Урок "Атомная энергетика". 9-й класс

Разделы: Физика

Класс: 9


Цель – в форме активной деятельности способствовать формированию у старшеклассников чувства гражданской ответственности за свое будущее, за будущее своего города, своей страны.

Задачи занятия:

1. Показать необходимость такой отрасли как атомная энергетика.
2. Способствовать:

  • воспитанию осознанного отношения к жизненным ситуациям;
  • развитию умения анализировать и делать выводы;
  • формированию и развитию навыков работе учащихся в группе;
  • развитию навыков владения речью;
  • формированию понимания того, что существуют ситуации, когда необходим самоконтроль для достижения позитивного результата.

Основные понятия и термины занятия: АЭС, атомная энергетика.

Тип урока: комбинированный.

Формы и методы обучения: беседа, презентация, работа в группах.

План урока:

№ п/п Этапы занятия Временная реализация
1 Организационный момент. 1 минута
2 Знакомство с предметным содержанием темы. 7 минуты
3 Постановка познавательной задачи 1 “Преимущества и недостатки ядерной энергетики”. 3 минуты
4 Решение познавательной задачи 1 с помощью инструмента “PMI” (плюс, минус, интересно).
  • Работа в группах: обсуждение и заполнение таблицы.
  • Коллективная экспертная оценка результатов под руководством учителя.
  • Общие выводы.
20 минут

10 мин
5 мин
5 мин

5 Постановка познавательной задачи 2 “Нужна ли АЭС городу Томску?”. 3 минуты
6 Решение познавательной задачи 2А с помощью инструмента PMI (плюс, минус, интересно) и задачи 2Б с помощью инструмента S&C .
  • Работа в группах: обсуждение и заполнение таблицы.
  • Коллективная экспертная оценка результатов под руководством учителя.
  • Общие выводы.
40 минут*

15 +15 мин

5+5 мин

7 Итоги занятия. Рефлексия. 5 минут
8 Задание на дом. 2 минуты

* резерв 10 минут.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Знакомство с предметным содержанием темы с помощью наглядной презентации. (Приложение 1)

Учитель: Человечество живет в едином, взаимосвязанном мире, и наиболее серьезные энергетические, экологические и социально-экономические проблемы приобретают глобальный масштаб. Уже стали привычными такие достижения науки и техники, как средства мобильной связи, высокоскоростной транспорт, освоение космического пространства. Это требует огромных затрат энергии. Поэтому одной из проблем, стоящих перед людьми, является проблема источников энергии. Сегодня реальный вклад в энергоснабжение вносит ядерная энергетика.

Вопрос: Как вы думаете, почему возникла необходимость использования ядерного топлива? Почему необходимо развивать атомную энергетику? (Слайд 2 и 3)

Учащиеся отвечают.

Учитель: Потребление энергии растет столь быстро, что известные в настоящее время запасы топлива окажутся исчерпанными уже через сравнительно короткое время. Проблему “энергетического голода” не решает использование возобновляемых источников энергии: рек, ветра, солнца, морских волн, глубинного тепла Земли. Сегодня с вами мы поговорим об атомной энергетике. (Слайд 4 и 5)

До 1940 года считали, что ядерная энергетика представляет чисто научный интерес. Еще в 1937 году лорд Эрнст Резерфорд утверждал, что получение ядерной энергии в более или менее значительных количествах, достаточных для практического использования, никогда не будет возможным. (Слайд 6) Но уже в 1942 г. под руководством Энрико Ферми в США был построен первый ядерный реактор. (Слайд 7) К сожалению, в это время шла вторая мировая война и 16 июля 1945 года в 5 часов 30 минут утра по местному времени в пустыне Аламогордо (штат Нью-Мехико, США) была испытана первая атомная бомба. (Слайд 8) В 1946 г. первый европейский реактор был создан в СССР под руководством И.В.Курчатова. Под его руководством был разработан и проект первой в мире АЭС. (Слайд 9) В январе 1954 года со стапелей доков ВМФ США в Гротоне (штат Коннектикут) сошла подводная лодка нового типа — атомная, которой дали имя ее знаменитой предшественницы — Nautilus. (Слайд10) 27 июня 1954 году в Обнинске была пущена первая в мире атомная электростанция мощностью 5 МВт. (Слайд 11) Вслед за первой АЭС в 50-ые годы сооружаются АЭС: Calder Hall-1 (1956 г., Великобритания); Shippingport (1957 г., США); Сибирская (1958 г., СССР); G-2, Маркуль (1959 г., Франция). (Слайд 12) После накопления опыта эксплуатации первенцев атомной энергетики в СССР, США, странах Западной Европы были разработаны программы сооружения головных образцов будущих серийных энергоблоков. 17 сентября 1959 года в свой первый рейс вышел первый в мире атомный ледокол “Ленин”, построенный на ленинградском Адмиралтейском заводе и приписанный к Мурманскому пароходству. (Слайд 13)

Итак, атомная энергия сегодня востребована. (Слайд 14)

3. Постановка познавательной задачи 1 “Преимущества и недостатки ядерной энергетики”.

