Цель:
- познакомить с личностью И.Банникова;
- воспитывать в человеке Человека;
- формировать навык анализа.
Методы и приемы:
- проблемный, частично-поисковый, наглядный;
- технология развития критического мышления (ТРКМ)
Оборудование:
- Мультимедийный компьютер.
- Презентация
- Стенд в классе, оформленный по данной теме
- Книга И. Банникова «Баллада пепла»
Ход урока
(с
использованием презентации)
Организационный момент (Введение в тему)
(Возле доски стоят 2 ведущих-ученика и учитель)
Учитель (Слайд 1):
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проводим классный час, посвященный 270-летию г. Челябинска.
Это юбилей не только города, но и праздник области, и всех южноуральцев. Славен Южный Урал великой историей, прекрасной и богатой природой, а главное достояние — люди.
Когда среди людей есть Человек,
то его лучезарное влияние
стоит лучших умов прошлого»
Владимир Набоков
Каждое поколение имеет героя своего времени. И сегодня мы будем говорить о челябинце, чьё лучезарное влияние переворачивает обыденность, заставляет измерять свою жизнь его мыслями, выпрямляет жизненные ценности через призму правды и истины.
Ведущий 1 (Слайд 2):
(читает отрывок из стихотворения И. Банникова «Я когда-нибудь кончу с разгона свою грубую, злую войну…»)
Встанет вечер пронзительно-синий,
Вспыхнет звонкое пение дня.
Будет тихо струиться Россия -
На меня, сквозь меня, от меня.
Ведущий 2 (Слайд 3):
(читает отрывок из стихотворения И. Банникова «С меня содрало время шкуру…»)
…И пусть минули поколенья
В моей расстрелянной стране
Ее грехи и преступленья,
Как прежде сердце давят мне…
Ведущий 1 (Слайд 4):
(читает отрывок из стихотворения И. Банникова «Страна пустоты и печали…»)
Твои лагеря и остроги,
И времени злой балаган….
Россия! Слепой и убогой –
Тебя и такой не предам!..
Ведущий 2 (Слайд 5):
(читает отрывок из стихотворения И. Банникова «Для тебя и для всех поколений…»)
«Для тебя и для всех поколений
Бросил вызов пылающий век:
Встать с колен или сгнить на коленях,
Поднимись, распрямись, ЧЕЛОВЕК!»
Учитель:
- Ребята, что вы можете сказать о человеке, написавшем эти строки?
(Ответ: Патриотичный, честный, неравнодушный, задумывающийся о смысле жизни, с чувством собственного достоинства.)
Учитель (Слайд 6):
(учитель объявляет тему)
Тема сегодняшнего классного часа: «Илья Банников — Русский Икар»
— Икар… кто же это?
Основное содержание:
Ученик 1 (Слайд 7):(историческая справка)
Икар – в древнегреческой мифологии – юноша, сын искусного мастера Дедала. При побеге из заточения, пытаясь перелететь море на крыльях, сделанных его отцом из перьев и воска, Икар слишком близко приблизился к солнцу, воск расплавился, Икар упал в море и утонул.
Ученик 2 (Слайд 8):(историческая справка)
Картина Брейгеля «Падение Икара (ок. 1558)» (Королевский музей изобразительных искусств, Брюссель) написана на сюжет известного античного мифа. Художник повествует о падении Икара трогательно и меланхолично, показывая не столько само событие, сколько его последствия, а точнее — полное отсутствие таковых. Дерзкий полет Икара не смог поколебать равнодушия людей, привыкших смотреть только себе под ноги. Икар тонет в море, но никому нет никакого дела до героя — пахарь продолжает идти за плугом, пастух лениво смотрит в небо, а Солнце вершит свой вечный бег по кругу.
Учитель (Слайд 9):
Илья Банников — поэт, прозаик, публицист, художник, историк-философ, журналист, воин, проживший недолгую, но яркую по внутреннему духовному содержанию жизнь. Илья Банников жертвенно служил Родине. 20-летний юноша буквально восстал против повсеместной привычки людей к будничному духовному рабству. Илья Банников — Русский Икар.
