Урок математики по теме "Единицы времени". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

Предметная: знакомство детей с единицей времени – сутками.
Развивающая: развитие речи и мышления учеников.
Коммуникативная: установление дружеских отношений между участниками группы, формирование здорового образа жизни.

Основополагающий вопрос: сутки нужны, чтобы рационально планировать свой день.

Оборудование: магнитофон, фонограмма песни “Колокола”(Е.Крылатов – Ю.Энтин), карточки с заданиями, колпак звездочета, корона, надувной шар, фонарик, маркеры, чистые листы на каждого учащегося.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Звучит куплет песни “Колокола” из к/ф “Приключения Электроника” и дети с учителем выполняют упражнения.

Бьют часы на старой башне,
В этом мире должен каждый не спешить, не отставать.
В этом мире должен каждый слушать время и отважно в ногу с временем шагать.

Припев:

Бой часов, как ключик золотой,
Двери утра весело открой,
Окна утром настежь распахни,
Сумрак ночи быстро прогони.

- Настрой на урок:

Наступило утро, хоть темно сейчас,
Пожелаю всем удачи, за работу, в добрый час!

2. Устный счёт.

- Разминка.

Какой сегодня день недели?
Сегодняшний месяц какой по счёту в году?
Сколько в нём дней?
В каком месяце не бывает 30 дней?
Что будет с козлом после 6 лет? (идёт 7ой)

- Решите в группах задачу: “Игра в футбол продолжалась 1 час с половиной. Через сколько минут закончилась игра?” (90 минут).

Ребята, поднимите руку, кто посещает спортивные секции?

- Игра “Математический футбол” (Придумываем для товарищей пример на умножение или деление. Кто ответит не верно – тому забит гол, если скажет правильно, то его надо похвалить.)

- Одно число пролетело мимо ворот и попало сюда, угадай лишнее число (числа записаны на доске):

5, 15, 16, 20, 25.

3. Актуализация знаний.

Ночью был сильный ветер и все единицы измерения величин перемешались

Дм, см, неделя, час, кг, минута, мм, год, м.

Распределите в каждый столбик те единицы измерения, которые соответствуют одной величине (1 ученик у доски, остальные выполняют в тетрадях). Оцените работу товарища.

Каким величинам соответствуют эти единицы измерения? (масса, длина, время).

С какой величиной мы вчера работали на уроке? (время) Зачем нужна такая величина?

4. Постановка проблемы.

Мой сосед учится в мореходном училище и просил решить ему задачу: “Два корабля вышли в море. Один плавал 6 дней, а другой 1 неделю. На сколько часов дольше плавал один корабль, чем другой?”.

Детям предлагается решить задачу в группах и записать решение на доске.

Группы не могут ответить на вопрос задачи – возникает проблема. Что мы не знаем? Учитель фиксирует на доске проблему, которую озвучивает ребёнок (не знаем сколько длится день).

5. Открытие новых знаний.

Учитель: “А что такое день? Почему постоянно день сменяется ночью и сколько это длится? Поможет здесь нам наука о небесных телах - астрономия. Я буду главным астрономом (учитель надевает колпак со звёздами), помощники мои выходите (один ученик изображает Солнце, надевая корону, а другой берёт шар – “модель” Земли и вращается вокруг себя и вокруг Солнца).

Земля, имеющая форму шара, является планетой и движется вокруг огромной звезды - Солнца. За целый год она делает 1 оборот. Что происходит на планете? (смена времён года)

Что вы заметили, глядя на планету? (она двигалась вокруг себя). Оборот Земли вокруг своей оси – это… Угадай ребус (Приложение 1)

Сутки длятся 24 часа.

Наступает день на той стороне Земли, которая обращена к ….Солнцу (ученик, изображающий Солнце, фонариком светит на шар). А на другой стороне в это время – … ночь. (Приложение 2)

Почему мы не чувствуем движение Земли?

Игровая ситуация. Встаньте, дети, представим мы – планета, повернёмся вокруг. Оборот Земли вокруг своей оси называется сутками. Запишем в тетрадях 1 сутки=24 часа.

Далее ребята решают свою задачу про корабли.

6. Физкультминутка.

Тик-так, тик-так –
Все часы идут вот так:
Тик-так.

(Раскачиваются в такт маятника)

Смотри скорей, который час:

(Руки на поясе, наклоны в стороны)

Тик-так, тик-так.

(Наклоны головы к плечам)

7. Ребята, вы, наверное, слышали фразу “время потерял”. А зачем нужны сутки? (ответы детей)

Чтобы всё успеть, нужен режим дня. Помни твёрдо, что режим людям всем необходим.

8. Самостоятельная работа в группах – выполнение творческих заданий. Детям предлагается вписать пропущенные единицы времени в условие задачи и решить её.

“Сорок …. Вера решала 4 примера. Сколько …. на каждый пример потратила Вера?”
“Лошадь может прожить 40 …., а корова 20 …. Кто из них проживёт дольше и на сколько ….?
“Коля делал домашнее задание по русскому языку – 35 …., а по математике – 25 …. Сколько …. он делал уроки?
“Волосы человека за 1 …. вырастают на 15 см. За сколько …. они вырастут на 30 см?
“В 12 …. Ночи идёт дождь. Можно ли ожидать через сутки солнечную погоду?

Представитель каждой группы читает задачу и объясняет решение, другие группы проверяют его.

9. Перевод единиц времени в более крупные или мелкие.

Учитель показывает запись, а дети пишут ответ на листах маркером.

2 суток = ? часов;
4 недели = ? суток;
365 суток = ? лет;
30 суток = ? месяцев.

10. Самооценивание.

Ребята, “зажгите звёздочку” на шкале знаний.

– всё понял.

 – в чём-то сомневаюсь.

 – было очень трудно.

11. Итог урока.

Какую проблему на уроке ставили? Что такое сутки? Что интересного узнал на уроке?

12. Домашнее задание.

Составить задачу с любой единицей времени.

Использованная литература:

  1. Журнал “Начальная школа”.-Москва, 1996 г., №6
  2. “Мир и человек” (географический атлас). –Москва, 1988 г.
  3. В.В.Волина “Праздник букваря”. –М.: АСТ-ПРЕСС, 1995 г.
  4. А.М.Цузмер, О.Л.Петришина “Человек: Анатомия, физиология, гигиена: Учеб. для 8 кл. сред. шк./ Под ред. В.Н.Заг