Учитель: Ядерная энергетика развивается во всем мире и является одним из самых перспективных на сегодняшний день направлений энергетики. Однако использование ядерной энергии в мирных целях создает и серьезные проблемы. Давайте разделимся на группы по 6 человек и порассуждаем, в чем преимущества и недостатки использования ядерной энергетики в мирных целях. Не забудем посмотреть на ядерную энергетику с точки зрения “интересно”. У вас 10 минут. Необходимо написать хотя бы по 3 пункта в каждую графу. (Слайд 15)

4. Решение познавательной задачи 1 с помощью инструмента “PMI” (плюс, минус, интересно).

4.1. Работа в группах: обсуждение и заполнение таблицы.

Оборудование: листы бумаги с таблицей.

4.2. Коллективная экспертная оценка результатов под руководством учителя. (Слайды 16, 17, 18)

ПЛЮС МИНУС ИНТЕРЕСНО
- Экономия органического топлива.

- Малые массы горючего.

- Получение большой мощности с одного реактора.

- Невысокая себестоимость энергии.

- Отсутствие потребности в атмосферном воздухе.

- Экологическая чистота (при правильной их эксплуатации).

- Опасность окружающих АЭС территорий.

- Особенности ремонта.

- Сложность ликвидации ядерного энергетического объекта.

- Высокая квалификация и ответственность кадров.

- Доступность для терроризма и шантажа с катастрофическими последствиями.

- Необходимость захоронения радиоактивных отходов.

- Возможная мутация животных, растений и человека при малых дозах облучения.

- Уменьшение парникового эффекта.

- Жизнь животных и растений на территориях вокруг АЭС.

- Как радиоактивные отходы повлияют на все живое на планете в будущем.

- Использование портативных атомных реакторов для различных видов транспорта, в том числе спутников Земли.

4.3. Общие выводы.

Учитель: Несмотря на опасности, связанные с радиоактивным излучением, а также потенциальной возможностью взрыва, ядерная энергетика развивается во всем мире и является одним из самых перспективных на сегодняшний день направлений энергетики. В структуре топливно-энергетического баланса (ТЭБ) и электроэнергетики мира преобладают, соответственно, нефть (40%) и уголь (38%). В мировом ТЭБ газ (22%) занимает третье место после угля (25%), а в структуре электроэнергетики газ (16%) находится на предпоследнем месте, опережая только нефть (9%) и уступая всем остальным видам энергоносителей, включая атомную энергетику (17%).(Слайд 19)

В России наоборот газ доминирует как в ТЭБ (49%), так и в электроэнергетике (38%). Атомная энергия России занимает сравнительно скромное место (15%) в производстве электроэнергии по сравнению со среднемировыми показателями (17%). (Слайд 20) Использование мирного атома остается одним из приоритетных направлений развития российской энергетики. Несмотря на свое сравнительно скромное место в общем производстве электроэнергии по стране, атомная промышленность имеет огромное количество практических применений (создание вооружения с ядерными компонентами, экспорт технологий, освоение космоса). Количество нарушений в работе наших АЭС постоянно снижается: по количеству остановок энергоблоков Россия сегодня уступает только Японии и Германии. (Слайд 21) В условиях глобального кризиса энергоносителей, когда цена на нефть уже превысила отметку в $100 за баррель, развитие таких перспективных и высокотехнологичных областей, как ядерная промышленность, позволит России удержать и усилить свое влияние в мире. (Слайд 22)

5. Постановка познавательной задачи 2 “Нужна ли АЭС городу Томску?”.

Учитель: Мы с вами живем рядом с Северской АЭС. (Слайд 23) В условиях дефицита электроэнергии и тепла в нашем городе нас должен интересовать вопрос строительства новой атомной станции. Посмотрите запись передачи “Час пик” от 29 марта 2008 года. (Слайд 24)

Просмотр видеоролика.

Учитель: Возникает вопрос: нужна ли АЭС городу Томску? (Слайд 25)

Давайте не будем торопиться с однозначными выводами, и рассмотрим эту проблему:

А) с точки зрения открывающейся перспективы.
Б) с точки зрения различных социальных групп, имеющих прямое отношение к данному вопросу.

6. Решение познавательной задачи 2А с помощью инструмента PMI (плюс, минус, интересно) и задачи 2Б с помощью инструмента S&C.

Учитель: Любое принятое решение всегда имеет какие-либо результаты. Существуют немедленные, краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные последствия. Немедленные последствия могут быть положительными, а долгосрочные отрицательными. Создадим 4 группы. Решение о строительстве новой АЭС практически принято. Давайте рассмотрим последствия этого решения. (Слайд 26)

1 группа – немедленные (после принятия решения о строительстве).
2 группа – краткосрочные (после начала строительства).
3 группа – среднесрочные (после ввода в эксплуатацию АЭС).
4 группа – дальнесрочные (после десятилетней работы АЭС).

6.1. Работа в группах: обсуждение и заполнение таблицы.

Оборудование: листы бумаги с таблицей.