Ведущий 1 (Слайд 10):
(читает стихотворение И. Банникова «Русский Икар»)
Русский Икар
(самопознание)Илья Банников
Я прыгнул, рубаху рванув на груди,
В зелёный звенящий простор впереди.Поплыли, качнувшись, назад купола,
И ветер с размаху ударил в крыла.И, ветра хлебнув, от восторга кричу:
— Я — бывший холоп! — в поднебесье лечу.Эй, вы! Не летавшие даже во сне!
Смотрите — я с ангелами наравне!Глядите: над шалой моей головой —
Высоты — одна красивее другой!Смотрите: соцветье стеклянных палат —
Над небом раскинулся Истинный Град.Не надо! Кто вскинул тугой самострел?
Ведь я даже четверти не пролетел!Не надо!... — Но мир накренился, звеня,
И камнем земля понеслась на меня.Кровавый огонь по глазам резанул,
И все замолчало, во тьме утонув…Коль быть на Руси не желаешь рабом —
Так бейся о почву родимую лбом!
Учитель (Слайд 11):
Илья Банников был философом. Размышляя о любви к Родине, он утверждает, что любить — значит воспринимать Россию сердцем, верить в неё так, как верили в неё все русские великие люди, все её гении и строители. Илья завещает принимать любовь Родины как главную и заветную святыню своей личной жизни.
Ведущий 2: (читает отрывок из стихотворения И. Банникова «Мудрецы бестолково болтали во все времена»)
«Мудрецы бестолково болтали во все времена»
(И.Банников)
Мудрецы бестолково болтали во все времена,
Чьи у всех на слуху прославлены имена.
Ни один из философов нам не ответил —
Для чего эта жизнь человеку дана?Увы, приятель, Истина — горька,
И тяжесть этой ноши нелегка,
И с радостью бы тяжесть этой ноши
Я поменял на участь дурака.Отчего эта жизнь человеку дана?
Неизвестен ответ и разгадка темна…
Учитель (Слайд 12, 13, 14, 15, 16):
Обострённое чувство социальной справедливости — отличительная черта Ильи Банникова. Достаточно посмотреть на его рисунки, раскрывающие тему политической сатиры.
Выставка этих рисунков в конце 80-х годов наделала столько шума, вызвав переполох у начальства.
Ведущий 1:
— Карикатура «Советская паспортная система».
Учитель: Ребята, как вы понимаете эту карикатуру?
(Ответ: Без паспорта мы не можем купить билета на самолёт, устроиться на работу,… Советская паспортная система… не решётка ли это?)
Учитель: В данной работе поэт использовал автопортрет, тем самым акцентируя внимание на то, что это его мысли вслух и он их никому не навязывает)
Ведущий 2:
— Карикатура «Герб».
Учитель:
— Ребята, как вы понимаете эту карикатуру?
(Ответ: На нашем гербе много пшеничных колосьев. Так почему мы так плохо живём? Давайте закуём их в железные цепи? Может быть от самих себя?)
Учитель:
— Перестройка, свобода, гласность, но… не являемся ли мы марионетками в чужих руках?
Учитель:
— Ребята, поясните политическую сатиру Ильи Банникова в карикатуре
«Коммунизм» и в карикатуре «К светлому будущему».
Да, Илья Банников воспитывался в тех же условиях, как и все, но вырос-то он — другим, в отличие от многих сверстников.
Учитель литературы):
(приглашается заранее)
Кумиром Ильи Банникова был кубинский революционер Че Геваро, личность легендарная, харизматическая. В конце XX века с его именем связано революционно-освободительное движение в Южной Америке. И также как тысячи революционеров погиб, преданный своими бывшими товарищами.
Учитель литературы читает стихотворение И. Банникова «Анти-«Гренада» во время просмотра видеоклипа про Че Геваро.
