Игровое занятие "Живая старина" для 2-го класса по произведениям устного народного творчества

Разделы: Начальная школа


Игровое занятие для учащихся 2 класса, посвящённое устному народному творчеству. В подготовке принимают участие ученики данного класса. На роли ведущих можно привлечь учеников старших классов.

Учитель: Русский народ богат своими традициями, обычаями и обрядами, связанными с его трудом, природой, почитанием отцов и дедов. Жизнь русского народа отразилась в его творчестве, с которым мы встречаемся с раннего детства. Это и хитрые загадки, колыбельные песни, потешки и прибаутки, мудрые пословицы, торжественные былины о славных подвигах богатырей, защитников земли русской и, конечно же, сказки – героические, волшебные, бытовые. И сегодня мы собрались, чтобы ещё раз прикоснуться к чуду народного творчества.

1 ученик.

Очень часто за событиями и за сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.

2 ученик.

Хоть и более привычны нам полёты на Луну,
Вспомним старые обычаи, вспомним нашу старину.

1 ведущий. Вместо слов устное народное творчество иногда говорят фольклор, что в переводе с английского языка означает народная мудрость, народное знание. Российские учёные традиционно называют фольклором только словесное творчество. О нём ещё говорят «живая старина», «народная поэзия».

2 ведущий. Фольклор сопровождает человека от колыбели до могилы. Знакомство с ним начинается с самых первых дней жизни.

А бабай, бабай, бабай,
Ты, собаченька, не лай,
И, гудочек, не гуди,
Нашего Ваню не буди.
А качи, качи, качи,
Прилетели к нам грачи.
Они сели на ворота,
А ворота: скрип, скрип!
Не буди те у нас Ваню,
У нас Ваня спит, спит.

(Колыбельные ведущие могут спеть сами, можно также включить аудиозапись).

– Как называются такие песни? (Колыбельные)
– Кто из вас может исполнить колыбельную песню?

(Дети готовились к этой игре, поэтому несколько человек исполнят колыбельные)

2 ведущий. Подрастёт Ваня, а его уже ждут новые песенки и приговорки. Становится на ножки, его поддерживают и приговаривают:

Дыбок, дыбок,
Скоро Ванюшке годок!

Выкупают Ваню в деревянном корыте и, когда станут окачивать в последний раз, проведут рукой по телу и обязательно скажут:

С гуся вода,
С Ванюшки вся худоба!

1 ведущий. Потом начинаются самые первые игры, потешки: «Идёт коза рогатая...», «Ладушки». Посадит отец Ваню на ногу и качает: «Поехали, поехали, с орехами, орехами!» Всё быстрее и быстрее:

Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку,
По кочкам, по кочкам – Бух в ямку!

2 ведущий. Ну а чтоб не скучать, давайте в игры играть! Посмотрим, кто больше потешек и приговорок знает. (Дети по очереди выходят к доске, рассказывают приговорки, сопровождая движениями, если необходимо).

1 ведущий. Ваня уже умеет говорить. Но ещё не все звуки у него получаются. Тут на помощь ему приходят скороговорки и чистоговорки.

Ученица рассказывает стихотворение:

Рассказать скороговорку
Тяжелей, чем влезть на горку:
«На дворе растёт трава,
На траве лежат дрова»
Обязательно не свяжешь,
Обязательно не скажешь!
«На дворе растут дрова,
На дровах лежит трава».
До чего же всё занятно,
До чего же непонятно!.
Все 14 ребят быстро не про-
Быстро гово-
Быстро не проговорят.
– Только я одна умею,
Не сбиваюсь, не робею:
«Жил колпак под колпаком,
С колпачихой был знаком!»
Рассказать скороговорку
Тяжелей, чем влезть на горку.

1 ведущий. Вот так чудеса! На доске вырос цветик-семицветик и каждый лепесток с секретом!

(С обратной стороны каждого лепестка написана скороговорка.)

