Практическое занятие в курсе "Психология общения" по теме "Навыки конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях". 11-й класс

Разделы: Школьная психологическая служба

Класс: 11


Цель: отработка и закрепление навыков конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях.

Задачи:

  1. Научить старшеклассников «слышать» другого человека в конфликтных ситуациях.
  2. Дать представление о способах конструктивного взаимодействия: использование «Я-высказывания», переструктурирование образа ситуации, обмен ролями, объективизация конфликта.
  3. Отработать навык «Я-высказывания» в житейских и педагогических ситуациях.

Материал: карточки с ситуациями; двойная картинка «старуха-девушка»; мягкая игрушка; карта конфликта; визитки с именами участников.

Ход занятия

Урок проводится с элементами психологического тренинга. Стулья стоят по кругу по количеству участников.

1 этап.

В начале урока идет ритуал приветствия. Педагог здоровается с каждым старшеклассником и просит назвать его цвет сегодняшнего настроения.

Психолог рассказывает притчу: «Я хочу рассказать вам историю. Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его: О, мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?» Мудрец на мгновение задумался и ответил: «Ты глупый молодой дурак. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком невежественен». Услышав такое молодой воин рассвирепел: «Да за такие слова я готов тебя просто убить!» – закричал он и достал меч из ножен, чтобы покарать мудреца. В то же мгновение мудрец сказал: «Вот это и есть ад». Услышав эти слова, молодой воин вновь вставил меч в ножны. «А вот и есть небеса», – заметил старик.

Время от времени каждый из нас в разговоре с кем-то имеет другую точку зрения и хочет доказать свою правоту во что бы то ни стало. Иногда в таком споре нет ничего плохого, но порой это превращается в настоящую открытую борьбу. Какие же способы позволяют избежать физических и психологических драк? Сегодня мы попробуем на практике различные способы.

2 этап. Конструктивный способ – переструктурирование ситуации.

Упражнение «Старуха – девушка». Старшеклассники делятся на две одинаковые по числу членов группы. Каждая группа получает рисунок. Одна группа получает <Рисунок1>, другая – <Рисунок2>. Каждой группе дается задание описать человека, изображенного на рисунке, включая его половую принадлежность, одежду, прическу и возраст. Один человек выступает от своей группы. Каждый член первой группы образует пару с членом второй группы. Каждой паре дается <Рисунок3>.


Рис. 1

Рис.2

Рис.3

Затем обоих членов пары просят согласовать общее описание человека, изображенного на рисунке, включая его половую принадлежность, одежду, прическу и возраст. Проводится обсуждение в целом результатов переговоров. Восприняли ли рисунок 3 одинаково? Когда вы восприняли рисунок определенным образом, было ли трудно увидеть его по-другому? Какую роль играет прежний опыт, обстоятельства, ожидания и взгляды на то, как вы понимаете свое и чужое поведение при конфликте? То, как вы слушаете и отвечает другому человеку, очень важно для конструктивного взаимодействия. Решающим является то, сообщаете ли вы, что услышали и поняли. Итак, одним из способов конструктивного взаимодействия – переструктурирование видения ситуации и умение слышать другого человека. Это очень важно, так как мы увидели, что два человека могут совершенно по-разному воспринять одно и то же явление.

3 этап.

Старшеклассники повторяют материал по теме «Я-высказывание». Что это такое? Какова схема «Я-высказывания»[2]

«Я-ВЫСКАЗЫВАНИЕ» – это способ вербального выражения чувств, возникающих в напряженной ситуации.

«Я-ВЫСКАЗЫВАНИЕ»–это конструктивная альтернатива «Ты- высказыванию», которое традиционно применяется для решения конфликта через высказывание негативной оценки в адрес другого, таким образом ответственность перекладывается на этого другого.

«Я-ВЫСКАЗЫВАНИЕ» позволяет дать партнеру по общению обратную связь и при этом взять ответственность на себя. «Я-ВЫСКАЗЫВАНИЕ» дает возможность выбора Вашему партнеру по общению.

Схема «Я-высказывания»:

«Я-высказывание» обязательно включает в себя три компонента;

  1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение;
  2. Точное называние своего чувства в этой ситуации;
  3. Называние причин возникновения напряжения (без их интерпретации).

