Система работы школы на этапе адаптации обучающихся при переходе из начальной школы в среднее звено

Разделы: Администрирование школы


На этапе адаптации детей при переходе из начальной школы в среднее звено необходимо учитывать множество различных факторов, но основополагающими являются следующие:

  1. психологические особенности школьника, проявляющиеся в его познавательной деятельности:
    соотношение уровня развития познавательных процессов с педагогическими требованиями,
    индивидуальные особенности познавательной деятельности,
    умственная работоспособность и темп умственной деятельности;
  2. особенности мотивационно-личностной сферы, под которыми подразумевается сформированность важнейших мотивов учебной деятельности, уровень внутренней конфликтности (личностная тревожность);
  3. особенности системы отношений школьника к миру и к самому себе:
    восприятие и эмоциональная оценка себя, своих взаимоотношений со сверстниками, с членами семьи, с педагогами,
    отношение к важнейшим видам деятельности в школе;
  4. особенности поведения школьника в ситуациях внутришкольного взаимодействия.

Стоит отметить, что не только дети испытывают трудности в этот период, но и учителя. Особенно, если педагог-предметник ведет класс до выпуска, а потом снова набирает пятиклассников. Приходится переключаться на работу с другой возрастной группой и подстраиваться к новой системе требований как в вопросах самостоятельности, темпа деятельности, так и сформированности познавательных функций. Поэтому очень важно классным руководителям и учителям-предметникам, работающим в 5-ом классе, находится в тесном контакте с учителем, который учил детей в начальной школе.

Работа всего педагогического коллектива по психолого-педагогическому сопровождению при переходе обучающихся из начальной школы в среднее звено регламентируется следующими документами:

  • положением об образовательном пространстве на период перехода в школу второй ступени;
  • планом работы школы по преемственности между 1-ой и 2-ой ступенями образования и адаптации учащихся 5-х классов.

В положении определены цели и задачи образовательного пространства.

Цели:

  • обеспечить благополучную адаптацию школьника в 5-6 классах;
  • создать условия для выбора индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий) самим учащимся;
  • координировать деятельность педагогов.

Задачи:

  • организовать плавный переход от начальной к основной ступени образования;
  • оказать помощь младшему подростку (10-12 лет) в формировании личностных качеств в переходный период;
  • осуществить преемственность связей в содержании и методах последнего этапа обучения в начальной школе (4 класс) и первого этапа обучения в основной школе (5-6 классы);
  • использовать творческие способности обучающихся для реализации направленности к экспериментальной и проектной деятельности;
  • моделировать ситуации, которые учат подростков принимать разные точки зрения, позволяют проявлять учащимся инициативу, иметь право на ошибку, участвовать в совместной деятельности, работать в условиях альтернативы;
  • разработать согласованную педагогическую стратегию обучения и воспитания школьников.

На достижение указанных целей и задач направлена реализация плана работы школы по преемственности между первой и второй ступенями обучения.