Кто лепесток срывает,
Скороговорку нам читает!

2 ведущий. У всех первобытных людей существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода – охотники. Чтобы выдержать испытание на зрелость, мальчику нужно было доказать свою физическую силу, ловкость, мужество – убить огромного хищника, выдержать боль. А ум, знания, сообразительность он должен был проявить в отгадывании загадок. (Выбор загадок зависит от знаний детей и их уровня подготовки)

Начинали с загадок о человеке:

  • Их не сеют, не сажают –
    Они сами вырастают. (Волосы)

  • Тридцать молотят –
    Один поворачивает. (Зубы и язык)

Затем загадывали о том, что ближе всего к человеку – об одежде, доме:

  • Набита пухом, лежит под ухом. (Подушка)
  • Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
  • Никого она не обижает, а все её толкают. (Дверь)

Потом круг расширяется: загадывали про огород, сад, поле, пасеку, животных:

  • Не огонь, а жжётся. (Крапива)

  • Сидит Игнатка на грядке весь в заплатках,
    Кто его потрогает, тот и заплачет. (Лук)

А последними шли загадки о снеге, молнии, громе, о звёздах и месяце – обо всём, что казалось в древности самым непонятным и загадочным.

  • Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит. (Солнце)
  • Заревел вол на сто гор, на тысячу городов. (Гром)
  • Бело покрывало на земле лежало, лето пришло, оно всё сошло. (Снег)

1 ведущий: Нелепицы, нескладухи, небывальщины – в них всё нарочно перепутано, перемешано, соединено то, что соединиться никак не может. Они родились в давние времена. Самые старые из них говорят о крестьянской жизни.

А у нас во дворе
Поросёнок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.

(Выступают несколько учеников с небылицами и сценками)

1 ученик:

Небывальщины-небылицы,
Лежат в бабушкиной светлице,
Завёрнуты в тряпицы,
В медном ларце,
На дубовом поставце,
Кого хочешь – позабавь,
А ларец обратно на место поставь.

2 ученик.

На заборе сидит утка,
Песню звонкую поёт,
А Егорова старуха
Сено свежее жуёт...

3 ученик:

Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу,
Да работы не нашёл,
Сам заплакал и пошёл...

Сценка

– Здорово, кума!
– На рынке была.
– Ты что, кума, глуха?
– Купила курицу и петуха.
– Прощай, кума!
– Пять алтын дала.

2 ведущий. «Без пословицы не проживёшь», – считали люди в старину, и с этим трудно не согласиться.
Пословицы складывались на Руси задолго до того, как появилась грамота. Народ, ещё не умеющий ни писать, ни читать, как бы создавал свою устную грамоту, школу. В лучших своих пословицах и поговорках люди передавали от отца – к сыну, от деда – к внуку свои самые заветные правила жизни, учили детей уму-разуму. В них опыт и мудрость многих поколений.
Старинные пословицы и поговорки живут в нашем родном языке и сегодня: и в разговорной речи, и в книгах. Говорят: «Пословица – всем делам помощница». Она и вам поможет украсить свою речь, сделать её ярче, живее, остроумнее.

«Собери пословицы».

На карточках записаны части пословиц, которые надо восстановить.

Сделал дело –
Слово не воробей,
Грамоте учиться
На чужой сторонушке
Труд человека кормит,
Хорошую дружбу
а лень портит.
всегда пригодится.
гуляй смело.
и топором не разрубишь.
вылетит – не поймаешь.
своей воронушке.

Учитель. Вот и закончилось наша игра, но не закончилось наше путешествие по стране устного народного творчества. Сегодня мы прикоснулись к малой частичке этого волшебного искусства. В следующий раз мы поговорим о сказках. А чтобы наша встреча прошла увлекательно и интересно, надо прочитать как можно больше русских народных сказок. Большое спасибо всем участникам.

Приложение