Пересказ на уроках литературного чтения (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Всем известно, что существует несколько видов пересказа и обычно они проходят в такой форме. Учитель выбирает текст и просит детей ознакомиться с ним дома, а затем на уроке ученики передают содержание прочитанного либо по вопросам, либо пересказывают подробно. Выслушивание на уроке одного и того же текста, исполняемого разными детьми у доски, утомляет учеников. Такой пересказ волнует только самого читающего, да и то с точки зрения получение отметки. Часто можно наблюдать, что ученик, пересказывая текст или отрывок из него, не понимает содержания, а его ответ лишь заученные дома фразы.

Как сделать данный вид деятельности интересным, как вовлечь всех детей в классе в творческую работу?

В своем уроке я попробую ответить на данные вопросы, которые волнуют многих учителей.

Чтобы урок прошел успешно необходимо выполнить следующие условия при его подготовке:

  1. Предварительное чтение текста дома.
  2. Знание детьми схем авторской работы. (Приложение 1)
  3. Знание способов творческой работы, которые были введены учителем постепенно.
  4. Сформированность умения учащихся оценивать работу своих товарищей.
  5. Групповая форма работы.

Способы творческой работы при пересказе текста

1. Использование памятки. (Приложение 2)

2. Использование схем. Дети схематично зарисовывают основные моменты текста. Данный вид деятельности рекомендую для той категории учеников, у которых есть проблемы с памятью.

3. Инсценирование. Этот вид деятельности направлен на развитие воображения, формирование установки на чтение не как на развлечение, а как на труд души.

Исходя из этих способов, в классе формируются три группы.

Таким образом, на данном уроке ученики выступают в роли:

Читателя - прочитали произведение дома и пред выполнением работы просматривают текст снова.

Слушателя- выслушивают ответы своих товарищей.

Актера — проигрывают сюжет произведения.

Критика — оценивают работу своих товарищей.

Тема: Николай Носов «Фантазеры» (пересказ художественного текста)

Цель: учить школьников пересказывать художественное произведение, выбирая при этом доступный своим способностям вид деятельности. Учить детей обращать внимание на автора произведения, на название рассказа и на смысл этого названия.

 Помочь детям осознать нравственный смысл произведения: кого из героев можно назвать «фантазерами», а кого «врунами».

Развивать интерес к творчеству писателя, развивать речь, воображение, навыки чтения, навыки работы со словарем.

Оборудование: схемы авторской работы (Приложение 1), толковые словари, памятки (Приложение 2), чистые листы бумаги и карандаши, черные и белые кружки для оценки, учебники «Литературное чтение».

Форма работы: групповая

Ход урока

1. Оргмомент

- Здравствуйте, я рада приветствовать вас на уроке литературного чтения. Посмотрите на меня, я хочу увидеть ваши глаза, понять как вы готовы к уроку, какое у вас настроение.

2. «Мозговой штурм»

  • Как называется рассказ, который вы прочитали дома? («Фантазеры»)
  • Кто автор рассказа? (Николай Носов)
  • Кто рассказчик: РГ или РП. (РП)
  • Какая из схем, представленных на доске, подходит к данному произведению? (Приложение 1)
  • Докажите, что в этом произведении РП. (рассказчик не называет себя, он как бы наблюдает со стороны за происходящими событиями)

3. Постановка учебной задачи

- Сегодня на уроке нам необходимо пересказать все три части рассказа «Фантазеры». Я предлагаю вам следующие виды работы: работа с памяткой, составление схем, инсценирование. Выберите тот вид работы, который вам больше нравится.

Дети объединяются в группы, в зависимости от вида деятельности.

Учитель каждой группе дает задание.

1 группа: раздаются памятки, толковые словари

В 1 части рассказа найдите непонятные вам слова, попробуйте объяснить их значение, составьте план этой части.

Расскажите, как составить план? (выделить главное в абзаце)

2 группа: прочитайте еще раз 2 часть, а затем схематично зарисуйте ее. Вы будете рассказывать по своим зарисовкам.

3 группа: вам предстоит инсценировать 3 часть рассказа. Прочитайте, распределите роли. Подумайте, какие предметы вам помогут в работе.

Дается время на подготовку (рекомендуется включить спокойную музыку).

4. Проверка выполненной работы

- Дома при чтении произведения, в какой роли вы выступали? (читателя)

- Кто вы на уроке? (читатели, слушатели, актеры)

- Совершенно верно. Но я хочу напомнить вам, что вы будете оценивать работу своих товарищей. Приготовьте черные и белые кружки. Что они означают? (белый цвет - понравилось, черный - не понравилось).

- Ребята, при оценивании не забудьте сказать, что именно вам понравилось или почему вы считаете, что кто-то из товарищей выступил неудачно.

1 группа.

Значение непонятных слов. В первой части нам было непонятно значение слов: «небылицы», «фантазеры», «космическое пространство». Мы нашли значение этих слов в толковом словаре.

Небылицы — неправдоподобные истории, фантазеры - от слова фантазия, что означает способность к творческому воображению, мечта, нечто надуманное, несбыточное. Пространство от слова «простор» - свобода, раздолье. А космическое пространство — это простор за пределами земной атмосферы.

План 1 части.

1. Возраст.

2. Фантазии о море: как переплывали, встреча с акулой.

3. Встреча с крокодилом.

4. Фантазии о транспорте.

5. Полеты во сне.

Далее идет пересказ по плану.

Итоговые вопросы учителя:

- Чему позавидовал Стасик?

- Можно ли таких врунов назвать «фантазерами»? Почему? (ребята врут для удивления, придумывают что-нибудь «небывалое», развивают свою фантазию)

Класс оценивает работу 1 группы.

2 группа: представляют схематичную зарисовку 2 части рассказа и передают по схеме содержание 2 части. (Приложение 3)

Итоговые вопросы учителя:

- Почему Стасик считал, что врать не стыдно? («Мы же никого не обманываем»)

- Когда, с точки зрения Игоря, есть смысл врать? («.. а я вчера соврал, мне от этого польза»)

- Почему Мишутка и Стасик отказались сидеть на лавочке с Игорем? (Игорь рад, что из-за него «другому досталось»)

- На чьей стороне вы в этой ссоре?

Оценка классом.

3 группа: инсценировка эпизода на лестнице: диалог героев.

 Роли: Мишутка, Стасик, Ира.

Предметы: сделали из бумаги макет мороженого.

Мимикой и жестами дети подчеркивают настроение девочки в начале встречи.(грустное, потому что ее наказали несправедливо) и в конце, когда мальчики поделились с ней мороженым.

Итоговые вопросы учителя.

- Зачем Стасик врет, что они не хотят мороженого? (Чтобы Ира не отказалась есть мороженое)

- Как отнеслась Ира к выдумке Мишутки, что он один раз «съел целое ведро мороженого»? (Засмеялась)

- На чьей стороне, по вашему мнению, симпатии  рассказчика? (На стороне Мишутки и Стасика)

Оценка классом..

5. Итог урока

- Какая форма работы на уроке вам понравилась?

- Что хотели бы рассказать родителям о нашем уроке?

- Мне тоже понравилось с вами работать. Я благодарю вас за урок.

6. Домашнее задание

Сделайте небольшие зарисовки к этому рассказу, еще раз подумайте, почему Н. Носов назвал свой рассказ «Фантазеры»?