На этапе адаптации детей при переходе из начальной школы в среднее звено необходимо учитывать множество различных факторов, но основополагающими являются следующие:
- психологические особенности школьника, проявляющиеся в его познавательной деятельности:
соотношение уровня развития познавательных процессов с педагогическими требованиями,
индивидуальные особенности познавательной деятельности,
умственная работоспособность и темп умственной деятельности; - особенности мотивационно-личностной сферы, под которыми подразумевается сформированность важнейших мотивов учебной деятельности, уровень внутренней конфликтности (личностная тревожность);
- особенности системы отношений школьника к миру и к самому себе:
восприятие и эмоциональная оценка себя, своих взаимоотношений со сверстниками, с членами семьи, с педагогами,
отношение к важнейшим видам деятельности в школе; - особенности поведения школьника в ситуациях внутришкольного взаимодействия.
Стоит отметить, что не только дети испытывают трудности в этот период, но и учителя. Особенно, если педагог-предметник ведет класс до выпуска, а потом снова набирает пятиклассников. Приходится переключаться на работу с другой возрастной группой и подстраиваться к новой системе требований как в вопросах самостоятельности, темпа деятельности, так и сформированности познавательных функций. Поэтому очень важно классным руководителям и учителям-предметникам, работающим в 5-ом классе, находится в тесном контакте с учителем, который учил детей в начальной школе.
Работа всего педагогического коллектива по психолого-педагогическому сопровождению при переходе обучающихся из начальной школы в среднее звено регламентируется следующими документами:
- положением об образовательном пространстве на период перехода в школу второй ступени;
- планом работы школы по преемственности между 1-ой и 2-ой ступенями образования и адаптации учащихся 5-х классов.
В положении определены цели и задачи образовательного пространства.
Цели:
- обеспечить благополучную адаптацию школьника в 5-6 классах;
- создать условия для выбора индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий) самим учащимся;
- координировать деятельность педагогов.
Задачи:
- организовать плавный переход от начальной к основной ступени образования;
- оказать помощь младшему подростку (10-12 лет) в формировании личностных качеств в переходный период;
- осуществить преемственность связей в содержании и методах последнего этапа обучения в начальной школе (4 класс) и первого этапа обучения в основной школе (5-6 классы);
- использовать творческие способности обучающихся для реализации направленности к экспериментальной и проектной деятельности;
- моделировать ситуации, которые учат подростков принимать разные точки зрения, позволяют проявлять учащимся инициативу, иметь право на ошибку, участвовать в совместной деятельности, работать в условиях альтернативы;
- разработать согласованную педагогическую стратегию обучения и воспитания школьников.
На достижение указанных целей и задач направлена реализация плана работы школы по преемственности между первой и второй ступенями обучения.
месяц | содержание работы | цель | ответственные |
Сентябрь | Работа с классным коллективом. | Определение уровня познавательной активности, культуры поведения в коллективе. | Классные руководители, учителя-предметники |
Классный час-экскурсия: «Особенности организации учебной деятельности в 5-х классах». | Знакомство с кабинетами, в которых будут заниматься обучающиеся и едиными требованиями к учащимся 2-й ступени. | ||
Контрольные работы по математике, русскому языку | Контроль уровня знаний | ||
Октябрь | Классно-обобщающий контроль в 5-х классах. | Изучение психолого-педагогических проблем в период адаптации,соблюдение единых требований, создание преемственных связей в содержании и методах обучения | Зам. директора по УВР, педагог-психолог, классные руководители. |
Ноябрь | Малый педсовет «Единая педагогическая стратегия поддержки пятиклассников на этапе адаптации в среднем звене» | Итоги классно-обобщающего контроля и выработка единой стратегии по проблеме преемственности между начальным и средним звеном на ближайший год | Зам. директора по УВР |
Ноябрь-февраль | Совместная методическая работа учителей начальных классов с учителями среднего звена. | Единство требований к учащимся, учет индивидуальных способностей | Администрация |
