Урок–путешествие "Древние величины в эпоху Петра Великого"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

  • Закрепление знаний о единицах времени, массы, длины.
  • Формирование умений преобразовывать величины.
  • Совершенствование вычислительных навыков учащихся, умений решать задачи.
  • Развитие памяти, внимания, мышления, самостоятельной активности учащихся.

Форма урока: урок-соревнование.

Необходимые условия: наличие компьютера в классе, проектор, экран, время на подготовку.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Петр I зовет к себе
В град прекрасный на Неве.

Приложение 1.Слайд 1.

– Итак, в долгожданное путешествие сегодня отправляются два экипажа.
Экипаж корабля «Смелый» (приветствуют кивком головы) и экипаж корабля «Отважный» (приветствуют кивком головы).
Успехи команд в пути мне помогут  оценить наши эксперты (старшеклассницы). А правильное выполнение заданий будем отмечать на этом экране.

II. Устный счет

– Экипажи на старте!
Чтобы начать движение, необходимо выполнить задание. Инструкцию к выполнению вы видите на экране. Приложение 1.Слайд 2.

1672,

1682,

1696,

1699,

1700,

1703,

1725

в

е

л

и

к

и

й

– Какое слово получилось? Молодцы! Проверим. Приложение 1.Слайд 3.

– Среди русских царей – мужчин только Петра I именовали Великим. Эти числа являются знаменательными датами жизни и правления царя-императора государства российского Петра I. Какие из них вам знакомы? (Ответы учащихся)

  • Рассмотрите получившийся ряд чисел.
  • Что общего? (Четырехзначные)
  • В чем отличия? (Четные-нечетные, круглые-некруглые, 16 сотен и 17 сотен)
  • К каким векам можно отнести эти исторические даты? (XVII-XVIII)

– Докажите, с помощью чего человек ведет отсчет времени? (часы, календарь).

III. Актуализация знаний

– Первая наша остановка на станции «Календарная» Приложение 1.Слайд 4.

– Внимание! Блиц-опрос.
– Какие единицы времени мы встречаем в календаре? (Год, месяц, неделя, сутки.)
– Сколько месяцев году? (12)
– Как называют по счету 3, 5, 11 месяцы в году? (Март, май, ноябрь)
– Сколько дней в месяце? (30, 31)
– Самый короткий месяц года? (Февраль)
– Первый месяц года? (Январь)
– Молодцы! А знаете ли вы, что месяц январь не всегда начинал календарный год? Подробнее об этом предлагаю узнать из сообщения Эли.

Ученица рассказывает об указе Петра Великого праздновать наступление Нового года с 1 января. Приложение 1.Слайд 5.

– Большое спасибо! Продолжим наше путешествие и работу с величинами. Следующая станция «Весовая».

Приложение 1.Слайд 6.

– В те далекие времена народ использовал древнерусские меры массы. Прочитайте их названия на экране.

  • Ласт = 1 т 200 кг
  • Пуд = 16 кг
  • Фунт = 400 г

Пользуясь данными, преобразуйте величины в современные:

5 ласт = … кг = … т
7 пудов = … кг = … ц … кг
3 фунта = … г = … кг … г

– Молодцы! Задание экипажам на скорость. Выразите в современных мерах массы вес Царь-колокола, если его масса 12327 пудов и 19 фунтов.

Проверка. Открываю на доске.

12327 * 16 = 12327 * (10 + 6) = 12327 * 10 + 12327 * 6 = 123270 + 73962 = 197232 кг
19 * 400 = 7600 г
197232 кг и 7600 г = 197 т 239 кг 600 г

– Следующая остановка на станции «Измерительная»

Приложение 1.Слайд 7.

– Как вы думаете, о каких величинах будет идти речь на этой станции? (О единицах длины)
– Давайте познакомимся с древнерусскими мерами длины.

  • Дюйм = 2 см 5 мм
  • Фут = 30 см
  • Аршин = 71 см
  • Сажень = 2 м 13 см
  • Верста = 1 км 7 м
  • Миля = 7 км 47 м

– Пользуясь этими данными, преобразуйте величины в современные:

7 верст = …км …м
3 аршина = …м …см
8 футов = …м …см
4 дюйма = …см …мм

– Молодцы! Задание экипажам на скорость.

  • Отрезать кусок тесьмы длиной 2 аршина. (71 см * 2 = 142 см)
  • Отрезать кусок тесьмы длиной 6 футов. (30 см * 6 = 180 см)

Эксперты оценивают правильность и скорость выполнения.

– Знаете ли вы, что особо точные знания единиц длины были необходимы при строительстве судов российского морского флота. О том, как он создавался расскажет Артем.

Сообщение ученика о флоте. Приложение 1.Слайд 8.

– Итак, станция «Смекалистая»

Приложение 1.Слайд 9.

Задача.

Решают самостоятельно. Затем один из учащихся комментирует решение.

20 саженей и 6 аршин
2 м 13 см * 20 + 71 см * 6 = 46 м 86 см
20 аршин
71 см * 20 = 14 м 20 см
46 м 86 см – 14 м 20 см = 32 м 66 см – длина фрегата.

– Молодцы!

Подведение итогов. В качестве награды обе команды получают возможность совершить виртуальное путешествие по городу Санкт-Петербургу.

Приложение 1.Слайд 10.

– Много славных дел сделал Петр по всей стране, всем сердцем он желал видеть Россию великой могучей державой. Одним из прекраснейших его творений стал этот город. А началось его строительство с Петропавловской крепости. Дата ее основания – 16 мая 1703 года считается днем рождения города. В центре этой крепости стоит собор во имя святых апостолов Петра и Павла. Петропавловский собор увенчан высоким шпилем, на верхушке, которого помещен флюгер в виде ангела. Основное первоначальное назначение крепости – защита устья Невы от вражеских судов.
Приложение 1.Слайд 11.
В 1710 году на левом берегу реки Невы Петром была основана Александро-Невская лавра. Она представляла мужской монастырь. По преданию, именно здесь Александр Невский разбил шведов в Невской битве в 1240 году. Лавра один из первых и крупнейших архитектурных ансамблей Петербурга.
Приложение 1.Слайд 12.
В 1782 году на Сенатской площади был торжественно установлен памятник Петру Великому.