Цель: Сформировать у детей способность к нравственным поступкам, приобщая детей к основам правовой культуры .
Задачи:
- Сформировать представления об относительной значимости моральных норм.
- Познакомить детей с их правами и документами их отражающими.
- Воспитывать толерантность, самоуважение и уважение к другим.
- Осуществлять правовое образование родителей.
- Развивать коммуникативные навыки детей.
Обоснование значимости:
Наш детский сад осуществляет работу по следующим направлениям:
- воспитание нравственности как основы
ментального здоровья детей;
- развитие коммуникативных способностей,
обеспечивающих социально - правовое развитие
детей.
В рамках этих задач мною был разработан цикл занятий, позволяющих в полной мере осуществлять нравственное воспитание, рассмотрев со всех сторон критерии нравственности. У детей появляется ответственность за свои поступки, т.к. они могут провести четкую градацию прав и обязанностей. Применяя в жизни правовые знания, дети расширяют свой социальный опыт, учатся бесконфликтно контактировать со сверстниками и взрослыми, усваивают нормы поведения дома и в общественных местах.
Своеобразие подачи материала заключается в том, что дети анализируют поступки литературных и сказочных героев с точки зрения права и морали. Это поднимает у детей интерес к художественной литературе, стимулирует желание научиться читать, что немаловажно в старшем дошкольном возрасте.
Часто дети пытаются "переписать " сказки - изменить сюжет, придумать героям другие диалоги, ввести новые персонажи для того, чтобы не осталось отрицательных героев. Такой прием позволяет детям максимально проявить свои творческие способности. Свои занятия я строю, опираясь на интерес детей, уровень их развития, а также учитывая их индивидуальные особенности и инициативу.
Ожидаемый результат:
- Дети должны научиться понимать, что каждый
человек несет ответственность за свои поступки.
Каждый поступок должен иметь положительную
направленность.
- Толерантность – главная составляющая
восприятия ребенком других людей. Эта
способность должна развиться в детях.
- Дети должны научиться самостоятельно находить
ту форму общения, которая подходит для данной
ситуации или для данного человека.
Пути реализации: занятия, игры, чтение художественных произведений, инсценировки сказок, совместная и самостоятельная деятельность детей и родителей.
Состав участников проекта: воспитатели, дети и родители.
Срок: 2 года.
Вид: долгосрочный, ролево-игровой.
Распределение деятельности
Этапы | Формы работы | Задачи | Срок реализации | Время и место проведения |
Выявление проблемы. Деятельность детей: 1. Входят в проблему. Делят сказочных героев на хороших и плохих. 2. Принимают задачи проекта. 3. Вживаются в игровую ситуацию. Деятельность педагога: 1. Вводит в проблему. Деятельность родителей: 1. Читают и обсуждают с детьми художественные произведения. |
Занятия: “В гости к сказке”, “Знакомство” |
1. Формировать способность к сопереживанию. 2. Воспитывать самоуважение и уважение к другим. |
Сентябрь. |
Занятия по развитию речи. |
Организация работы над проектом. Деятельность детей: 1. Систематизируют информацию. 2. Разделяют на категории свои чувства и ощущения. 3. Планируют свою деятельность. Деятельность педагога: 1. Помогает детям спланировать деятельность. 2. Решает задачи организации деятельности. 3. Привлекает родителей к помощи в решении поставленных задач. Деятельность родителей: 1. Заполняют анкеты. 2. Подбирают совместно с детьми необходимый материал для занятий. |
Цикл занятий, в основе которых лежат нравственные беседы: “Послушные детишки и шалунишки”, “Злой язычок”, “Драчуны и забияки”, “Жадина – говядина”, “Заяц – хваста”, “Кривляки и дразнилки”, “Подарки в Новый год”, “Добрый гном”, “Весенняя сказка”, “Лесная школа”, “Страна Доброты”, “Фея красоты”. Коммуникати-вные игры: “В тарелочку”, “Переходы”, “Липучка”, “От спины к спине”, “Эстафета улыбок” Тренинги на развитие эмоционально-сти Драматизация сказок Детско – родительская гостиная “Вы и ваш ребенок” |
1. Учить детей планировать и контролировать свои действия в соответствии с поставленной целью. 2. Учить гармонично взаимодействовать с самим собой, с социумом, с внешним миром. 3. Учить прогнозировать последствия ситуаций. 4. Знакомить детей с морально - этическими нормами. 5. Развивать коммуникативные навыки. 6. Развивать творческие способности детей. |
Октябрь - май. |
Занятия с воспитателем по познавательному развитию.
