Цели:
Предметная: знакомство детей с единицей
времени – сутками.
Развивающая: развитие речи и мышления
учеников.
Коммуникативная: установление дружеских
отношений между участниками группы,
формирование здорового образа жизни.
Основополагающий вопрос: сутки нужны, чтобы рационально планировать свой день.
Оборудование: магнитофон, фонограмма песни “Колокола”(Е.Крылатов – Ю.Энтин), карточки с заданиями, колпак звездочета, корона, надувной шар, фонарик, маркеры, чистые листы на каждого учащегося.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Звучит куплет песни “Колокола” из к/ф “Приключения Электроника” и дети с учителем выполняют упражнения.
Бьют часы на старой башне,
В этом мире должен каждый не спешить, не отставать.
В этом мире должен каждый слушать время и отважно в ногу с временем шагать.Припев:
Бой часов, как ключик золотой,
Двери утра весело открой,
Окна утром настежь распахни,
Сумрак ночи быстро прогони.
- Настрой на урок:
Наступило утро, хоть темно сейчас,
Пожелаю всем удачи, за работу, в добрый час!
2. Устный счёт.
- Разминка.
Какой сегодня день недели?
Сегодняшний месяц какой по счёту в году?
Сколько в нём дней?
В каком месяце не бывает 30 дней?
Что будет с козлом после 6 лет? (идёт 7ой)
- Решите в группах задачу: “Игра в футбол продолжалась 1 час с половиной. Через сколько минут закончилась игра?” (90 минут).
Ребята, поднимите руку, кто посещает спортивные секции?
- Игра “Математический футбол” (Придумываем для товарищей пример на умножение или деление. Кто ответит не верно – тому забит гол, если скажет правильно, то его надо похвалить.)
- Одно число пролетело мимо ворот и попало сюда, угадай лишнее число (числа записаны на доске):
5, 15, 16, 20, 25.
3. Актуализация знаний.
Ночью был сильный ветер и все единицы измерения величин перемешались
Дм, см, неделя, час, кг, минута, мм, год, м.
Распределите в каждый столбик те единицы измерения, которые соответствуют одной величине (1 ученик у доски, остальные выполняют в тетрадях). Оцените работу товарища.
Каким величинам соответствуют эти единицы измерения? (масса, длина, время).
С какой величиной мы вчера работали на уроке? (время) Зачем нужна такая величина?
4. Постановка проблемы.
Мой сосед учится в мореходном училище и просил решить ему задачу: “Два корабля вышли в море. Один плавал 6 дней, а другой 1 неделю. На сколько часов дольше плавал один корабль, чем другой?”.
Детям предлагается решить задачу в группах и записать решение на доске.
Группы не могут ответить на вопрос задачи – возникает проблема. Что мы не знаем? Учитель фиксирует на доске проблему, которую озвучивает ребёнок (не знаем сколько длится день).
5. Открытие новых знаний.
Учитель: “А что такое день? Почему постоянно день сменяется ночью и сколько это длится? Поможет здесь нам наука о небесных телах - астрономия. Я буду главным астрономом (учитель надевает колпак со звёздами), помощники мои выходите (один ученик изображает Солнце, надевая корону, а другой берёт шар – “модель” Земли и вращается вокруг себя и вокруг Солнца).
Земля, имеющая форму шара, является планетой и движется вокруг огромной звезды - Солнца. За целый год она делает 1 оборот. Что происходит на планете? (смена времён года)
Что вы заметили, глядя на планету? (она двигалась вокруг себя). Оборот Земли вокруг своей оси – это… Угадай ребус (Приложение 1)
Сутки длятся 24 часа.
Наступает день на той стороне Земли, которая обращена к ….Солнцу (ученик, изображающий Солнце, фонариком светит на шар). А на другой стороне в это время – … ночь. (Приложение 2)
Почему мы не чувствуем движение Земли?
Игровая ситуация. Встаньте, дети, представим мы – планета, повернёмся вокруг. Оборот Земли вокруг своей оси называется сутками. Запишем в тетрадях 1 сутки=24 часа.
Далее ребята решают свою задачу про корабли.
6. Физкультминутка.
Тик-так, тик-так –
Все часы идут вот так:
Тик-так.
(Раскачиваются в такт маятника)
Смотри скорей, который час:
(Руки на поясе, наклоны в стороны)
Тик-так, тик-так.
(Наклоны головы к плечам)
7. Ребята, вы, наверное, слышали фразу “время потерял”. А зачем нужны сутки? (ответы детей)
Чтобы всё успеть, нужен режим дня. Помни твёрдо, что режим людям всем необходим.
8. Самостоятельная работа в группах – выполнение творческих заданий. Детям предлагается вписать пропущенные единицы времени в условие задачи и решить её.
“Сорок …. Вера решала 4 примера. Сколько …. на
каждый пример потратила Вера?”
“Лошадь может прожить 40 …., а корова 20 …. Кто из
них проживёт дольше и на сколько ….?
“Коля делал домашнее задание по русскому языку
– 35 …., а по математике – 25 …. Сколько …. он делал
уроки?
“Волосы человека за 1 …. вырастают на 15 см. За
сколько …. они вырастут на 30 см?
“В 12 …. Ночи идёт дождь. Можно ли ожидать через
сутки солнечную погоду?
Представитель каждой группы читает задачу и объясняет решение, другие группы проверяют его.
9. Перевод единиц времени в более крупные или мелкие.
Учитель показывает запись, а дети пишут ответ на листах маркером.
2 суток = ? часов;
4 недели = ? суток;
365 суток = ? лет;
30 суток = ? месяцев.
10. Самооценивание.
Ребята, “зажгите звёздочку” на шкале знаний.
– всё понял.
– в чём-то сомневаюсь.
– было очень трудно.
11. Итог урока.
Какую проблему на уроке ставили? Что такое сутки? Что интересного узнал на уроке?
12. Домашнее задание.
Составить задачу с любой единицей времени.
Использованная литература:
- Журнал “Начальная школа”.-Москва, 1996 г., №6
- “Мир и человек” (географический атлас). –Москва, 1988 г.
- В.В.Волина “Праздник букваря”. –М.: АСТ-ПРЕСС, 1995 г.
- А.М.Цузмер, О.Л.Петришина “Человек: Анатомия, физиология, гигиена: Учеб. для 8 кл. сред. шк./ Под ред. В.Н.Заг