Проект "Театральная маска своими руками"

Разделы: Работа с дошкольниками


Возраст детей: 7-й год жизни

Направленность развития детей, в рамках которого проводится работа по проекту: комплексное (разные виды детской деятельности: познавательно-речевая, изобразительная, театрализованная, лепка, ручной труд).

Участники проекта: дети, воспитатель группы, музыкальный руководитель, родители.

Тип проекта: информационно-творческий; групповой.

Форма проведения: занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные), самостоятельная деятельность детей, спектакль или театрализованное шоу.

Продолжительность: долгосрочный (с февраля по апрель).

Цель – результат: создание театральных масок к самостоятельно составленного спектакля.

Этапы работы с детьми над проектом см. в Приложении 1.

Фронтальное занятие «Маска»

Программное содержание:

- Актуализировать знания детей о видах масок, их использовании в повседневной жизни;

- Развивать ассоциативные представления и связи;

- Совершенствовать через опытно-экспериментальную деятельность наблюдательность и умение анализировать результаты, особенности взаимодействия веществ и высказывать предположения;

- Продолжить развивать основные психические процессы – память, внимание, образное мышление через кодирование информации в мнемотаблицу (преобразование образов в символы);

- Формировать умение выражать свое эмоциональное состояние при помощи мимики;

- Воспитывать нравственные качества: сострадание, сопереживание, желание помочь.

Предварительная работа: сюжетно-ролевые игры «Больница – хирургическое отделение», «Салон красоты – на приеме у косметолога», «Карнавал».

Развивающая среда: воздушный шар, письмо, сундук, маски: косметическая, медицинская, театральная, ОМОН, карнавальная (на палочке), новогодняя, маски для подвижной игры, расчерченный лист для мнемотаблицы, фломастер, конверт, мольберт.

Предметы: шприц, парик, пистолет, веер, елочная игрушка, мяч, тюбик крема.

Для опытно-экспериментальной деятельности: пластмассовая, картонная, бумажная маски,  мольберт, емкость с водой.

Музыкальное оформление.

Ход занятия

Дети входят в музыкальный зал, раздается звук фанфар, влетает воздушный шарик, в нем находится лист бумаги. Воспитатель предлагает детям угадать, что это значит:

- Что это? Что в нем?

Дети рассматривают и предполагают, что там находится письмо.

- Как вы думаете, откуда оно? Почему вы так решили?

Дети высказывают свои предположения.

- Как же нам его достать?

Шар лопается, выпадает письмо.

«Здравствуйте мои друзья! Пишет вам Принцесса Маска. У меня случилось горе – никому я не нужна, люди позабыли про меня! Вы мне дети помогите, и письмо им напишите, расскажите всем друзья, что без маски жить нельзя! Я же вам шлю свой приз, театральный мой сюрприз!»

Дети ищут сюрприз и находят сундук, достают из него различные маски, называют их и описывают, где они используются в повседневной жизни.

- Что это за маска? Где она используется? Докажите.

Под масками в сундуке находится мешочек с предметами, дети высыпают предмета на стол (шприц, веер, мяч, пистолет, елочная игрушка, тюбик крема, парик). Воспитатель предлагает определить, к какой маске подходит тот или иной предмет.

- А теперь давайте выясним, какую из этих масок вам уже приходилось использовать. Для этого каждый из вас должен после моего сигнала подойти и встать возле той маски, которую он раньше надевал.

Большинство детей подходит к маске для подвижных игр.

- Где вам приходилось использовать эту маску?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

- А вот сейчас мы сможем воспользоваться этой маской (для подвижной игры)? В какую игру мы можем сыграть?

Проводится подвижная игра, которую назовут дети.

Раздается звук фанфар с телефона воспитателя.

- Ребята, нам пришло смс-сообщение:

«Милые мои друзья! Беспокою снова я – в хранилище масок случилась беда, туда отовсюду брызжет вода! Вы мне снова помогите, в смс-ке укажите, что вперед спасать скажите: пластмассовые, картонные или бумажные маски?»

Дети делают предположения, что произойдет с масками из разных материалов при попадании на них воды.