В свободное время.
В группе под руководством воспитателя. |
Практическая деятельность по
решению проблемы. Деятельность детей: 1. Выполняют необходимые задания. 2. Ищут пути решения проблемы. Деятельность педагога: 1. Дает необходимые знания по правовому воспитанию. 2. Оказывает практическую помощь. 3. Создает условия для самостоятельного решения проблемы детьми. 4. Вовлекает родителей в практическую деятельность детей. Деятельность родителей: 1. Вместе с детьми оформляют стенд “Моя семья” 2. Составляют рассказы 3. Осуществляют контроль за собственным поведением и поступками своих детей, не довлея над ними. |
Цикл занятий по правовой культуре: “Знаете ли вы?”, “Право на жизнь”, “Мое имя”, “Семь “я”, “Чье мнение самое главное?”, “Мой дом – моя крепость”, “Защита от насилия”, “Право на образование”, “Право на мед. помощь”, “В помощь детям – инвалидам”, “Кто пользуется социальными благами?”, “Право на отдых”, “Право на труд”, “Я живу в Удмуртии”, “А что у вас?” “Переписывание” сказок с учетом изменения характера героя, его поступков. Драматизация “новых” сказок. Выполнение домашних заданий по тематике статей “Декларации прав человека” в виде рисунков, коллажей, этюдов, рассказов. Дискуссион -ное обсуждение статей “Декларации”, применитель – но к литературным героям, а также к детям группы. Детско – родительская гостиная “Знаете ли вы?” Оформление стендов “Моя семья”, “Поселок, где я живу”, “Мы на отдыхе”. |
1. Формировать у детей представления о правах человека на основе литературных произведений. 2. Помочь осознать первичность нравственной стороны поступков, и только потом – правовой. 3. Сформировать такое качество, как толерантность. 4. Обогащать детско – родительские отношения опытом совместной творческой деятельности. |
Сентябрь - апрель. |
Занятия по разделу “Ознакомление с окружающим”.
Совместная деятельность педагога и детей. Дома в вечернее время. На занятиях, в свободное время.
Вечером, в свободное время. |
Продуктивная деятельность Деятельность детей: 1. Составление альбома “Это “я” Деятельность педагога: 1. Организация условий для составления альбомов. 2. Общее руководство деятельностью детей. Деятельность родителей: 1. Совместный с детьми подбор материала для альбома. |
Презентация своих альбомов. Составление рассказов, иллюстрируя их материалами из своего альбома. |
1. Развивать речь детей. 2. Развивать творческие, художественные, музыкальные способности детей. |
Май. |
Занятия по конструирова -нию и аппликации. Дома, в свободное время, индивидуально. |
Средства контроля и обеспечения достоверности реализации проекта:
- занятия;
- мониторинг;
- анализ родительских анкет;
- детско – родительские гостиные;
- родительские собрания;
- презентация детских альбомов.
Методы и технологии:
- обсуждение литературного произведения;
- сказкотерапия;
- психологические тренинги;
- приемы ТРИЗ;
- приемы психофизического сопряжения;
- детско – родительские гостиные;
- изготовление альбомов;
- драматизации;
Необходимые условия реализации проекта:
1. Интерес детей и родителей.
2. Нааличие необходимой литературы.
3. Методические разработки.
4. Обязательное активное участие родителей.
Методические разработки:
- В Антонов “Ваши права”, “Декларация прав человека в картинках”.
- Г.Н.Жучкова “Нравственные беседы с детьми”.
- С.В.Костарева “Сказкотерапия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста”.
- О.Л.Князева “Я, ты, мы”.