Анти-«Гренада» (Илья Банников)
«Мы ехали шагом…» М.Светлов
Мой враг Че Гевара —
В бреду, в полусне —
Как совесть, под утро
Приходит ко мне.Он смотрит, как мечется
Пламя в ночи,
Он курит сигару,
Глядит и молчит.Зачем же упрек
В моем сердце повис?
Я — из демократов,
А он — коммунист.Не знаю, как в Сьерре,
Но, верно, потом
Я шел бы с десантом
На Плайя-Хирон.А дело все в этом,
Что пеплом пошло,
Что наших и ваших
В атаку вело.Что толку в атаках? —
Борись, не борись —
Придут подлецы —
Что Фидель, что Борис.В солдатском обозе
Приходят лжецы
И строят на наших
Могилах дворцы.И, власть получив,
На могилы плюют,
А те, кто им верил,
В канавах гниют.Так что же, неправда
Наследует мир?
Ответь, Че Гевара,
Мой прежний кумир!Вопросы… Вопросы…
Болит голова.
Я выбросил под стол
Патрон из ствола.Ведь пуля солдату
Вонзается в грудь,
А трусы — сумеют
В обоз улизнуть.А думы о счастье —
Лишь сказки в дыму?
Выходит, что были бои
Ни к чему?Так что ты молчишь
И глядишь на траву?!
Ты умер давно? —
Так и я — не живу!…Нет пытки страшней,
Чем допросы без сна.
Не надо! Не надо!
Не надо! Не на…
( досматривается видеоклип)
Учитель литературы:
— Ребята, как вы думаете, почему в конце стихотворения слово обрывается?
Учитель (Слайд 17):
Илья Банников был историком не только по образованию, но и в душе.
Ученик 3:
Когда он учился на историческом факультете Челябинского педагогического института, вместе с профессором Виноградовым вёл археологические раскопки. Постигнув образы своего времени и далёкого прошлого, Илья был точен во всём, в каждой детали исторического костюма персонажа.
Учитель:
Посмотрите, поражает невероятная достоверность рисунков, усидчивость в работе над графическим эскизом. Эти рисунки нигде не экспонировались, нам их подарила мать Ильи — Лариса Михайловна Банникова, которая живет в г. Челябинске.
Илья выстрадал свою личную историческую балладу. Долг философа и историка, профессия журналиста привели его в Абхазию и Приднестровье.
Учитель (Слайд 18):
— Илья Банников — воин и журналист.
Ученик 4:
В одной из своих статей Илья писал: «Россия — совесть земли. Нет худших и лучших народов. В каждом есть герои и подонки, гении и дураки, скоты и святые… Я испытал на своей шкуре артобстрелы, был под огнём снайпера, ходил по минному полю… здесь каждый из нас видел свою гибель в глаза.
…несмотря на грязь, кровь и дерьмо, война жестоко сортирует людей на порядочных и подонков. И порядочных всё-таки больше, остается подлинная жизнь…»
Учитель:
Илья любил музыку Бетховена. Вечная борьба добра и зла, божественного и дьявольского в музыке Бетховена роднит поэта и композитора.
Давайте посмотрим следующие слайды под музыку Бетховена. (Звучит Симфония № 5 Л.В. Бетховена)
(Слайд 19, 20)
Учитель (Слайд 21):
Как человек с обнажёнными нервами Илья не мог не оказаться на полях боевых действий. И в Приднестровье, и в Абхазии он искал ту правду о Свободе и Истине. Оттуда вынес твердое житейское убеждение: «Живи опасно!»
Ученик 5: (читает стихотворение И. Банникова «Не служа, не лжа и не дрожа…»
* (Илья Банников)
Не служа, не лжа и не дрожа,
Я живу на лезвии ножа.Сам себя ломаю и творю,
Сам в себе горю и говорю.
