Влияние гендерных особенностей на обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста основам экологии

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками, Экология


Как известно, дошкольник и младший школьник – это ребёнок-почемучка. В процессе активной деятельности он реализует свои потребности пытливого исследователя, открывателя мира, осваивает методы и приёмы изучения своего окружения. Этот процесс, проходящий под целенаправленным руководством взрослых, может иметь различную направленность. Так, если в предметное окружение ребёнка входят различные объекты природы, то его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы становится неизбежным, естественным процессом познания окружающего мира и приобретения социального опыта.

Маленький исследователь интересуется не столько названиями предметов и явлений, сколько тем, что это и кто это? Он учится и осознаёт себя самостоятельным субъектом познания. Значимость этого возрастного этапа возрастает в связи с появлением у детей стремления самим докопаться до сути явлений. Как исследователя его интересует множество «почему?», на которые младший школьник стремится и должен получить ответ, но не в готовом виде, иначе ребёнок теряет интерес ко всему окружающему. Самостоятельное и разнообразное изучение основ естествознания и экологических закономерностей дает ощутимый результат и вселяет в ребенка уверенность в своих познавательных способностях. Кроме того, доминирующее в это время наглядно-образное мышление постепенно заменяется теоретическим, создающим основу экологического мышления.

Как отмечает С.Н. Николаева (1999), в процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности:

  • сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;
  • практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зелёной зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг и др.);
  • создание изопродукции на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;
  • общение с природой, добровольный контакт с объектами растительного и животного мира – комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные односторонние суждения, любование, ласкание, действия по уходу, приручение и дрессировку (в случае с животными);
  • экспериментирование:практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями. Экспериментирование с живыми объектами является позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются с учётом потребностей живого существа и не носят деструктивный характер;
  • речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге);
  • обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова;
  • наблюдение – самостоятельная познавательная деятельность, обеспечивает получение информации о природе и деятельности людей в природе;
  • просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания – деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе [13].

Однако обратим внимание на то, что между полами существует огромная дистанция и, хотя каждый ребенок от природы индивидуум, не ограниченный рамками стереотипных представлений о полах, мы собственными глазами видим, что мальчики и девочки учатся по-разному. На наш взгляд, этот факт следует обязательно учитывать при подборе заданий в процессе экологического обучения.  

В первую очередь выясним, какие гендерные особенности являются принципиальными в данном виде деятельности.

Таблица 1

Половые различия в работе головного мозга и органов чувств

Девочки

Мальчики

Женский мозг развивается быстрее мужского: развитие мозга у младенцев в основном ярко выражено в правом полушарии, а затем постепенно переходит в левое – у девочек этот переход происходит раньше, поэтому они чаще используют левое полушарие

Клетки и кровообращение головного мозга функционально смещены в правое полушарие, поэтому мальчики проявляют тенденции лучшего развития определенных областей правого полушария

  • получают больше сенсорной информации, у них лучше развиты слух, обоняние, восприятие через кончики пальцев и кожу
  • намного зорче и лучше видят, особенно при ярком освещении
  • обладают лучшей способностью к вербализации чувств и реакций и вербальной коммуникацией (обладают большим словарным запасом)
  • имеют большие возможности для пространственного восприятия, что полезно при проведении измерений, инженерном проектировании и топографии
  • лучше функционируют память (могут хранить большой объем случайной информации) и чувственное восприятие
  • прекрасно запоминается только та информация, звенья которой имеют логическую связь или особую важность
  • лучше в грамматике, чтении, лексике, изучении иностранного языка,  решении тестов
  • лучше играют в шахматы, успевают по математике, читают карты

Исходя из указанных данных, подходы к организации работы с мальчиками и девочками должны быть разными.

 Таблица 2

Рекомендации по созданию оптимальной среды обучения для мальчиков и девочек в детском саду [7]

Для мальчиков

Для девочек

Учить шитью и вышивке бисером для развития мелкой моторики

Играть в игры с мячом и другие подвижные игры для развития крупной моторики

Использовать многоэлементные строительные конструкторы, пазлы и другие подобные игрушки

Использовать различные головоломки

Расставить по всему помещению книги так, чтобы мальчики, не любящие чтение, ощущали «вездесущность» книг

Построить в помещении площадку с безопасными ступеньками и стимулировать детей забираться наверх

Радоваться высокой энергии мальчиков, направляя ее на уборку учебного помещения

Хвалить детей чаще, чем нужно, особенно за хорошо выполненное действие

Создать «доску чувств» для эмоционально закрытых детей:

  • на пробковую доску прикрепить слова «злой», «печальный», «счастливый» и т.д.,
  • под ними – воздушные шарики, 
  • разрешить детям бросать безопасные пластмассовые дротики-дартс в чувства, которыми они будут охвачены

Обеспечить возможность практического осуществления «научных экспериментов», используя натуральные средства – песок, воду, глину, листья, веточки и т.д.