- А как нам узнать точно, что произойдет с масками при попадании на них воды?

Дети предлагают провести опыт.

Все подходят к мольберту, на котором приготовлены картонная, бумажная, пластмассовая маски и. рядом стоит емкость с водой.

- Принцесса Маска написала, что в хранилище масок брызжет вода. Давайте посмотрим, что будет, ели брызнуть водой на маски? Что с ними происходит?

Дети описывают результат (на бумажной – потекла краска, картонная – впитала, с пластмассовой – вода стекла).

- А что будет при попадании большого количества воды?

Дети поочередно опускают в емкость маски и описывают результат.

- Итак, какие маски необходимо спасать первыми?

Дети отвечают, воспитатель отправляет смс с ответом.

- Ребята, а вы помните, почему мы сегодня говорим о масках? Как вы думаете, мы уже достаточно знаем о масках, чтобы написать письмо? Давайте попробуем. Но как? Что нам может в этом помочь?

Дети обращают внимание на мольберт с прикрепленным расчерченным листом для мнемотаблицы.

Дети поочередно заполняют клетки символами.

- О чем мы сегодня говорили? Где используются маски? Для чего используются разные виды масок? Из каких материалов могут быть маски? Чего они боятся?

Дети вкладывают таблицу в подписанный красивый конверт, приготовленный ранее.

- Вот и готово наше письмо. Я сегодня после работы обязательно его отправлю.

- Ребята, как вы думаете, мы сделали доброе дело? Что испытывает человек, когда делает доброе дело? Наденьте сейчас на лицо маску с теми чувствами, которые испытывает человек, сделавший доброе дело.

- Почему вы надели именно такие маски? Ответы детей.

- А теперь, оденьте маску с такими чувствами, которые испытывает человек, для которого сделали доброе дело. Почему вы надели именно такую маску.

- Я думаю, что Принцесса Маска в благодарность за нашу помощь обязательно пригласит нас к себе в гости, но это будет не сегодня, а может быть на следующем занятии.

Фронтальное занятие «Театральная маска»

Программное содержание:

- Продолжать знакомить детей с театральной маской, целью ее использования в театре; показать зависимость маски от эмоционального образа героя; познакомить детей с понятием «театральная маска», от какого слова происходит название;

-  Развивать творческое нестандартное мышление, воображение через игру «Да-нет» (ТРИЗ);

- Формировать умение работать на достаточно высоком уровне абстракции, организовывать собственную речевую деятельность творческого характера.

- Выражать выбранное эмоциональное состояние при помощи мимики, жестов и интонации;

- Воспитывать интерес к преодолению препятствий.

Развивающая среда:

- Мешок с театральной маской, листы бумаги с нарисованными масками (с разными эмоциями), иллюстрации с изображением различных театральных масок, карнавалов, театральных представлений, письмо, пропуски (по количеству детей), занавес, лист бумаги и карточки для составления сказки, записки, стрелки.

Ход занятия

Дети входят в приемную, где их ожидает воспитатель с письмом в руках.

- Дети, сегодня нам пришло письмо. Как вы думаете, от кого оно?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель зачитывает письмо:

«Дорогие друзья! Большое Вам спасибо за помощь! Мне бы очень хотелось познакомиться с Вами. Приходите ко мне в мастерскую! Путь в нее лежит через Театральную страну, он долог и труден, но я верю, что вы справитесь! С нетерпением жду Вас! Ваша Принцесса Маска».

- Ребята, вы бы хотели отправиться в гости к Принцессе Маске? Но как мы попадем к ней? А где же находится Театральная страна?

Дети обращают внимание на занавес. Входят и видят Лису.

Л. – Ой, здравствуйте! Кто же вы такие, куда держите путь?

Дети объясняют Лисе, куда им можно попасть.

Л.  – Ишь какие хитренькие, для того, чтобы попасть к Принцессе Маске, вам надо пройти Театральную страну, а это нелегко. Может быть у вас есть пропуски, чтобы пройти?

Дети отвечают, что пропусков у них нет.