Сам себя караю и сужу —
Никому на свете не служу.И в горах, и в поле, и в степи
Я держал гордыню на цепи
На дорогах грязных бытия —
Потому, что был себе судья.И отбыл положенный предел —
Как в тюрьме — предписанный удел.
Ни себе, ни Богу — не простил,
Потому что истинно судил.Эй, живи на лезвии ножа! —
Сладко жить, душою не дрожа!
Учитель (Слайд 22):Мы невольно сравниваем его с М.Ю. Лермонтовым, сопоставляя их жизнь и творчество, ставим по значимости в один ряд. Поэта Банникова роднит с поэтом Лермонтовым многогранный талант, одиночество души и даже ранняя гибель.
М.Ю. Лермонтов |
И. Банников |
«грядущее – иль пусто, иль темно», «в бездействии состариться оно» |
«Бесполезное завтра темно и страшно» |
Бездействие равно как и бесполезное действо ведут к темноте, к «бездне печали». |
|
«Мне снится сон в долине Дагестана…» |
«Мне снится сон в долине Карабаха…» |
Ученик 6:
СОН
(И. Банников)
«Мне снился сон –
в долине Дагестана…»
М.Ю. ЛермонтовМне снился сон — в долине Карабаха
Я умирал с осколками в спине,
И пыльная пятнистая рубаха
Колом от крови вспучилась на мне.И кто-то там, в долине Дагестана,
Лежал в пыли убитый, как и я,
И на груди разорванная рана
Его сочилась кровью, как моя.И кто-то, в страшном будущем, стихая,
В грязи окопной снова упадёт.
И повторится снова, не смолкая,
Историю пронизавший до края
Войны, смертей и пуль круговорот.
Учитель (Слайд 23):
Главная тема всего творчества Ильи Банникова — это Россия. Россия, в его стихах и картинах — страна суровой судьбы и духовной мощи. Таким образом, мы открываем следующую страницу: Илья Банников — художник.
В его ранних картинах отражена трепетная любовь к родным местам. Поэт родился на древнелетописной земле — в старинном граде Муроме Владимирской губернии. Что близ села Карачарова, откуда был родом былинный герой Руси — Илья Муромец.
Илья Муромец…
Илья Банников…
Поэт не только в стихах. Но и в рисунках запечатлел свой родной город.
Ученик 7 (Слайд 24):
Память (Илья Банников)
В моей стране, седой и дальней,
Я вижу, будто в полусне,
Полей приокских свет печальный
И лист последний на волне.Мне снятся сумрачные воды,
Долин зыбучие пески
И уходящих пароходов
Печаль зовущие гудки.(Слайд 25)
Закатный вечер темно-синий
И тихий шепот у воды,
В ночи парома стон унылый
И свет полуночной звезды.Бывает так, что зло и твердо
Стучит и бьется кровь в мозгу,
И неудача давит горло,
И мысли крутят, рвут и жгут.(Слайд 26)
Когда вино струится ядом,
Я вижу город на реке,
Что был со мной когда-то рядом,
А нынче где-то вдалеке.Я поднимаюсь, чтобы вспомнить
Его звезды ночную медь,
Вином судьбы стакан наполнить
И — ни о чем не пожалеть.
Учитель:
Обратите внимание, картины были написаны в Челябинске, куда он переехал жить вместе с родителями. И весь его многогранный талант раскрылся здесь, на уральской земле.
(Слайд 27)
Самые трагические воспоминания связаны с картиной «Балтийское море. Лиман», над которой он работал буквально за несколько минут до гибели. Эта картина отличается от всех предыдущих кроваво-красным колоритом, точно море крови, пролитое в войнах безвинным народом. Он писал её в казарме, когда прозвучал сигнал тревоги о пожаре. Илья бросил кисть, которая оставила белый мазок на картоне в виде белого парусника. Сама жизнь, отсчитывая последние минуты его жизни, внесла коррективы: дала надежду на спасение, но не Ильи, а наше спасение. 4 августа 1994 года огонь, о котором он так много писал в стихах, настиг его. Спасая своих сослуживцев во время пожара, Илья получил многочисленные ожоги. 8 августа 1994 года усталое обожженное сердце не выдержало — Россия потеряла ещё одного своего поэта.
