Цель урока: систематизировать и обобщить знания учащихся о народных художественных промыслах.
Задачи урока:
- расширение знаний детей о народном декоративно-прикладном искусстве, развивать чувство композиции, ритма, формировать графические умения в рисовании кистью декоративного мотива, навыки коллективной работы;
- воспитание чувства патриотизма, уважения и восхищения художественным мастерством народных умельцев;
- обобщение знаний детей о народном декоративно-прикладном искусстве;
- развитие эстетического отношения к действительности;
- развитие бережного отношения к родной природе, национальным традициям и ценностям культуры;
- развитие умения выполнять вариации орнаментальных композиций на основе народных росписей России, создавая их с учётом формы и назначения, предметов быта;
- закрепление навыков кистевой росписи;
- развитие образного представления, фантазии;
- воспитание уважения к творчеству народных мастеров и интереса к народным художественным промыслам России;
- эмоциональная разрядка.
Зрительный ряд:
- произведения художественных промыслов: Городца, Хохломы, Гжели, Полхов - Майдана, Жостова, Дымковской игрушки, Филимоново;
- таблицы с элементами и композициями кистевых росписей посуды, игрушек разных стилей;
- наглядно-дидактическое пособие “Мир в картинках” изделия народных мастеров Полхов – Майдан, Хохлома, Городец.
Материалы для учащихся: гуашь, банки с водой, кисти №1, №2, №4, ушные палочки, зубочистки, мягкая салфетка, клеёнка, заготовка из дерева (бельё).
Музыкальный ряд: русские народные песни в исполнении ансамбля “Ивана - Купала” и ансамбля русских народных инструментов.
ТСО: магнитофон.
Задание: выполнить роспись деревянных изделий трёх русских народных промыслов.
Ход урока
1. Вступительная беседа.
Учитель: Скоро в нашей школе состоятся Малые Олимпийские игры, в которых примут участие многие страны участницы. Мы с вами будем представлять нашу с вами страну – Россию.
Сначала учебного года мы знакомились с традициями, жизненным укладом русского народа. Узнали, как они жили, работали, отдыхали.
Сегодня на уроке рисования мы продолжим разговор об искусстве нашего народа, в котором большое место занимают народные промыслы России. Оно является огромным духовным богатством, тонизирует нашу жизнь, доносит до нас культуру прошлых поколений, способствует воспитанию патриотизма.
Народные художественные промыслы – исторически сложившиеся, традиционные центры прикладного искусства, отличающиеся своими характерными приёмами изготовления вещей.
Это искусство характеризуется коллективной основой творчества, применением ручного труда, спецификой традиционной техники, преемственностью приёмов и форм, идущих из глубины столетий. Отсюда необычайная ясность построения форм и узора, выверенность пропорций, выразительность цвета, глубокая содержательность, ёмкость обрядов.
Я приглашаю вас сегодня в увлекательное путешествие.
На столах перед классной доской стоят произведения народных мастеров: Хохломы, Городца, Гжели, Жостова, Дымковские, Филимоновские, Bкоропольские игрушки, Полхов - Майдана.
Учитель: У нас сегодня не класс, а небольшой музей декоративно - прикладного искусства. Благодаря вам я собрала небольшую коллекцию экспонатов. У меня на столе россыпью лежат ложки, прижались боками чашки и бочонки, сахарницы и бокалы, высятся вазы, стоят широкие блюда. Всё это домашняя утварь, выточенная из дерева, отливает разным цветом, веселит глаз затейливым узором. И не случайно выставлены эти произведения. Мы заканчиваем изучение народных промыслов. На уроке мы закрепим знания о народных ремёслах и обобщим наши представления о народных традициях украшать свой быт и дарить радость другим людям.
Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо- люди- мастера!
Назовите города, сёла, где живут и работают прославленные мастера?
- Родина хохломской росписи – Нижегородская область г. Семенов. Сёменовская фабрика художественных изделий “Хохломской художник” - традиционный промысел, основан в 17 веке.