Кроме того, при обучении экологическим закономерностям необходимо иметь в виду, что психологические особенности данного возраста делают наиболее актуальными эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а не сведения о нём, полученные от взрослого или из книг. При правильной организации занятий наблюдение за самостоятельностью детей, анализ её содержания позволяют учителю и воспитателю обнаружить их индивидуальные особенности и уровень экологической воспитанности. Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности маленького ребёнка.

Для формирования и развития экологических знаний и умений учащихся мы предлагаем организовывать их работу по самостоятельному добыванию знаний в процессе творческого поиска с различными источниками информации: учебной и научно-популярной литературой, наглядными пособиями, натуральными объектами и литературными текстами. Самостоятельная работа такого творческого типа создает атмосферу заинтересованности, дает возможность каждому учащемуся проявить инициативу и самостоятельность.

При выполнении самостоятельных творческих работ можно применять работу в группах,  которая помогает управлять каждым действием учащегося при решении конкретных задач и вовремя вносить необходимые коррективы, создает условия для самореализации возможностей учащегося, позволяет адаптировать содержание учебного материала, приемы и темп учебной деятельности учащегося к его психологическим особенностям.

Мы предлагаем детям доступные для их возраста самостоятельные задания – мини-эксперименты, с подробными инструкциями по выполнению, безопасные по технике исполнения и открытые для обсуждения результатов, что необходимо для развития творческих способностей детей. Мини-эксперимент – это небольшой самостоятельный научный проект каждого ученика. Самостоятельно или вместе с друзьями, иногда с помощью взрослых, выполняя простые, но увлекательные опыты, дети смогут сделать свои первые шаги в науке.  Как уже указывалось, эксперименты для быстрого проведения безопасны и основаны на использовании простых, доступных материалов.

Кроме того, широко применяется игра как основной вид деятельности детей данного возраста. Как метод экологического воспитания, игра должна быть специально организована воспитателем и привнесёна в процесс познания природы и взаимодействия с ней.

Предлагаемый «набор» мини-экспериментов и дидактических игр экологической направленности разбит на три блока: рекомендуется для девочек, рекомендуется для мальчиков, рекомендуется для обоих полов (приложение 1, приложение 2, приложение 3).

Список рекомендованной литературы:

  1. Арди Ф. Мир живой природы: Растения и животные [Текст]. / Пер. с фр. ; Ф. Арди. – М.: Астрель, 2000. – 128 с.
  2. Балинская И.Р. Лесовичок: Лесная энциклопедия для мальчишек и девчонок [Текст]. / И.Р. Балинская. – М.: Олма-Пресс Гранд, 2002. – 160 с.
  3. Безуель С. Мир живой природы: В деревне [Текст]. / Пер. с фр. ; С. Безуель. – М.: Астрель, 2000. – 128 с.
  4. Букатов В.М. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: Книга для учителя [Текст]. / В.М. Букатов, А.П. Ершова. – М.: Первое сентября, 2000. – 224 с.
  5. Ван Клив Дж. 200 экспериментов [Текст]. / Пер. с англ. ; Дж. Ван Клив. – М., 1995. – 255 с.
  6. Веччионе Г. Сделай сам! 100 самых интересных самостоятельных научных проектов [Текст]. / Пер. с англ. ; Г. Веччионе. – М.: Астрель, 2004. – 192 с.
  7. Гариен М. Мальчики и девочки учатся по-разному: Руководство для педагогов и родителей. [Текст]. / Пер. с англ. ; М. Гариен. – М.: Астрель, 2004. – 303 с.
  8. Гурье Д. Мир живой природы: Лес [Текст]. / Пер. с фр. ; Д. Гурье. – М.: Астрель, 2000. – 128 с.
  9. Зверев А.Т. Экологические игры [Текст]. / А.Т. Зверев. – М.: Оникс 21 век, 2001. – 56 с.
  10. Зельвельдер М. Мир живой природы: Камни и ракушки [Текст]. / Пер. с фр. ; М. Зельвельдер. – М.: Астрель, 2000. – 128 с.
  11. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов [Текст]. / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 112 с.
  12. Мои первые научные опыты [Текст]. / Пер. с англ. – М.: Контэнт, 2003. – 128 с.
  13. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений [Текст]. / С.Н. Николаева. – М.: Academia, 1999.
  14. Николаева С.Н. Начальная школа в системе непрерывного ЭО [Текст]. / С.Н. Николаева // Экологическое образование. – № 3. – 2002.
  15. Фадеева Г.А. Экологические сказки: Пособие для учителей 1–6-х классов [Текст]. / Г.А. Фадеева. – Волгоград: Учитель, 2003. – 57 с.
  16. Что ты знаешь о стихийных бедствиях? Игры и задания для тебя и твоих друзей [Текст]. – М.: ГЕРА, 1995. – 20 с.