Цели урока:
- повторить и обобщить знания учащихся по теме «Вторая моровая война 1939 – 1945 гг.»;
- развивать у учащихся умения и навыки к логическому мышлению;
- аргументировано высказывать свою точку зрения, вести дискуссию;
- развивать творческие способности учащихся;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- воспитывать чувство патриотизма, национальной гордости за судьбу Отечества.
Оборудование урока: карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», раздаточный материал, таблички с названиями стран и их флаги, портреты военно-политических лидеров второй мировой войны.
План урока
1. Проблемная игра
А) советско-германский пакт о ненападении 1939 г. и секретный протокол к нему;
Б) Тегеранская конференция 1943 г.
2. Проблемно-познавательные задания на карточках.
3. Игра «Узнай политического лидера».
4. Итоги урока.
ХОД УРОКА
1. Учитель: Сегодня на уроке мы
повторим и обобщим тему «Вторая мировая война».
Хотя с момента окончания второй мировой войны
прошло уже много лет, интерес к ней не ослабевает
с течением времени. В научный оборот вводятся
новые документы, а многие уже факты получают иное
толкование в мемуарной литературе и
исторических исследованиях. На этой основе
ликвидируются «белые пятна» истории,
переосмысливаются и переоцениваются многие
события тех грозных лет. Воссоздается более
полная и правдивая картина войны. Особо
пристальный интерес вызывает
советско-германский пакт о ненападении 1939 г. и
секретный протокол к нему, известный лишь по
фотокопиям.
20 августа 1939 г. Гитлер обратился с личным
посланием к Сталину,
предложив принять 22 или 23 августа министра
иностранных дел Германии Риббентропа для
составления и подписания пакта о ненападении.
Утром 23 августа Риббентроп прилетел в Москву. К
исходу дня был подписан советско-германский пакт
о ненападении сроком на 10 лет, а вместе с ним и
секретный протокол к нему, в соответствии с
которым стороны взяли ряд обязательств. В случае
вооруженного германо-польского конфликта
германские войска не должны двигаться дальше рек
Висла, Нарев, Сан и вступать на территории
Финляндии, Латвии Эстонии, которые относились к
сфере влияния СССР. Германия также признавала
заинтересованность СССР в отношении Бессарабии.
Внимательно выслушайте мнения Сталина и Гитлера
и ответьте: кто мог использовать этот договор
более эффективно – Сталин или Гитлер? Почему?
(Выступают заранее подготовленные учащиеся)
1-й ученик (от лица Сталина): Этот документ, который мы подписали, дает нам свободу рук в отношении Эстонии, Латвии, Бессарабии и Финляндии. Судьба этих стран будет зависеть от нас. Германия оказывается в стороне. Мы получим доступ к Балтийскому морю. Все это чрезвычайно выгодно для нас. Гитлер хочет обвести нас вокруг пальца, но я думаю, мы его перехитрим.
2-й ученик (от лица Гитлера):
Поляки – наш извечный враг, Польша всегда будет
стоять на стороне наших противников. Для нас речь
идет о расширении жизненного пространства, а
также о решении балтийской проблемы.
Если судьба заставит нас столкнуться с Западом,
то в этом случае будет хорошо иметь обширную
территорию на Востоке. Поэтому польский вопрос
обойти невозможно: остается лишь одно решение –
при первой подходящей возможности напасть на
Польшу. Задача в том, чтобы изолировать Польшу.
Нельзя допустить одновременного столкновения с
Западом. Столкновение с Польшей может увенчаться
успехом только в том случае, если Запад будет
исключен из игры.
(Возможные варианты ответов)
Учащиеся (сторонники точки зрения Сталина): Советско-германский пакт о ненападении был на руку Сталину. В состав СССР вошли Западная Украина и Западная Белоруссия, Бессарабия, Прибалтика. Таким образом, СССР расширил свою территорию. Япония, бывшая союзницей Германии по «антикоминтерновскому пакту», была шокирована заключением советско-германского пакта о ненападении. Ее надежды на то, что военные действия против СССР на востоке будут дополнены военными действиями с запада, оказались тщетными. Агрессивные планы Японии были сорваны. Советский Союз получил возможность провести необходимые мероприятия по укреплению вооруженных сил страны.
Сторонники точки зрения Гитлера: Более эффективно использовал советско-германский пакт о ненападении Гитлер. Подписав договор, Германия избежала возможности вести войну на два фронта. Германия получила возможность провести успешные операции на Западе, завоевать ее, а затем перебросить свои силы на восток, против СССР.
Учитель: Дочь Сталина Светлана
Аллилуева писала: «Он (Сталин) не угадал и не
предвидел, что пакт 1939 года, который он считал
своей большой хитростью, будет нарушен еще более
хитрым противником».
Действительно, Гитлер получил свободу действий
на Западе и обеспечил себе тыл на Востоке. Уже 1
сентября 1939 г. гитлеровские войска вторглись на
территорию Польши. Это было началом второй
моровой войны.
Переломным моментом в отношениях между союзниками по антигитлеровской коалиции явилась Тегеранская конференция 1943 г. 28 ноября за столом переговоров встретились И.Сталин, Ф.Рузвельт и У.Черчилль. Заранее выработанной повестки дня не существовало, хотя ее участники знали, о чем пойдет речь. Главный вопрос этой конференции – открытие второго фронта. Инициатором этой встречи был Сталин.
(Выступают заранее подготовленные учащиеся)
1-й ученик (от лица Сталина): Сталин в глазах миллионов людей Запада воплощал весь советский народ, мужественно сражавшийся с фашизмом. Он обладал властью, которой не обладал ни один из его партнеров.