месяц содержание работы цель ответственные
Сентябрь Работа с классным коллективом. Определение уровня познавательной активности, культуры поведения в коллективе. Классные руководители, учителя-предметники
Классный час-экскурсия: «Особенности организации учебной деятельности в 5-х классах». Знакомство с кабинетами, в которых будут заниматься обучающиеся и едиными требованиями к учащимся 2-й ступени.
Контрольные работы по математике, русскому языку Контроль уровня знаний
Октябрь Классно-обобщающий контроль в 5-х классах. Изучение психолого-педагогических проблем в период адаптации,соблюдение единых требований, создание преемственных связей в содержании и методах обучения Зам. директора по УВР, педагог-психолог, классные руководители.
Ноябрь Малый педсовет «Единая педагогическая стратегия поддержки пятиклассников на этапе адаптации в среднем звене» Итоги классно-обобщающего контроля и выработка единой стратегии по проблеме преемственности между начальным и средним звеном на ближайший год Зам. директора по УВР
Ноябрь-февраль Совместная методическая работа учителей начальных классов с учителями среднего звена. Единство требований к учащимся, учет индивидуальных способностей Администрация
Привлечение обучающихся среднего звена к подготовке и проведению мероприятий в 4-х классах. Психологическая адаптация младших школьников к общению со школьниками 2-ой ступени Руководители ШМО,руководитель научного общества старшеклассников
Проведение контрольных срезов по учебным предметам изучаемым в 5-х классах. Определение способности обучающихся к усвоению новых знаний и умения «встраивать» старые знания в систему новых Администрация
Мониторинг успеваемости обучающихсяуспеваемости обучающихся Сохранение качества знаний и успеваемости обучающихся Администрация
Март Предварительное комплектование учителями и классными руководителями будущих 5-х классов (по необходимости). Изучение индивидуальных психологических особенностей учащегося Администрация,педагог-психолог
Предварительная нагрузка учителей-предметников Назначение классных руководителей. Выявление эмоционального соответствия учителя-предметника и классного руководителя сложившемуся поведенческому и эмоциональному климату в классе
Апрель Посещение уроков и мероприятий в 4-х классах администрацией и учителями-предметниками средней школы. Знакомство с методикой и едиными требованиями к учащимся в начальной школе. Администрация,учителя-предметники
Контрольные работы по русскому языку и математике в 5-х классах Соответствие ЗУН образовательным стандартам
Классно-обобщающий контроль в 5-х классах Провести сравнительный анализ, выявить недочеты в работе
Май Составление и корректировка учебных планов для будущих 5-х классов по уровням обучения Компенсация слабой успеваемости учащихся Администрация
Август Корректировка (по необходимости) комплектования классов и учебных планов по уровню обучения
Утверждение нагрузки учителей-предметников.
Назначение классных руководителей.
Учет индивидуальных психологических способностей Администрация

 

В плане работы говорится о классно-обобщающем контроле, который проводится в два этапа. Первый этап - в начале учебного года, второй - в начале четвертой четверти. По итогам составляется справка, в которой указывается цель контроля, мероприятия, которые были проведены в рамках обобщающего контроля, дается подробный анализ и рекомендации. При этом в перечень мероприятий включается:

  • посещение уроков учителей-предметников, работающих в 5-х классах;
  • проведение входных контрольных работ по русскому языку и математике;
  • проверка тетрадей обучающихся;
  • проверка дневников обучающихся;
  • проверка классных журналов на предмет осуществления учителями-предметниками текущего тематического контроля, объективности оценки знаний обучающихся, дозировки домашнего задания;
  • социальным педагогом проводится анализ социально-психологического климата в классах.

Рекомендации направлены на устранение выявленных недостатков в работе и могут быть следующим:

  • продолжить работу учителей начальных классов по устойчивому формированию у обучающихся знаний, умений и навыков;
  • требовать соблюдения учащимися единого орфографического режима;
  • учителям-предметникам, работающим в 5-х классах посещать уроки коллег, которые преподают в этой же параллели;
  • эффективнее внедрять личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные технологии;
  • рационально использовать рабочее время урока;
  • учитывать возрастные особенности обучающихся, использовать разные формы работы на уроке;
  • проводить физкультминутки, соблюдать режим проветривания;
  • выставлять в дневники обучающихся отметки по предмету.

Повторный классно-обобщающий контроль начинается с проверки выполнения ранее данных рекомендаций. Проводится сравнительный анализ состояния классных коллективов на начало и конец учебного года, преемственности форм и методов организации учебного процесса, выполнения учебных программ, эффективности усвоения обучающимся. Обязательно подводятся предварительные итоги окончания учебного года и, если они сильно не отличаются от итогов окончания 4-ого класса, то можно сделать вывод, что система работы оправдала себя. Если же результаты невысоки, то есть о чем задуматься, а может быть еще и успеть исправить.

Список используемой литературы:

  1. Журнал «Завуч», № 3, 2004.
  2. Журнал «Управление школой», № 16, 2005.
  3. Газета «Школьный психолог», изд. «Первое сентября», 2004-2006.
  4. Журнал «Завуч. Управление современной школой», № 3, 2007.
  5. Журнал «Завуч. Управление современной школой», № 8, 2007.