Л. – Ну тогда попробуйте их найти и тогда я буду пропускать вас без препятствий всегда. Идите по стрелкам и найдете все, что нужно. Желаю удачи!

Дети проходят к первой стрелке, где лежит мешок, а в нем театральная маска, а рядом записка: «Просто посмотреть нельзя, надо угадать!»

Воспитатель проводит игру «Да-нет»: дети задают вопросы, воспитатель отвечает «да» или «нет». Отгадав, дети достают маску и несколько пропусков.

- Где используется эта маска? Для чего?

Дети проходят вдоль иллюстраций, и воспитатель дает им пояснения по каждой.

- Слово «маска» произошло от русского слова «мазать». Вначале так называлось все, что наносилось на лицо (маски из растений для ухода за кожей или разрисованные маски богов). Потом появились маски театральные, их использовали актеры, чтобы изобразить какого-либо героя. Сейчас слово «маска» означает «накладка с вырезами для глаз, скрывающая лицо, иногда с изображением человеческого лица, головы животного или героя из сказки, мультфильма».

Дети переходят к следующей стрелке, где находят листы бумаги с нарисованными масками, отображающими разное эмоциональное состояние. Рядом лежит записка: «Сделай так, чтобы все маски ожили и сказали: «Здравствуйте, дорогие друзья!».

Дети выбирают рисунки масок, каждый произносит фразу с той или иной интонацией. Под запиской обнаруживаются пропуски.

Дети переходят к третьей стрелке, которая указывает на мольберт. На нем находится лист бумаги для фиксирования сказки, карточки для составления сказки и записка: «Сказку сочиняйте, время не теряйте!»

Карточки раскладываются на столе, к ним по очереди выходят дети, вытягивают карточки, которые прикрепляют последовательно на лист бумаги на мольберте.

Примерные вопросы: Жил-был (кто)? Какой он был? (Что умел делать?) Пошел гулять (путешествовать) (куда)?; искать (что? кого?) Встретил злого (кого?) Что этот отрицательный герой делал (или умел делать)? У нашего героя был друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым? Где наши друзья стали жить? Что они стали делать?

Составленный алгоритм сказки дети снимают с мольберта, под ним оказываются недостающие пропуски.

- Давайте посчитаем, хватает ли нам пропусков на всех?

Дети считают пропуски и считают сколько их.

- Пропусков у нас достаточно, поэтому мы можем отправиться к Принцессе Маске.

Воспитатель смотрит на часы и сокрушенно говорит:

- Уже много времени, сегодня мы уже не успеем, нам необходимо возвращаться в детский сад на обед. К Принцессе Маске мы отправимся на следующем занятии.

Дети возвращаются к занавесу.

Л. – Ну что, вы попали к Принцессе Маске? А пропусков набрали? Ну тогда вы сможете пройти в любое время. Я буду ждать вас! до встречи!

Дети прощаются и выходят.

Практическое занятие «В мастерской Принцессы Маски»
(лепка из глины)

Программное содержание:

- Продолжать совершенствовать навыки работы с глиной, используя в работе воду для сглаживания поверхности, стеку для создания выразительности образа;

- Развивать умение работать по схеме;

- Способствовать дальнейшему развитию воображения, внимания, памяти, мелкой моторики;

- Воспитывать аккуратность в работе с глиной, желание к созданию нового.

Оборудование и материалы: глина, емкости с водой, стеки, доски для лепки, фартуки, схема с последовательностью лепки.

Ход занятия

Дети входят в приемную, где их встречает лиса, проверяет у них пропуска. Затем проходят через занавес в творческую мастерскую к Принцессе Маске.

- Здравствуйте, друзья! Я очень благодарна вам за помощь! Наконец-то вы попали в мою мастерскую, и я покажу вам, как можно изготовить маску своими руками.

Принцесса Маска (воспитатель) объясняет последовательность работы при помощи схемы, показывает, как из глины изготавливается основа для маски.

- Перед работой мы немного разомнемся (проводится пальчиковая гимнастика).

- Давайте определимся, кто какую маску будет делать. Я знаю, что вы составили сказку. Предлагаю вам сделать маски к вашей сказке.

