Цели и задачи урока:
- Закрепление знаний о единицах времени, массы, длины.
- Формирование умений преобразовывать величины.
- Совершенствование вычислительных навыков учащихся, умений решать задачи.
- Развитие памяти, внимания, мышления, самостоятельной активности учащихся.
Форма урока: урок-соревнование.
Необходимые условия: наличие компьютера в классе, проектор, экран, время на подготовку.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Петр I зовет к себе
В град прекрасный на Неве.
Приложение 1.Слайд 1.
– Итак, в долгожданное путешествие сегодня
отправляются два экипажа.
Экипаж корабля «Смелый» (приветствуют кивком
головы) и экипаж корабля «Отважный» (приветствуют
кивком головы).
Успехи команд в пути мне помогут оценить наши
эксперты (старшеклассницы). А правильное
выполнение заданий будем отмечать на этом
экране.
II. Устный счет
– Экипажи на старте!
Чтобы начать движение, необходимо выполнить
задание. Инструкцию к выполнению вы видите на
экране. Приложение 1.Слайд
2.
1672, |
1682, |
1696, |
1699, |
1700, |
1703, |
1725 |
в |
е |
л |
и |
к |
и |
й |
– Какое слово получилось? Молодцы! Проверим. Приложение 1.Слайд 3.
– Среди русских царей – мужчин только Петра I именовали Великим. Эти числа являются знаменательными датами жизни и правления царя-императора государства российского Петра I. Какие из них вам знакомы? (Ответы учащихся)
- Рассмотрите получившийся ряд чисел.
- Что общего? (Четырехзначные)
- В чем отличия? (Четные-нечетные, круглые-некруглые, 16 сотен и 17 сотен)
- К каким векам можно отнести эти исторические даты? (XVII-XVIII)
– Докажите, с помощью чего человек ведет отсчет времени? (часы, календарь).
III. Актуализация знаний
– Первая наша остановка на станции «Календарная» Приложение 1.Слайд 4.
– Внимание! Блиц-опрос.
– Какие единицы времени мы встречаем в
календаре? (Год, месяц, неделя, сутки.)
– Сколько месяцев году? (12)
– Как называют по счету 3, 5, 11 месяцы в году? (Март,
май, ноябрь)
– Сколько дней в месяце? (30, 31)
– Самый короткий месяц года? (Февраль)
– Первый месяц года? (Январь)
– Молодцы! А знаете ли вы, что месяц январь не
всегда начинал календарный год? Подробнее об
этом предлагаю узнать из сообщения Эли.
Ученица рассказывает об указе Петра Великого праздновать наступление Нового года с 1 января. Приложение 1.Слайд 5.
– Большое спасибо! Продолжим наше путешествие и работу с величинами. Следующая станция «Весовая».
Приложение 1.Слайд 6.
– В те далекие времена народ использовал древнерусские меры массы. Прочитайте их названия на экране.
- Ласт = 1 т 200 кг
- Пуд = 16 кг
- Фунт = 400 г
Пользуясь данными, преобразуйте величины в современные:
5 ласт = … кг = … т
7 пудов = … кг = … ц … кг
3 фунта = … г = … кг … г
– Молодцы! Задание экипажам на скорость. Выразите в современных мерах массы вес Царь-колокола, если его масса 12327 пудов и 19 фунтов.
Проверка. Открываю на доске.
12327 * 16 = 12327 * (10 + 6) = 12327 * 10 + 12327 * 6 = 123270 + 73962 = 197232 кг
19 * 400 = 7600 г
197232 кг и 7600 г = 197 т 239 кг 600 г
– Следующая остановка на станции «Измерительная»
Приложение 1.Слайд 7.
– Как вы думаете, о каких величинах будет идти
речь на этой станции? (О единицах длины)
– Давайте познакомимся с древнерусскими мерами
длины.
- Дюйм = 2 см 5 мм
- Фут = 30 см
- Аршин = 71 см
- Сажень = 2 м 13 см
- Верста = 1 км 7 м
- Миля = 7 км 47 м
– Пользуясь этими данными, преобразуйте величины в современные:
7 верст = …км …м
3 аршина = …м …см
8 футов = …м …см
4 дюйма = …см …мм
– Молодцы! Задание экипажам на скорость.
- Отрезать кусок тесьмы длиной 2 аршина. (71 см * 2 = 142 см)
- Отрезать кусок тесьмы длиной 6 футов. (30 см * 6 = 180 см)
Эксперты оценивают правильность и скорость выполнения.
– Знаете ли вы, что особо точные знания единиц длины были необходимы при строительстве судов российского морского флота. О том, как он создавался расскажет Артем.
Сообщение ученика о флоте. Приложение 1.Слайд 8.
– Итак, станция «Смекалистая»
Приложение 1.Слайд 9.
Задача.
Решают самостоятельно. Затем один из учащихся комментирует решение.
20 саженей и 6 аршин
2 м 13 см * 20 + 71 см * 6 = 46 м 86 см
20 аршин
71 см * 20 = 14 м 20 см
46 м 86 см – 14 м 20 см = 32 м 66 см – длина фрегата.
– Молодцы!
Подведение итогов. В качестве награды обе команды получают возможность совершить виртуальное путешествие по городу Санкт-Петербургу.
Приложение 1.Слайд 10.
– Много славных дел сделал Петр по всей стране,
всем сердцем он желал видеть Россию великой
могучей державой. Одним из прекраснейших его
творений стал этот город. А началось его
строительство с Петропавловской крепости. Дата
ее основания – 16 мая 1703 года считается днем
рождения города. В центре этой крепости стоит
собор во имя святых апостолов Петра и Павла.
Петропавловский собор увенчан высоким шпилем, на
верхушке, которого помещен флюгер в виде ангела.
Основное первоначальное назначение крепости –
защита устья Невы от вражеских судов.
Приложение 1.Слайд 11.
В 1710 году на левом берегу реки Невы Петром была
основана Александро-Невская лавра. Она
представляла мужской монастырь. По преданию,
именно здесь Александр Невский разбил шведов в
Невской битве в 1240 году. Лавра один из первых и
крупнейших архитектурных ансамблей Петербурга.
Приложение 1.Слайд 12.
В 1782 году на Сенатской площади был торжественно
установлен памятник Петру Великому.