- Раменский район деревни Трошково, Бахтеево, Турыгино – производство Гжели, традиционный промысел основан в 17 веке. Изделия из фарфора (роспись кобальтом, цветными глазурями).
- Городец-середина 19в. г. Городец Нижегородской области.
- Полхов – Майдан - с.Полхов - Майдан Нижегородской области.
Мы побываем в трех разных местах России: познакомимся с творчеством мастеров Полхов – Майдана, Городецкой росписи и народных умельцев Хохломской росписи.
Обратите внимание на цветовую гармонию в декоративной композиции при применении ограниченного количества красок. Приёмы работы в цвете могут быть самыми разными.
На доске вывешиваются 3 разных по цвету доски: жёлтого, чёрного, белого цветов. Из готовых элементов учащиеся подбирают узор к каждой доске, сохраняя колорит (Хохлома, Полхов - Майдан, Городец).
При работе с красками продумайте основные цвета росписи, используйте их выразительно (не более 3-4 цветов).
Физминутка. (Танцевальные движения под русские народные мотивы).
Практическая работа.
Учитель: Давайте, разделим класс на группы так, чтобы каждая группа могла выбрать один из промыслов. Вы все будете сегодня мастерами изображающие на изделии мотивы своего промысла, продавцы которые в конце урока представят изделия на нашу ярмарку, будут его расхваливать так, чтобы всем захотелось его купить, но не за деньги, а за улыбки, шутки и прибаутки.
Сдвигаются парты для групповой работы. В центре большого рабочего стола появляются предметы выбранного промысла и карточки с элементами росписи, силуэтами игрушек или посуды в традициях выбранного промысла. Ученики составляют план работы и делятся по виду деятельности: одни выполняют силуэты изделий, другие составляют эскизы композиции узоров для их росписи, а третьи тренируются в кистевой росписи. Учащиеся объединяются в группы – артели.
Учитель: Итак, у нас работают художественные артели “Городец”, “Полохов- Майдан”, “Золотая хохлома”.
- Послушайте внимательно задание: 1 участник от каждой артели выполняет эскиз изделий по мотивам промысла на доске (в виде аппликации), а второй участник рассказывает нам о своём промысле.
- Что общего у всех промыслов?
- Чем отличаются?
- Учитель предлагает мастерам расписать деревянные изделия (бельё).
Первая артель расписывает “Полхов – Майдан” игрушки: матрёшки, грибочки - копилки, свистульки.
Вторая артель “Золотая хохлома” расписывает: плошки, тарелки, вазочки, ложки.
Третья артель “Городец” расписывает: разделочные доски.
Учитель напоминает детям, что в каждой росписи свои элементы, яркость и чистота цвета, свои узоры. Используются разные кисти, формируется умение применять приёмы работы “тычком”.
Во время самостоятельной работы звучит музыкальная импровизация на тему русских народных песен.
Учитель: Давайте вспомним, где народные умельцы продавали свои изделия? (На ярмарке)
- Подумайте, а кем бы вы могли быть на этой ярмарке?
Ученики: Покупателями, продавцами, мастерами народных промыслов.
Учитель: Желания у вас разные, но всем вам – и продавцам и мастерам и покупателям (это будут наши гости) - необходимо хорошо знать то, что вы делаете, что вы продаёте? Значит, нужно знать виды художественных промыслов, а именно: чем они отличаются друг от друга, как украшаются изделия и какие особые приёмы имеют узоры на посуде разных мастеров. Скоро русский народный праздник? (Масленица)
- А где продавали свой товар мастера? (на ярмарке)
Учитель: Ярмарки устраивали в выходные дни или по большим праздникам. Для наших предков это было большим событием (на людей посмотреть, себя показать, обнову купить, детям сладостей). Вот и нам лоточники будут продавать наши лучшие изделия на ярмарке.
Учитель раздаёт ученикам, которые будут продавать изделия своего промысла, тексты стихов и частушек, посвящённых этому виду творчества.
Учитель: Скоро наша ярмарка начнёт свою работу. Поспешите представить свой товар на ярмарку (звучит русская народная песня “Коробейники”).
