Как известно, дошкольник и младший школьник – это ребёнок-почемучка. В процессе активной деятельности он реализует свои потребности пытливого исследователя, открывателя мира, осваивает методы и приёмы изучения своего окружения. Этот процесс, проходящий под целенаправленным руководством взрослых, может иметь различную направленность. Так, если в предметное окружение ребёнка входят различные объекты природы, то его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы становится неизбежным, естественным процессом познания окружающего мира и приобретения социального опыта.
Маленький исследователь интересуется не столько названиями предметов и явлений, сколько тем, что это и кто это? Он учится и осознаёт себя самостоятельным субъектом познания. Значимость этого возрастного этапа возрастает в связи с появлением у детей стремления самим докопаться до сути явлений. Как исследователя его интересует множество «почему?», на которые младший школьник стремится и должен получить ответ, но не в готовом виде, иначе ребёнок теряет интерес ко всему окружающему. Самостоятельное и разнообразное изучение основ естествознания и экологических закономерностей дает ощутимый результат и вселяет в ребенка уверенность в своих познавательных способностях. Кроме того, доминирующее в это время наглядно-образное мышление постепенно заменяется теоретическим, создающим основу экологического мышления.
Как отмечает С.Н. Николаева (1999), в процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности:
- сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;
- практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зелёной зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг и др.);
- создание изопродукции на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;
- общение с природой, добровольный контакт с объектами растительного и животного мира – комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные односторонние суждения, любование, ласкание, действия по уходу, приручение и дрессировку (в случае с животными);
- экспериментирование:практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями. Экспериментирование с живыми объектами является позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются с учётом потребностей живого существа и не носят деструктивный характер;
- речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге);
- обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова;
- наблюдение – самостоятельная познавательная деятельность, обеспечивает получение информации о природе и деятельности людей в природе;
- просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания – деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе [13].
Однако обратим внимание на то, что между полами существует огромная дистанция и, хотя каждый ребенок от природы индивидуум, не ограниченный рамками стереотипных представлений о полах, мы собственными глазами видим, что мальчики и девочки учатся по-разному. На наш взгляд, этот факт следует обязательно учитывать при подборе заданий в процессе экологического обучения.
В первую очередь выясним, какие гендерные особенности являются принципиальными в данном виде деятельности.
Таблица 1
Половые различия в работе головного мозга и органов чувств
Девочки |
Мальчики |
Женский мозг развивается быстрее мужского: развитие мозга у младенцев в основном ярко выражено в правом полушарии, а затем постепенно переходит в левое – у девочек этот переход происходит раньше, поэтому они чаще используют левое полушарие |
Клетки и кровообращение головного мозга функционально смещены в правое полушарие, поэтому мальчики проявляют тенденции лучшего развития определенных областей правого полушария |
|
|
|
|
|
|
|
|
Исходя из указанных данных, подходы к организации работы с мальчиками и девочками должны быть разными.
Таблица 2
Рекомендации по созданию оптимальной среды обучения для мальчиков и девочек в детском саду [7]
Для мальчиков |
Для девочек |
Учить шитью и вышивке бисером для развития мелкой моторики |
Играть в игры с мячом и другие подвижные игры для развития крупной моторики |
Использовать многоэлементные строительные конструкторы, пазлы и другие подобные игрушки |
Использовать различные головоломки |
Расставить по всему помещению книги так, чтобы мальчики, не любящие чтение, ощущали «вездесущность» книг |
Построить в помещении площадку с безопасными ступеньками и стимулировать детей забираться наверх |
Радоваться высокой энергии мальчиков, направляя ее на уборку учебного помещения |
Хвалить детей чаще, чем нужно, особенно за хорошо выполненное действие |
Создать «доску чувств» для эмоционально закрытых детей:
|
Обеспечить возможность практического осуществления «научных экспериментов», используя натуральные средства – песок, воду, глину, листья, веточки и т.д. |
Кроме того, при обучении экологическим закономерностям необходимо иметь в виду, что психологические особенности данного возраста делают наиболее актуальными эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а не сведения о нём, полученные от взрослого или из книг. При правильной организации занятий наблюдение за самостоятельностью детей, анализ её содержания позволяют учителю и воспитателю обнаружить их индивидуальные особенности и уровень экологической воспитанности. Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности маленького ребёнка.