Ученик 8 (Слайд 28):
В свои 23 года Илья был награжден 3 медалями: «Защитник Приднестровья» и «420 лет Оренбургскому казачьему войску» (посмертно), Крестом «За правду и мужество». По материалам обширного литературного архива Ильи Банникова была издана книга «Баллада пепла» (1996), вызвавшая общественный резонанс.
Его стихи, поэмы, проза, публицистика, картины, карикатуры, сама жизнь и даже героическая гибель в мирное время — все это пример высокого служения родине.
Звучит песня Игоря Талькова
«Памяти Виктора Цоя» (2 куплета)
(Во время звучания песни демонстрируются слайды 29, 30, 31)
Учитель (на фоне слайда 32 и на фоне музыки «Адажио» Альбионе читает стих И. Банникова «Отворите мне рай!...»):
* * *
Отворите мне рай! —
Я уверовать в бога желаю.
Мне отрава нужна
Для безумной моей головы.
Уберите слова —
Каждый кустик высокого рая
Я пощупать хочу,
А слова, извините, мертвы.
Покажите мне сад,
Где гуляют хорошие звери,
Отворите мне мир —
Я устал, я поверить хочу.
На исходе дорог, словно пес,
Я желаю свернуться у двери,
А иначе — к чему
Сам себя по земле волочу?
Заключение
Учитель (Слайд 33):
Илья Банников — Русский Икар! Вам, юным, нужно свою жизнь, свои мысли и чувства проверять по Илье Банникову!
Ученик 9:
* * * (Алла Готина)
Гори, гори, моя Россия!
Я — стебелёк в костре твоём…Илья Банников
Россия не щадит живых поэтов,
Но помнит их святые имена
Оставил Родине свою «Балладу пепла»
Российский мальчик Банников Илья.
Не говори, отец: «Бог сыну не дал веку».
Не плачьте, мама. Не скорби, сестра.
Ваш мальчик был достойным человеком.
Сам выбрал пламя своего костра.
Недолог век пылающей кометы.
Судьба кометы выпала ему.
Шел по земле солдатом и поэтом.
Душой тянулся к небу и огню.
Штык и перо да огненные строчки,
И добровольных воинов семья.
Вел репортажи из горячих точек
Спецкор «Команды» Банников Илья.
Он так любил приокские рассветы,
Былинный Муром и седой Урал!
Здесь открывал Истории секреты,
Кольчугу мысли по себе ковал.
Судьба дала неполных четверть века,
Познанья боль и горькое вино.
А сколько довелось пройти-проехать
Другому за сто лет не суждено.
В его стихах струятся волны света.
В них боль земли и в мир иной окно.
Прозренье старца, взрыв шального ветра,
Максимализм и мудрость — заодно.
Жив юноша талантливый и сильный
В картинах, строчках, близких и друзьях, —
Сгоревший стебелёк в костре России,
Поэт и воин Банников Илья.
Стучит в сердца живых горячий пепел —
Особенно в лихие времена…
Россия не щадит живых поэтов,
Но помнит их святые имена.
Практическая работа (10 мин)
(под музыку Бетховена «Лунная соната)
Учитель:
Богатство творческой натуры Ильи Банникова впечатляет. И одновременно заставляет задуматься о драматической судьбе столь разносторонней личности. Ребята, сегодня на уроке мы имеем возможность поделиться своими чувствами, мыслями, впечатлениями и высказать слова признательности маме Ильи Банникова Ларисе Михайловне за героя нашего времени, за Русского Икара (На литературную гостиную приглашается мама Ильи Л.М. Банникова или отправляются высказывания учащихся Л.М. Банниковой в виде письма по электронной почте. По возможности выступающим дарят книгу И. Банникова «Баллада пепла»)
Спасибо за урок. Досвидания.