Учитель вывешивает на доске плакат с надписью “ Масленица”.
Купцы дорогие,
Люди торговые
На нашей ярмарке должны вы
Свой товар расхвалить,
Ничего не забыть,
И себя показать,
И товар свой продать!
По очереди выходят ученики из каждой художественной артели и расставляют свои изделия на ярмарочный прилавок и начинают рекламу своего товара в стихотворной форме. (Прилагаются стихи всех промыслов)
Ученики из артели “ Городец”.
Наши доски расписные,
Посмотрите, вот какие.
Все хотим вам показать
И подробно описать.
По розанам и купавкам
Городецкий скачет конь
И в цветах весь утопает,
До чего ж красивый он.
Конь копытом бьёт,
Удила грызёт,
А молодушка
За водой идёт.
Наши доски самые красивые, их украшают изображением цветов, птиц и коней. Иногда мастера рисуют на досках людей. Величавость и грациозность коня выражаются в плавности и ритмичности формы, в которой органично уравновешены красота и сила. Городецкого коня обычно рисуют черной краской. Вначале наносится изображение, похожее на большую каплю - это грудь и шея, затем наводят изображение перевернутой капли размером поменьше - это круп и задняя нога Городецкого коня. После этого мы дописываем ноги, голову и, на заключительном этапе работы над контуром, прорисовываем гриву и хвост. После этого приступаем к оживке, которая заключается в прорисовке сбруи и седла.
Учитель: Какие краски вы используете в росписях своих досок?
Ученик: Масляные. Доски покрываются лаком, потому и долго служат хозяйкам, не теряя своей красоты.
Ученик: Ваши росписи похожи на Полхов - Майданские, в них тоже пишут цветы.
Ученик: Да, и мы пишем цветы. Но их изображения не похожи на полховские по форме, т. е. наши сложнее и сказочнее. И вообще, в Городце совсем другие приёмы письма цветов: во-первых, полховские цветы пишутся анилиновыми водяными красками, и потому их изображения прозрачные, а мы пишем масляными. Во-вторых, полховские цветы пишутся в один слой и обводятся тонкой чёрной линией, а наши цветы пишутся в несколько слоёв, в их изображениях несколько оттенков одного цвета или разных цветов. Для рисования цветов мы используем элементы “купавка”- так называется цветок со смещенным центром, “розан” – цветок, имеющий круглую середину в центре и лепестки в виде дужек по краю цветка. Мы используем насыщенные густые красные и синие цвета и их оттенки – розовый и голубой. Особую праздничность, нарядность придает цветам белый штришок – линией “оживкой”. В нашей росписи мы используем следующие понятия: “подмалевка” – это цветное пятно круглой формы, “теневка” – обозначается середина цветка и лепестки, “оживка” – у цветка прорисовываются многочисленные детали в виде штрихов, дуг, лепестков и точек.
В Городецкой росписи господствует кистевой рисунок без предварительного контура, т.е. все элементы Городецкой росписи рисуются сразу кистью, без предварительной прорисовки карандашом.
Учитель: Есть ещё вопросы к мастерам и продавцам артели “Городец”? Нет.
Кто ещё привёз свой товар на ярмарку?
Ученики из артели “ Хохлома”
Посуда наша для щей и каши – не бьется, не ломается,
Порчи никакой не подвергается.
А вот плошка, налей окрошку, возьми ложку, хлебай понемножку.
Кому посуда для кашки, окрошки? Чудо-блюдо да чашки, ложки?
- Откуда посуда?
- К вам приехала сама Золотая хохлома!Весело- весело, мастерит все село:
Ложки, игрушки, блюда и кружки!
Повезем на базар расписной товар.
Покупай дружно, что кому нужно!
Учитель: Давайте вспомним, какие предметы быта вы украшали хохломским узором (Тарелки, вазочки, ложки, солонки). Одинаковыми ли были узоры на этих изделиях или их композиция была разной?