Для формирования и развития экологических знаний и умений учащихся мы предлагаем организовывать их работу по самостоятельному добыванию знаний в процессе творческого поиска с различными источниками информации: учебной и научно-популярной литературой, наглядными пособиями, натуральными объектами и литературными текстами. Самостоятельная работа такого творческого типа создает атмосферу заинтересованности, дает возможность каждому учащемуся проявить инициативу и самостоятельность.
При выполнении самостоятельных творческих работ можно применять работу в группах, которая помогает управлять каждым действием учащегося при решении конкретных задач и вовремя вносить необходимые коррективы, создает условия для самореализации возможностей учащегося, позволяет адаптировать содержание учебного материала, приемы и темп учебной деятельности учащегося к его психологическим особенностям.
Мы предлагаем детям доступные для их возраста самостоятельные задания – мини-эксперименты, с подробными инструкциями по выполнению, безопасные по технике исполнения и открытые для обсуждения результатов, что необходимо для развития творческих способностей детей. Мини-эксперимент – это небольшой самостоятельный научный проект каждого ученика. Самостоятельно или вместе с друзьями, иногда с помощью взрослых, выполняя простые, но увлекательные опыты, дети смогут сделать свои первые шаги в науке. Как уже указывалось, эксперименты для быстрого проведения безопасны и основаны на использовании простых, доступных материалов.
Кроме того, широко применяется игра как основной вид деятельности детей данного возраста. Как метод экологического воспитания, игра должна быть специально организована воспитателем и привнесёна в процесс познания природы и взаимодействия с ней.
Предлагаемый «набор» мини-экспериментов и дидактических игр экологической направленности разбит на три блока: рекомендуется для девочек, рекомендуется для мальчиков, рекомендуется для обоих полов (приложение 1, приложение 2, приложение 3).
Список рекомендованной литературы:
- Арди Ф. Мир живой природы: Растения и животные [Текст]. / Пер. с фр. ; Ф. Арди. – М.: Астрель, 2000. – 128 с.
- Балинская И.Р. Лесовичок: Лесная энциклопедия для мальчишек и девчонок [Текст]. / И.Р. Балинская. – М.: Олма-Пресс Гранд, 2002. – 160 с.
- Безуель С. Мир живой природы: В деревне [Текст]. / Пер. с фр. ; С. Безуель. – М.: Астрель, 2000. – 128 с.
- Букатов В.М. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: Книга для учителя [Текст]. / В.М. Букатов, А.П. Ершова. – М.: Первое сентября, 2000. – 224 с.
- Ван Клив Дж. 200 экспериментов [Текст]. / Пер. с англ. ; Дж. Ван Клив. – М., 1995. – 255 с.
- Веччионе Г. Сделай сам! 100 самых интересных самостоятельных научных проектов [Текст]. / Пер. с англ. ; Г. Веччионе. – М.: Астрель, 2004. – 192 с.
- Гариен М. Мальчики и девочки учатся по-разному: Руководство для педагогов и родителей. [Текст]. / Пер. с англ. ; М. Гариен. – М.: Астрель, 2004. – 303 с.
- Гурье Д. Мир живой природы: Лес [Текст]. / Пер. с фр. ; Д. Гурье. – М.: Астрель, 2000. – 128 с.
- Зверев А.Т. Экологические игры [Текст]. / А.Т. Зверев. – М.: Оникс 21 век, 2001. – 56 с.
- Зельвельдер М. Мир живой природы: Камни и ракушки [Текст]. / Пер. с фр. ; М. Зельвельдер. – М.: Астрель, 2000. – 128 с.
- Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов [Текст]. / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 112 с.
- Мои первые научные опыты [Текст]. / Пер. с англ. – М.: Контэнт, 2003. – 128 с.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений [Текст]. / С.Н. Николаева. – М.: Academia, 1999.
- Николаева С.Н. Начальная школа в системе непрерывного ЭО [Текст]. / С.Н. Николаева // Экологическое образование. – № 3. – 2002.
- Фадеева Г.А. Экологические сказки: Пособие для учителей 1–6-х классов [Текст]. / Г.А. Фадеева. – Волгоград: Учитель, 2003. – 57 с.
- Что ты знаешь о стихийных бедствиях? Игры и задания для тебя и твоих друзей [Текст]. – М.: ГЕРА, 1995. – 20 с.