Цель: отработка и закрепление навыков конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях.
Задачи:
- Научить старшеклассников «слышать» другого человека в конфликтных ситуациях.
- Дать представление о способах конструктивного взаимодействия: использование «Я-высказывания», переструктурирование образа ситуации, обмен ролями, объективизация конфликта.
- Отработать навык «Я-высказывания» в житейских и педагогических ситуациях.
Материал: карточки с ситуациями; двойная картинка «старуха-девушка»; мягкая игрушка; карта конфликта; визитки с именами участников.
Ход занятия
Урок проводится с элементами психологического тренинга. Стулья стоят по кругу по количеству участников.
1 этап.
В начале урока идет ритуал приветствия. Педагог здоровается с каждым старшеклассником и просит назвать его цвет сегодняшнего настроения.
Психолог рассказывает притчу: «Я хочу рассказать вам историю. Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его: О, мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?» Мудрец на мгновение задумался и ответил: «Ты глупый молодой дурак. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком невежественен». Услышав такое молодой воин рассвирепел: «Да за такие слова я готов тебя просто убить!» – закричал он и достал меч из ножен, чтобы покарать мудреца. В то же мгновение мудрец сказал: «Вот это и есть ад». Услышав эти слова, молодой воин вновь вставил меч в ножны. «А вот и есть небеса», – заметил старик.
Время от времени каждый из нас в разговоре с кем-то имеет другую точку зрения и хочет доказать свою правоту во что бы то ни стало. Иногда в таком споре нет ничего плохого, но порой это превращается в настоящую открытую борьбу. Какие же способы позволяют избежать физических и психологических драк? Сегодня мы попробуем на практике различные способы.
2 этап. Конструктивный способ – переструктурирование ситуации.
Упражнение «Старуха – девушка». Старшеклассники делятся на две одинаковые по числу членов группы. Каждая группа получает рисунок. Одна группа получает <Рисунок1>, другая – <Рисунок2>. Каждой группе дается задание описать человека, изображенного на рисунке, включая его половую принадлежность, одежду, прическу и возраст. Один человек выступает от своей группы. Каждый член первой группы образует пару с членом второй группы. Каждой паре дается <Рисунок3>.
Рис. 1
Рис.2
Рис.3
Затем обоих членов пары просят согласовать общее описание человека, изображенного на рисунке, включая его половую принадлежность, одежду, прическу и возраст. Проводится обсуждение в целом результатов переговоров. Восприняли ли рисунок 3 одинаково? Когда вы восприняли рисунок определенным образом, было ли трудно увидеть его по-другому? Какую роль играет прежний опыт, обстоятельства, ожидания и взгляды на то, как вы понимаете свое и чужое поведение при конфликте? То, как вы слушаете и отвечает другому человеку, очень важно для конструктивного взаимодействия. Решающим является то, сообщаете ли вы, что услышали и поняли. Итак, одним из способов конструктивного взаимодействия – переструктурирование видения ситуации и умение слышать другого человека. Это очень важно, так как мы увидели, что два человека могут совершенно по-разному воспринять одно и то же явление.
3 этап.
Старшеклассники повторяют материал по теме «Я-высказывание». Что это такое? Какова схема «Я-высказывания»[2]
«Я-ВЫСКАЗЫВАНИЕ» – это способ вербального выражения чувств, возникающих в напряженной ситуации.
«Я-ВЫСКАЗЫВАНИЕ»–это конструктивная альтернатива «Ты- высказыванию», которое традиционно применяется для решения конфликта через высказывание негативной оценки в адрес другого, таким образом ответственность перекладывается на этого другого.
«Я-ВЫСКАЗЫВАНИЕ» позволяет дать партнеру по общению обратную связь и при этом взять ответственность на себя. «Я-ВЫСКАЗЫВАНИЕ» дает возможность выбора Вашему партнеру по общению.
Схема «Я-высказывания»:
«Я-высказывание» обязательно включает в себя три компонента;
- Описание ситуации, вызвавшей напряжение;
- Точное называние своего чувства в этой ситуации;
- Называние причин возникновения напряжения (без их интерпретации).
Кроме того, в схему можно включить как бы тебе хотелось, чтобы партнер по общению поступил и сказать, как ты себя поведешь, если человек е изменит своего поведения.