Кроме того, в схему можно включить как бы тебе хотелось, чтобы партнер по общению поступил и сказать, как ты себя поведешь, если человек е изменит своего поведения.

Пример: мама отчитала при друзьях сына за то, что он не вымыл посуду.

Ответ: «Когда ты накричала на меня при ребятах, я почувствовал себя неудобно, поэтому в следующий раз я прошу тебя высказывать свои замечания не в присутствии моих друзей, тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям и выполнять твои требования».

Упражнение на отработку навыка «Я-высказывания». Старшеклассники получают ситуации на карточках (одну на двоих) и обсуждают между собой возможные варианты высказываний.

Примерные ситуации:

  1. Твой друг (подруга) попросил(а) у тебя одежду и порвал(а ) ее.
  2. Твой младший брат изрисовал ручкой твои учебники.
  3. Твои друзья пошли в кино, а тебя не позвали.
  4. Твой учитель незаслуженно обвинил тебя в том, что ты списал(а) контрольную у соседа.
  5. Вы с другом договорились встретиться на улице. Ты прождал(а) его час, а он не пришел.
  6. Тренер сказал, что ты пропускаешь тренировки, поэтому он отчисляет тебя из команды.

4 этап.

Мы потренировались еще в одном конструктивном способе взаимодействия при конфликтах. Разберем следующий. Он называется – объективизация конфликта (подробный анализ конфликтной ситуации).

Упражнение «Разыгрывание и анализ проблемной ситуации» 2. Ученица играет роль Екатерины Павловны, а ученик – роль Миши Шапкина.

Мы на уроке у Екатерины Павловны, она ведет занятия в 9 классе. Она уже объяснила новую тему, когда в класс вошел опоздавший Миша Шапкин, он опаздывает часто.

М.: – Здрасьте. Можно?

Е.П.: – Здравствуй, Шапкин. Что опять случилось?

М.: – Я... отводил сестру в детский сад... и мы... забыли вещи и должны были вернуться... потому что забыли...

Е.П.: – Ну все, хватит, Шапкин. Мне все ясно. Ты опять врешь. Больше это тебе так не пройдет! Иди к директору и не мешай мне работать!

М.: – Я вообще к вам на урок не приду.

Психолог предлагает участникам группы проанализировать приемы взаимодействия, использованные учительницей, разобрать ситуацию и продолжить ее с учетом способа «Я-высказывания».

Примерная схема анализа конфликтной ситуации:

  1. Участники конфликтной ситуации (их возрастные и индивидуальные особенности).
  2. Описание конфликтной ситуации (место возникновения и поведения участников).
  3. Определить потребности участников.
  4. Ситуация глазами ученика и учителя.
  5. Вид конфликта (деятельность, поведение, отношение).
  6. Варианты предупреждения инцидента.

Все участники группы предлагают свои варианты поведения учительницы. Очень эффективно ролевое разыгрывание вариантов. После этого предлагается следующий вариант [2]:

М.: – Здрасьте. Можно? (мнется, смотрит исподлобья, а глаза бе­гают). Извините, пожалуйста, Екатерина Павловна, у меня такие были обстоятельства... Я ... Вы знаете... всегда отвожу сестру в детский сад, и вот... мы забыли дома... и вернулись...

Е.П.: – Миша, ты же хорошо понимаешь, что это все легко проверить. Всякий раз, когда я слышу твои оправдания, я чувствую, что я тебе не верю, и что... мне тебя не жалко. Извини.

М.: – Екатерина Павловна!

Е.П.: – Садись, Миша, разберемся позже.

Психолог: В этом случае ситуация разрешилась без очевидного внешнего конфликта, и хотя Екатерина Павловна понимает, что она своими замечаниями не отучила Мишу опаздывать, она чувствует себя спокойно, так как ей удалось остаться самой собой, не дать Мише вовлечь себя в игру «жалость» (Миша пытался манипулировать ею с помощью жалости) и выразить те чувства, которые она испытывала в данной ситуации.

5 этап.

Обсуждение итогов. Старшеклассники анализируют, что они получили в ходе занятия. «Я получил…понял…мой конструктивный способ в конфликтной ситуации…»

ЛИТЕРАТУРА

  1. Джонсон Д.У. Тренинг общения и развития. М.: Издательская группа «Прогресс», 2001.
  2. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М. Генезис, 1997.
  3. Хрестоматия по социальной психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1994.