Практическая работа детей, воспитатель помогает, поясняет и т.д.

-  Ну вот, мы изготовили с вами основы для масок, теперь глине необходимо высохнуть. Это займет несколько дней. Затем я снова жду вас в своей мастерской. Не забудьте свои пропуски. До встречи!

Практическое занятие «В мастерской Принцессы Маски»

(папье-маше) 2 занятия

Программное содержание:

- Продолжать формировать навыки работы в технике папье-маше, используя новый материал – картонные ячейки и уже ранее знакомый – бумагу;

- Совершенствовать прием лепки – налеп (из ячеек);

- Развивать умение работать по схеме;

- Способствовать дальнейшему развитию воображения, внимания, памяти, мелкой моторики;

- Воспитывать интерес к работе с новым материалом, аккуратность в работе с клеем.

Оборудование и материалы: клеенка, фартуки, ячейки, клейстер, бумага, целлофановые пакеты.

Ход занятия

Дети входят в приемную, где их встречает лиса, проверяет у них пропуска. Затем проходят через занавес в творческую мастерскую к Принцессе Маске.

- Здравствуйте, друзья! Посмотрите, что у нас получилось.

 Дети рассматривают основу для маски, делают предположение о ходе дальнейшей работы.

- Сегодня вы познакомитесь с новым материалом. Что это такое?

Показывает картонную ячейку.

Дети называют.

- Без этой ячейки наши маски не получатся. По вашему мнению, как мы продолжим изготавливать маски при помощи ячейки? Она такая жесткая, что с ней можно сделать, чтобы она стала мягкой?

Дети высказывают предположения. Ячейку опускают в клей и наблюдают, что с ней происходит.

- Да, наша ячейка стала очень пластичной, и мы можем обклеить наши основы для масок из глины ячейками.

Практическая работа детей, воспитатель помогает, поясняет и т.д.

- Теперь мы дождемся, когда они высохнут, и перейдем к самому интересному – раскрашиванию.

Аналогично проводится занятие папье-маше с обычной бумагой.

Перед занятием по раскрашиванию масок приглашаются родители для обработки неровностей масок с помощью наждачной бумаги.

Практическое занятие «В мастерской Принцессы Маски»

(раскрашивание масок)

Программное содержание:

-  Продолжать совершенствовать умение в работе с цветом, подбирать цвета в зависимости от характера и облика героя;

- Организовать использование ранее полученных ЗУН в рисовании (смешивание красок, работа кистью и т.д.);

- Развивать воображение, фантазию, глазомер, координацию, силу движений;

- Воспитывать интерес к творческой деятельности.

Оборудование и материалы: гуашь, кисти, палитра, салфетки, емкости для воды, иллюстрации с изображением различных масок.

Ход занятия

Дети входят в приемную, где их встречает лиса, проверяет у них пропуска. Затем проходят через занавес в творческую мастерскую к Принцессе Маске.

- Вот мы и дошли до самого интересного. Вы догадались, что мы сегодня будем делать?

Выслушивает предположения детей.

- Да, сегодня мы раскрасим наши маски. Обратите внимание на иллюстрации, как должны выглядеть маски тех или иных героев.

Проговаривает с детьми, какие цвета будут использованы для каждой маски, дети повторяют совместимость цветов при смешивании.

Практическая работа детей, воспитатель помогает, поясняет.

- Наши маски готовы? Мы можем надеть их прямо сейчас?

Дети обращают внимание на то, что краскам нужно высохнуть и необходимо сделать крепления.

- Я буду с нетерпением ждать, когда они высохнут, вы сделаете крепления и сможете надеть свои маски для спектакля, который, я знаю, вы сами сочинили и готовитесь показать. А я, в свою очередь, приду вам помочь.

Для проведения театрализованного представления воспитателю необходимо учесть следующие моменты: изготовление пригласительных билетов, афиши, декораций; поручить изготовление костюмов родителям; выбрать детей, которые будут провожать детей на места; подобрать музыку совместно с музыкальным руководителем; совместно с детьми доработать сценарий; провести репетиции.


Рисунок 1


Рисунок 2


Рисунок 3