2-й ученик (от лица Рузвельта): Рузвельт уже зарекомендовал себя крупнейшим реформатором ХХ века, вдохновителем «нового курса».
3-й ученик (от лицаЧерчилля): Черчилль – политик, вышедший из ХIХ века, – олицетворял силы, упорно отодвигавшие закат Британской империи.
Учитель: Каждый из них, прибыв на конференцию, думал о достижении своих целей. Внимательно выслушайте диалог лидеров «большой тройки». Следующая для вас проблема: какую цель преследовал каждый из этих лидеров.
1-й ученик (от лица Сталина): Я глубоко убежден, что окончание войны с гитлеровской Германией во многом зависит от того, как скоро будет открыт второй фронт. Высадку англо-американских войск следует произвести в Нормандии и таким образом расколоть силы Германии на два фронта.
2-й ученик (от лица Рузвельта): Я полностью согласен с мнением товарища Сталина. Кратчайший путь к победе лежит через высадку в Северной Франции.
3-й ученик (от лицаЧерчилля): Операцию по высадке десанта необходимо провести на Балканах. Это – «мягкое подбрюшье Европы». В случае же высадки через Ла-Манш во Франции к моменту вторжения должно находиться не более 12 германских мобильных дивизий. При определенных обстоятельствах операция «Оверлорд» вообще может оказаться под вопросом.
(Возможные варианты ответов)
Учащиеся:Черчилль хочет войти в Центральную Европу, не пустить Красную Армию в Европу. Рузвельт же разделял точку зрения Сталина.
Учитель: Кто, по вашему мнению, сыграл основную роль в решениях Тегеранской конференции?
(Возможные варианты ответов)
Учащиеся:Несомненно основную роль в решениях Тегеранской конференции сыграл Сталин. Его партнерам было ясно, что Советский Союз может и без их участия завершить разгром фашистской Германии. Поэтому они вынуждены были считаться с мнением Сталина и не допустить распространения коммунизма по всей Европе.
Учитель: Таким образом, на Тегеранской конференции был решен вопрос об открытии второго фронта в Северной Франции.
2. Далее мы переходим к конкретным проблемно-познавательным заданиям. У меня в руках карточки с вопросами. О каком сражении (событии) идет речь?
– «Время шло. Противник упорно молчал. Наше
волнение нарастало… Но вот стрелки часов
показали 4 часа 30 минут, и Модель наконец подал
свой голос…» (Битва на Курской дуге).
– «Восстание вспыхнуло 1 августа, когда сила
русского удара уже иссякла» (Варшавское
восстание).
– «Нам надо пройти до Волги еще только 1 км, но мы
его никак не можем пройти. Мы ведем борьбу за этот
км дольше, чем войну за всю Францию, но русские
стоят, как каменные глыбы» (Сталинградская
битва).
– «В воздух взвились тысячи разноцветных ракет.
По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов,
расположенных через каждые 200 м. Более 100 млрд.
свечей освещали поле боя, ослепляя противника и
выхватывая из темноты объекты атаки для наших
танков и пехоты» (Берлинская операция).
– «Неискушенному в боях человеку показалось бы,
что в пылающем городе уже нет места для жизни, что
там все разрушено, все сгорело. Но я знал: на том
берегу продолжается бой» (Сталинградская
битва).
3. Следующее задание: викторина «Узнай политического лидера»
– «Родился 30 ноября 1874 года в родовом дворце герцогов Мальборо Бленхейм. С третьей попытки поступил в кавалерийское училище в военной школе Сендхерст. Получив звание лейтенанта, поступил на службу в 4-й гусарский полк. В июде1917 г. – пост министра военного снабжения. Его иногда называют «отцом танка». Сменил Чемберлена на посту премьер-министра в сентябре 1939 г.». (Уинстон Черчилль)
– «Родился в 1883 г. в семье деревенского кузнеца в провинции Форли области Эмилия-Романья, в небольшой деревушке Довна. Управлял самолетом. Любил сравнивать себя с героями Древнего Рима, особенно с Юлием Цезарем. В марте 1919 г. собирает своих сторонников в «Союз борьбы». В 1936 году организует военно-фашистский мятеж в Испании». (Бенито Муссолини)
– «Родился 20 апреля 1889г. Хотел стать художником. С 20 лет проявлял интерес к политике. Он стал завсегдатаем собраний, проводившихся правыми партиями и все больше превращался в убежденного националиста. В августе 1914 г. вступил добровольцем в германскую армию. В боях на Западном фронте был награжден железным крестом первого класса – орденом, которого низшие чины удостаивались в самых исключительных случаях. 8 – 9 ноября 1923 г. он и его соронники предприняли попытку государственного переворота. Путч был подавлен. Был помещен в тюрьму Ландсберг в Баварии,где написал 1-й том книги «Майн кампф»(«Моя борьба»). Умер 30 апреля 1945 г.» (Адольф Гитлер)
– «Выдающийся военачальник второй мировой войны и 34-й президент США, родился 14 октября 1890 г. в г. Денисон, штат Техас. В 1910 г. стал кадетом Общевойскового училища в Вест-Пойнте. В июне 1942 г. получает назначение на пост главнокомандующего всеми вооруженными силами США на европейском театре военных действий. С 1943 г. становится главнокомандующим вооруженными силами союзников в Европе. В его задачу входила подготовка вторжения союзных войск во Францию. После капитуляции Германии был назначен главнокомандующим американскими оккупационными войсками в Германии, а в июне 1945 г. вернулся в США». (Дуайт Эйзенхауэр)
4. Итак, подведем итоги урока. На уроке все работали активно. Молодцы! Особо хочется отметить (называются фамилии учеников). В перемену подойдите с дневниками.