Пример: мама отчитала при друзьях сына за то, что он не вымыл посуду.
Ответ: «Когда ты накричала на меня при ребятах, я почувствовал себя неудобно, поэтому в следующий раз я прошу тебя высказывать свои замечания не в присутствии моих друзей, тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям и выполнять твои требования».
Упражнение на отработку навыка «Я-высказывания». Старшеклассники получают ситуации на карточках (одну на двоих) и обсуждают между собой возможные варианты высказываний.
Примерные ситуации:
- Твой друг (подруга) попросил(а) у тебя одежду и порвал(а ) ее.
- Твой младший брат изрисовал ручкой твои учебники.
- Твои друзья пошли в кино, а тебя не позвали.
- Твой учитель незаслуженно обвинил тебя в том, что ты списал(а) контрольную у соседа.
- Вы с другом договорились встретиться на улице. Ты прождал(а) его час, а он не пришел.
- Тренер сказал, что ты пропускаешь тренировки, поэтому он отчисляет тебя из команды.
4 этап.
Мы потренировались еще в одном конструктивном способе взаимодействия при конфликтах. Разберем следующий. Он называется – объективизация конфликта (подробный анализ конфликтной ситуации).
Упражнение «Разыгрывание и анализ проблемной ситуации» 2. Ученица играет роль Екатерины Павловны, а ученик – роль Миши Шапкина.
Мы на уроке у Екатерины Павловны, она ведет занятия в 9 классе. Она уже объяснила новую тему, когда в класс вошел опоздавший Миша Шапкин, он опаздывает часто.
М.: – Здрасьте. Можно?
Е.П.: – Здравствуй, Шапкин. Что опять случилось?
М.: – Я... отводил сестру в детский сад... и мы... забыли вещи и должны были вернуться... потому что забыли...
Е.П.: – Ну все, хватит, Шапкин. Мне все ясно. Ты опять врешь. Больше это тебе так не пройдет! Иди к директору и не мешай мне работать!
М.: – Я вообще к вам на урок не приду.
Психолог предлагает участникам группы проанализировать приемы взаимодействия, использованные учительницей, разобрать ситуацию и продолжить ее с учетом способа «Я-высказывания».
Примерная схема анализа конфликтной ситуации:
- Участники конфликтной ситуации (их возрастные и индивидуальные особенности).
- Описание конфликтной ситуации (место возникновения и поведения участников).
- Определить потребности участников.
- Ситуация глазами ученика и учителя.
- Вид конфликта (деятельность, поведение, отношение).
- Варианты предупреждения инцидента.
Все участники группы предлагают свои варианты поведения учительницы. Очень эффективно ролевое разыгрывание вариантов. После этого предлагается следующий вариант [2]:
М.: – Здрасьте. Можно? (мнется, смотрит исподлобья, а глаза бегают). Извините, пожалуйста, Екатерина Павловна, у меня такие были обстоятельства... Я ... Вы знаете... всегда отвожу сестру в детский сад, и вот... мы забыли дома... и вернулись...
Е.П.: – Миша, ты же хорошо понимаешь, что это все легко проверить. Всякий раз, когда я слышу твои оправдания, я чувствую, что я тебе не верю, и что... мне тебя не жалко. Извини.
М.: – Екатерина Павловна!
Е.П.: – Садись, Миша, разберемся позже.
Психолог: В этом случае ситуация разрешилась без очевидного внешнего конфликта, и хотя Екатерина Павловна понимает, что она своими замечаниями не отучила Мишу опаздывать, она чувствует себя спокойно, так как ей удалось остаться самой собой, не дать Мише вовлечь себя в игру «жалость» (Миша пытался манипулировать ею с помощью жалости) и выразить те чувства, которые она испытывала в данной ситуации.
5 этап.
Обсуждение итогов. Старшеклассники анализируют, что они получили в ходе занятия. «Я получил…понял…мой конструктивный способ в конфликтной ситуации…»
ЛИТЕРАТУРА
- Джонсон Д.У. Тренинг общения и развития. М.: Издательская группа «Прогресс», 2001.
- Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М. Генезис, 1997.
- Хрестоматия по социальной психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1994.