Привлечение обучающихся среднего звена к подготовке и проведению мероприятий в 4-х классах. | Психологическая адаптация младших школьников к общению со школьниками 2-ой ступени | Руководители ШМО,руководитель научного общества старшеклассников | |
Проведение контрольных срезов по учебным предметам изучаемым в 5-х классах. | Определение способности обучающихся к усвоению новых знаний и умения «встраивать» старые знания в систему новых | Администрация | |
Мониторинг успеваемости обучающихсяуспеваемости обучающихся | Сохранение качества знаний и успеваемости обучающихся | Администрация | |
Март | Предварительное комплектование учителями и классными руководителями будущих 5-х классов (по необходимости). | Изучение индивидуальных психологических особенностей учащегося | Администрация,педагог-психолог |
Предварительная нагрузка учителей-предметников Назначение классных руководителей. | Выявление эмоционального соответствия учителя-предметника и классного руководителя сложившемуся поведенческому и эмоциональному климату в классе | ||
Апрель | Посещение уроков и мероприятий в 4-х классах администрацией и учителями-предметниками средней школы. | Знакомство с методикой и едиными требованиями к учащимся в начальной школе. | Администрация,учителя-предметники |
Контрольные работы по русскому языку и математике в 5-х классах | Соответствие ЗУН образовательным стандартам | ||
Классно-обобщающий контроль в 5-х классах | Провести сравнительный анализ, выявить недочеты в работе | ||
Май | Составление и корректировка учебных планов для будущих 5-х классов по уровням обучения | Компенсация слабой успеваемости учащихся | Администрация |
Август | Корректировка (по необходимости) комплектования классов и учебных планов по уровню обучения Утверждение нагрузки учителей-предметников. Назначение классных руководителей. |
Учет индивидуальных психологических способностей | Администрация |
В плане работы говорится о классно-обобщающем контроле, который проводится в два этапа. Первый этап - в начале учебного года, второй - в начале четвертой четверти. По итогам составляется справка, в которой указывается цель контроля, мероприятия, которые были проведены в рамках обобщающего контроля, дается подробный анализ и рекомендации. При этом в перечень мероприятий включается:
- посещение уроков учителей-предметников, работающих в 5-х классах;
- проведение входных контрольных работ по русскому языку и математике;
- проверка тетрадей обучающихся;
- проверка дневников обучающихся;
- проверка классных журналов на предмет осуществления учителями-предметниками текущего тематического контроля, объективности оценки знаний обучающихся, дозировки домашнего задания;
- социальным педагогом проводится анализ социально-психологического климата в классах.
Рекомендации направлены на устранение выявленных недостатков в работе и могут быть следующим:
- продолжить работу учителей начальных классов по устойчивому формированию у обучающихся знаний, умений и навыков;
- требовать соблюдения учащимися единого орфографического режима;
- учителям-предметникам, работающим в 5-х классах посещать уроки коллег, которые преподают в этой же параллели;
- эффективнее внедрять личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные технологии;
- рационально использовать рабочее время урока;
- учитывать возрастные особенности обучающихся, использовать разные формы работы на уроке;
- проводить физкультминутки, соблюдать режим проветривания;
- выставлять в дневники обучающихся отметки по предмету.
Повторный классно-обобщающий контроль начинается с проверки выполнения ранее данных рекомендаций. Проводится сравнительный анализ состояния классных коллективов на начало и конец учебного года, преемственности форм и методов организации учебного процесса, выполнения учебных программ, эффективности усвоения обучающимся. Обязательно подводятся предварительные итоги окончания учебного года и, если они сильно не отличаются от итогов окончания 4-ого класса, то можно сделать вывод, что система работы оправдала себя. Если же результаты невысоки, то есть о чем задуматься, а может быть еще и успеть исправить.
Список используемой литературы:
- Журнал «Завуч», № 3, 2004.
- Журнал «Управление школой», № 16, 2005.
- Газета «Школьный психолог», изд. «Первое сентября», 2004-2006.
- Журнал «Завуч. Управление современной школой», № 3, 2007.
- Журнал «Завуч. Управление современной школой», № 8, 2007.