6.2. Коллективная экспертная оценка результатов под руководством учителя.

ПЛЮС МИНУС ИНТЕРЕСНО
НЕМЕДЛЕННЫЕ
- увеличение интереса российских и иностранных корпораций к поставке оборудования.

- начало подготовки высококвалифицированных кадров в университетах города.

- низкая пропускная способность различных видов транспорта.

- отсутствие законодательного механизма запрета строительства АЭС.

- суета “зеленых”.

- волнение жителей города.

- возможность использования других альтернативных источников энергии.

КРАТКРСРОЧНЫЕ

- появление новых рабочих мест.

- развитие инфраструктуры города (дороги, жилье для рабочих, д/с и т.д.).

- отчуждение больших площадей лесов, полей и рек под строительство.

- увеличение транспортных потоков на дорогах города.

- возможность использования новых видов реакторов.

СРЕДНЕСРОЧНЫЕ

- увеличение налоговых поступлений в бюджет города.
- решение проблемы с дефицитом тепла и электроэнергии.
- появление объекта повышенной опасности.
- перевозка радиоактивных грузов по территории области.
- вероятность “аварии” и радиоактивного заражения.

- уменьшение водных запасов в связи с использованием воды на АЭС.

ДАЛЬНЕСРОЧНЫЕ

- производство дешевой ядерной энергии.

- развитие сопутствующих высокотехнологических производств.

- развитие энергоемких производств.

- выброс специфических радиоактивных изотопов в газах, влияние которых на все живое до сих пор неизвестно.

- снижение туристического бума в Томскую область.

- роль ядерной энергетики в уменьшении попадания СО2 в атмосферу.

- уменьшение “парникового эффекта”.

- применение новых атомных технологий в медицине, образовании и т.д.

Учитель: А теперь рассмотрим последствия строительства АЭС с точки зрения различных социальных групп, имеющих прямое отношение к данному вопросу. У нас 4 группы. (Слайд 27)

1 группа – я и мои сверстники.
2 группа – жители города.
3 группа – инженеры и ученые - атомщики.
4 группа – политики.

6.1. Работа в группах: обсуждение и заполнение таблицы.

Оборудование: листы бумаги с таблицей.

6.2. Коллективная экспертная оценка результатов под руководством учителя.

ПЛЮС МИНУС ИНТЕРЕСНО
Я И МОИ СВЕРСТНИКИ
- перспектива высокооплачиваемой интересной работы.

- планирование обучения и своей карьеры.

- место распределения будущей работы возле дома.

- отдаленность от европейской части страны.

- работа на потенциально высоко аварийном объекте.

- трудности прохождения на рабочее место.

- увеличение числа бюджетных мест в вузе.
- перспектива изучения неизвестного.

МЕСТНЫЕ ЖИТЕЛИ

- повышение качества жизни за счет увеличения налогов.

- улучшение транспортной сетки дорог.

- уменьшение безопасности проживания. - мониторинг влияния АЭС на прилежащие территории.

ИНЖЕНЕРЫ И УЧЕНЫЕ - АТОМЩИКИ

- интересная работа в районе места жительства.
- высокая заработная плата.
- различные льготы.
- близость проживания с АЭС. - возможность применения новых технологий очистки жидких и газообразных выбросов.

ПОЛИТИКИ

- привлечение инвестиций как результат деятельности. - потеря части электората на выборах.
- изматывающая борьба с “зелеными”.
- содержание футбольной команды “Томь” в высшей лиге РФ, команды КВН и т.д.

7. Итоги занятия. Рефлексия (самооценка).

Учитель: Подведём итоги нашего сегодняшнего урока. Оцените свои знания, полученные на уроке, и закончите предложения.

  • В связи, с чем в середине ХХ века возникла необходимость нахождения новых источников энергии?
  • Назовите хотя бы два основных преимущества АЭС перед другими видами электростанций.
  • Назовите хотя бы три основные проблемы современной атомной энергетики.
  • Приведите примеры путей решения проблем атомной энергетики.
  • Нужна ли АЭС городу Томску?

Учащиеся работают на листах рефлексии. (Приложение 2)

Учитель: Закончить наш сегодняшний урок я хочу небольшой презентацией, имеющей на мой взгляд глубокий смысл. Показ презентации. (Приложение 3)

Домашнее задание. (Приложение 4)

Литература:

  1. Физика. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Перышкин А.В., Гутник Е.М. – 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.
  2. Семке А.И. Уроки физики в 9 классе. Развернутое планирование - Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2004.
  3. Т.А. Прищепа “Качество мышления – основной ресурс успешности”. Методическое пособие, Институт средств и методов обучения, 2004 год.
  4. Культура информационного общества. Информационная компетентность как фактор современного образовательного пространства. – Томск: “Лито-Принт”. 2007.
  5. В.И. Бойко, Ф. П. Кошелев. Ядерный топливный цикл. Проблемы, решения. Учебное пособие.- Северск: Изд-во ФГУП СХК, Бюро дизайна, 2004.

(Приложение 5)