * 8 ∙ 3
18: 2 * 18: 3
– Когда будете считать, помните о правилах, которые сейчас повторили.
4. Проверка индивидуальных работ учащихся.
– Перед выполнением самостоятельной работы проверим индивидуальные работы детей на доске.
5. Самостоятельная работа.
Найди и исправь ошибки!
3 ∙ 5= 13
21: 3 = 7
8 ∙ 3 = 24
18: 3 = 6
3 ∙ 9 = 25
9: 3 = 2
Оцени свою работу.
Нарисуй себя на одной из трёх ступенек
– Молодцы!
– Вы хорошо работали. Открываем первое слово пословицы.
V. Физминутка.
Дети выполняют танцевальные движения. (Шаинский В. Пляцковский М. «Дважды два четыре»).
VI. Работа с задачами.
– Чтобы открыть второе слово пословицы, нужно решить задачи.
1. Игра „Магазин".
– Линейка стоит 3 рубля, ручка – 8 рублей, тетрадь – 5 рублей. У мальчика 15 рублей.
– Сможет ли он купить:
- ручку и тетрадь; 8 +5 = 13 (руб.)
- 3 тетради; 5 ∙ 3 = 15 (руб.)
- 2 ручки и линейку. (8 ∙ 2) + 3 =19 (руб.)
– Если « да», то хлопните в ладоши. Обоснуйте свой ответ.
2. Работа с учебником: с. 88, № 10.
Прочитайте задачу самостоятельно.
– Прочитает задачу вслух …..
– Посадили 3 ряда кустов смородины по 8 кустов в ряду и 18 кустов крыжовника. Сколько кустов посадили?
– Задайте вопросы по содержанию задачи. (Дети сами задают вопросы и сами отвечают).– О чём говорится в задаче? (В задаче говорится о кустах смородины и крыжовника.)
– Что известно? (Известно, что посадили 3 ряда кустов смородины по 8 кустов в ряду и 18 кустов крыжовника.)
– Что нужно найти? (Нужно найти, сколько всего кустов посадили.)
– Выберите правильную краткую запись к задаче. (3).
– Почему не подходит 1 краткая запись? 2? Обоснуйте свой ответ
– Сможем сразу ответить на вопрос задачи? (Нет, так как не знаем сколько кустов смородины посадили).
– Сможем ли найти, сколько кустов смородины посадили? (Да).
– Что значит 3 ряда по 8 кустов? ( По 8 взять 3 раза или 8 ∙ 3).
– Какого действия требует главный вопрос задачи? (Действия сложения).
Самостоятельное решение задачи.
1 ученик работает на индивидуальной доске. Проверка по индивидуальной доске с объяснением ученика. У слабых учеников карточка-помощница.
Карточка – помощница.
– Поднимите руку, у кого было всё верно. Я рада за вас.
3. Решение задач на нахождение трети числа.
1. Моделирование задачи.
– Нарисуйте 9 квадратиков. Каждый третий квадратик раскрасьте синим карандашом.
– Сколько квадратиков раскрасили? Какую часть составляют раскрашенные квадратики?
– Как найти треть какого-либо числа?
2. Дифференцированная работа.
Работа с учебником: 1-й в. - с. 90, № 21; 2-й в. - с. 90, № 22.
1-й в. Маша нашла 27 грибов. Треть из них – подосиновики. Сколько подосиновиков нашла Маша?
3-й в. Начерти один отрезок длиной 6 см, а другой отрезок таким, чтобы он составлял его третью часть.
Самостоятельное решение задач с фронтальной проверкой.
– Молодцы!
– Вы правильно решили все задачи – открываем второе слово пословицы.
VII. Упражнение на коррекцию зрения.
VПI. Работа с геометрическим материалом.
Работа в парах.
– Достаньте из конверта геометрические фигуры.
– Как, одним словом можно назвать все фигуры? (Многоугольники).
– Назовите многоугольник с наименьшим количеством углов. (Треугольник). Отложите его в сторону.
– Назовите оставшиеся многоугольники, одним словом. (Четырёхугольники).
– Продолжите высказывание: у четырёхугольника 4 угла, … (4 вершины и 4 стороны).
– Найдите четырёхугольник: это не ромб и не синего цвета. (Квадрат). Отложите его в сторону.
– Расположите треугольник и квадрат так, чтобы их пересечением был:
- отрезок;
- луч (задание-ловушка);
- четырёхугольник.
– Молодцы!
– И с этим заданием справились. Откроем последнее слово пословицы.
– Повторенье – мать ученья.
– Прочитайте её. Как понимаете смысл пословицы?
– Подведём итог. Как применить эту пословицу к таблице умножения?
– Повторяйте таблицу умножения каждый день и будете быстро и правильно считать!
IX. Информация о домашнем задании.
– Я предлагаю вам выбрать домашнее задание:
- рабочая тетрадь: с. 44, № 140;
- составить 8 вычислительных машин на умножение и деление 3.
X. Рефлексия. Выставление отметок.
– Чему учились на уроке?
– Какое задание показалось трудным?
– Что понравилось?
– Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Спасибо, ребята, за урок!
Литература.
- Беседы с учителем: Методика обучения 2 класс. Под ред. Журовой Л. Е. – М.: Вентана – Граф, 2006.
- Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В.Математика: Методика обучения 2 класс – М.: Вентана – Граф, 2005.
- Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В. Математика: рабочая тетрадь №1 для 2 класса четырёхлетней начальной школы - М.: Вентана – Граф, 2006.
- Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В. Математика: учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школы 1 часть – М.: Вентана – Граф, 2006.