Ученики: На вазочке ветка спелых ягод обвивает поверхность изделия, создавая непрерывную полосу орнамента. Солонки и тарелки расписываются ритмичным чередованием элементов орнамента. Плавное течение ведущей линии - “ криуля” подчеркивает округлую форму изделия, красный и черный цвета придают росписи торжественное и праздничное звучание. Украшается травным орнаментом. Ягоды брусничка, смородинка и рябинка рисуются “печаткой-тычком”. Ягоды крыжовник, клубничка и малинка рисуются кистью. По высохшей краске ягоды “разживляются” желтым цветом.
Учитель: Какие основные цвета используют в вашем промысле?
Ученики: Основные цвета в нашей росписи - это красный, черный и желтый, для “ листочков” можно использовать зеленый.
Учитель: Какие основные узоры используют в росписи?
Ученики: “ Осочки”, “Травинки”, “Капельки”, “Усики”, “Завитки”, “Кустики – это объединенные в ритмический рисунок “реснички”, “усики”, “завитки”, “капельки”.
Хохломская роспись выполняется в свободной живописной манере, от руки, без предварительного рисунка, с маху. В хохломском узоре нет прямых линий, все линии изогнутые, такой плавно льющийся узор трав. В этом хохломская роспись, в отличие от других (дымки, Городца), приближена к живой природе, реалистична.
Ученики из артели “Полхов-Майдан”
Пойдем-ка дальше по базару
Посмотреть кой-какого товару!На Кургане пышно маки расцвели.
Украшение для всей родной земли.
А на Полховском Майдане детвора
Мастерит игрушки с самого утра.Алый шелковый платочек, русский сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
А в нутрии секреты есть: может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко наша русская… (матрешка).
Матрешку из Полхов-Майдана можно сразу узнать по удлиненной форме, характерному цветку- розе и традиционному для этой росписи малиновому цвету.
Бочонки, копилки,
Матрешки, грибы.
Они не малы, да и не велики.
Свистульки, тарелочки в ярких цветах
И солнце и речка, и домик в кустах.
Свободная роспись: шиповник цветет,
И яблочки зреют, и травка растет.
Рисуют черным на стеблях цветы,
И яркие краски сочны и просты.
Учитель: Какие цвета используют мастера в росписи?
Ученики: В росписи используют желтый, малиновый и синий цвета. Сначала цветы, ягоды и листья рисуют карандашом. Затем наводят черный контур. Далее наносят желтый цвет на ягоды, цветы и листья. Сплошную окраску плоскостей и роспись выполняют за один прием, не проводя кистью несколько раз по одному месту. Перекрывая желтый красным, получают очень яркий красный; перекрывая желтый - синим, получают ярко- зеленый.
Майданские птички - это, очень простые курочки да уточки, кукушки, голубки, правда, благодаря яркости красок они тоже выглядят как чудо - птицы. На “птичек- невеличек” наносятся цветочки, листочки, и, наконец, крошечные ягоды- точки.
Итог урока.
Учитель: Закончила работу наша ярмарка
Кто смел
Тот успел
И себя показать
И товар свой продать.
- Какие росписи вы узнали?
- Чем отличаются росписи, выполненные в разных
центрах народных промыслов?
- Что общего в росписях из разных мест?
- Как по краскам отличаются изделия из
Полхов-Майдана от изделий из Хохломы?
- Сможете ли вы узнать изделия из гжели?
Вы все хорошо поработали и проявили отличные знания народных художественных промыслов, которыми мы вправе гордиться, т.к. они известны на весь мир. Ваша коллективная работа будет украшать интерьер нашего класса, и напоминать всем о красоте народного искусства.
Детям на ярмарке всегда покупали что-нибудь сладенькое. Особенно дети очень любили леденцы “Петушок на палочке”, вот и вас всех ждёт от меня гостинец.
Учитель раздаёт каждому конфеты.
Через неделю мы поедем к мастерам Гжели. Там вы поделитесь своими знаниями, умениями, попробуете сами расписывать посуду, начиная с азов.