Игровое занятие для учащихся 2 класса, посвящённое устному народному творчеству. В подготовке принимают участие ученики данного класса. На роли ведущих можно привлечь учеников старших классов.
Учитель: Русский народ богат своими традициями, обычаями и обрядами, связанными с его трудом, природой, почитанием отцов и дедов. Жизнь русского народа отразилась в его творчестве, с которым мы встречаемся с раннего детства. Это и хитрые загадки, колыбельные песни, потешки и прибаутки, мудрые пословицы, торжественные былины о славных подвигах богатырей, защитников земли русской и, конечно же, сказки – героические, волшебные, бытовые. И сегодня мы собрались, чтобы ещё раз прикоснуться к чуду народного творчества.
1 ученик.
Очень часто за событиями и за сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.
2 ученик.
Хоть и более привычны нам полёты на Луну,
Вспомним старые обычаи, вспомним нашу старину.
1 ведущий. Вместо слов устное народное творчество иногда говорят фольклор, что в переводе с английского языка означает народная мудрость, народное знание. Российские учёные традиционно называют фольклором только словесное творчество. О нём ещё говорят «живая старина», «народная поэзия».
2 ведущий. Фольклор сопровождает человека от колыбели до могилы. Знакомство с ним начинается с самых первых дней жизни.
А бабай, бабай, бабай,
Ты, собаченька, не лай,
И, гудочек, не гуди,
Нашего Ваню не буди.
А качи, качи, качи,
Прилетели к нам грачи.
Они сели на ворота,
А ворота: скрип, скрип!
Не буди те у нас Ваню,
У нас Ваня спит, спит.
(Колыбельные ведущие могут спеть сами, можно также включить аудиозапись).
– Как называются такие песни? (Колыбельные)
– Кто из вас может исполнить колыбельную песню?
(Дети готовились к этой игре, поэтому несколько человек исполнят колыбельные)
2 ведущий. Подрастёт Ваня, а его уже ждут новые песенки и приговорки. Становится на ножки, его поддерживают и приговаривают:
Дыбок, дыбок,
Скоро Ванюшке годок!
Выкупают Ваню в деревянном корыте и, когда станут окачивать в последний раз, проведут рукой по телу и обязательно скажут:
С гуся вода,
С Ванюшки вся худоба!
1 ведущий. Потом начинаются самые первые игры, потешки: «Идёт коза рогатая...», «Ладушки». Посадит отец Ваню на ногу и качает: «Поехали, поехали, с орехами, орехами!» Всё быстрее и быстрее:
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку,
По кочкам, по кочкам – Бух в ямку!
2 ведущий. Ну а чтоб не скучать, давайте в игры играть! Посмотрим, кто больше потешек и приговорок знает. (Дети по очереди выходят к доске, рассказывают приговорки, сопровождая движениями, если необходимо).
1 ведущий. Ваня уже умеет говорить. Но ещё не все звуки у него получаются. Тут на помощь ему приходят скороговорки и чистоговорки.
Ученица рассказывает стихотворение:
Рассказать скороговорку Тяжелей, чем влезть на горку: «На дворе растёт трава, На траве лежат дрова» Обязательно не свяжешь, Обязательно не скажешь! «На дворе растут дрова, На дровах лежит трава». До чего же всё занятно, До чего же непонятно!. |
Все 14 ребят быстро не про- Быстро гово- Быстро не проговорят. – Только я одна умею, Не сбиваюсь, не робею: «Жил колпак под колпаком, С колпачихой был знаком!» Рассказать скороговорку Тяжелей, чем влезть на горку. |
1 ведущий. Вот так чудеса! На доске вырос цветик-семицветик и каждый лепесток с секретом!
(С обратной стороны каждого лепестка написана скороговорка.)
Кто лепесток срывает,
Скороговорку нам читает!
2 ведущий. У всех первобытных людей существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода – охотники. Чтобы выдержать испытание на зрелость, мальчику нужно было доказать свою физическую силу, ловкость, мужество – убить огромного хищника, выдержать боль. А ум, знания, сообразительность он должен был проявить в отгадывании загадок. (Выбор загадок зависит от знаний детей и их уровня подготовки)
Начинали с загадок о человеке:
Их не сеют, не сажают –
Они сами вырастают. (Волосы)Тридцать молотят –
Один поворачивает. (Зубы и язык)
Затем загадывали о том, что ближе всего к человеку – об одежде, доме:
- Набита пухом, лежит под ухом. (Подушка)
- Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
- Никого она не обижает, а все её толкают. (Дверь)
Потом круг расширяется: загадывали про огород, сад, поле, пасеку, животных:
Не огонь, а жжётся. (Крапива)
Сидит Игнатка на грядке весь в заплатках,
Кто его потрогает, тот и заплачет. (Лук)
А последними шли загадки о снеге, молнии, громе, о звёздах и месяце – обо всём, что казалось в древности самым непонятным и загадочным.
- Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит. (Солнце)
- Заревел вол на сто гор, на тысячу городов. (Гром)
- Бело покрывало на земле лежало, лето пришло, оно всё сошло. (Снег)
1 ведущий: Нелепицы, нескладухи, небывальщины – в них всё нарочно перепутано, перемешано, соединено то, что соединиться никак не может. Они родились в давние времена. Самые старые из них говорят о крестьянской жизни.
А у нас во дворе
Поросёнок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.
(Выступают несколько учеников с небылицами и сценками)
1 ученик:
Небывальщины-небылицы,
Лежат в бабушкиной светлице,
Завёрнуты в тряпицы,
В медном ларце,
На дубовом поставце,
Кого хочешь – позабавь,
А ларец обратно на место поставь.
2 ученик.
На заборе сидит утка,
Песню звонкую поёт,
А Егорова старуха
Сено свежее жуёт...
3 ученик:
Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу,
Да работы не нашёл,
Сам заплакал и пошёл...
Сценка
– Здорово, кума!
– На рынке была.
– Ты что, кума, глуха?
– Купила курицу и петуха.
– Прощай, кума!
– Пять алтын дала.
2 ведущий. «Без пословицы не
проживёшь», – считали люди в старину, и с этим
трудно не согласиться.
Пословицы складывались на Руси задолго до того,
как появилась грамота. Народ, ещё не умеющий ни
писать, ни читать, как бы создавал свою устную
грамоту, школу. В лучших своих пословицах и
поговорках люди передавали от отца – к сыну, от
деда – к внуку свои самые заветные правила жизни,
учили детей уму-разуму. В них опыт и мудрость
многих поколений.
Старинные пословицы и поговорки живут в нашем
родном языке и сегодня: и в разговорной речи, и в
книгах. Говорят: «Пословица – всем делам
помощница». Она и вам поможет украсить свою речь,
сделать её ярче, живее, остроумнее.
«Собери пословицы».
На карточках записаны части пословиц, которые надо восстановить.
Сделал дело – Слово не воробей, Грамоте учиться На чужой сторонушке Труд человека кормит, Хорошую дружбу |
а лень портит. всегда пригодится. гуляй смело. и топором не разрубишь. вылетит – не поймаешь. своей воронушке. |
Учитель. Вот и закончилось наша игра, но не закончилось наше путешествие по стране устного народного творчества. Сегодня мы прикоснулись к малой частичке этого волшебного искусства. В следующий раз мы поговорим о сказках. А чтобы наша встреча прошла увлекательно и интересно, надо прочитать как можно больше русских народных сказок. Большое спасибо всем участникам.