Интегрированное занятие в старшей группе ДОУ (природный мир + элементарные математические представления + развитие речи)

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

1. Экологическое воспитание:

  • Закреплять знания детей о временах года;
  • Закреплять и уточнять знания детей об изменениях, которые происходят в природе с приходом зимы;
  • Закреплять знания детей о переменах, происходящих в жизни диких зверей и птиц с приходом зимы (часть зверей впадает в зимнюю спячку; птицы улетают в теплые края);
  • Способствовать развитию познавательного интереса;

2. ЭМП:

  • Закреплять умение детей соотносить два множества и показывать результат сравнения с помощью знаков больше, меньше, равно;
  • Закреплять знания детей о составе числа 4;
  • Закреплять умение детей ориентироваться на листе бумаги;
  • Развивать логическое мышление детей (использование карточек-заменителей при игре с блоками Дьенеша);

3. Художественно-творческая деятельность:

  • Уточнять знания о живописи и ее видах – пейзаж, портрет в пейзаже;

4. Развитие речи:

  • Учить детей четко формулировать свои ответы и составлять предложения;
  • Активизировать словарный запас детей;
  • Закреплять умение детей образовывать прилагательное от существительного;

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вступительная беседа:

Чтение стихотворения воспитателем:

Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белоока, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром.

- Скажите, ребята, пожалуйста, что же это за царица? (зима).
- А что это за скакуны в тройке? (три зимних месяца).
- Назовите, пожалуйста, первый зимний месяц (декабрь).
- Втрой зимний месяц (январь).
- Третий зимний месяц (февраль).
- А скажите, пожалуйста, ребята, какое сейчас время года? (весна).
- Молодцы, а я вам предлагаю отправится в гости к Зиме, в ее владения. Согласны?

Ну, тогда отправляемся к первому зимнему месяцу – декабрю. (Дети встают в упряжки и под музыку из к/ф “Чародеи” - “Три белых коня” скачут в гости к первому зимнему месяцу).

2. “Декабрь”

Дети садятся полукругом на стульчики. Перед ними на мольберте выставлена картина Н. Кузнецова “Иней”.

- Вы, ребята, уже знаете, что люди во все времена умели отражать свое отношение к природе через искусство – музыка, поэзия, изобразительное искусство. Вот перед вами картина известного художника. Назовите мне, пожалуйста, вид изобразительного искусства. (живопись).

- А кто же является автором картины? (Николай Кузнецов).
- Как называется эта картина? (“Иней”).
- Скажите, ребята, можем мы с вами предположить, что на картине автор изобразил именно декабрь?
- Почему? (ответы детей).
- А что это за месяц такой интересный – декабрь? (первый месяц зимы, но последний месяц года).

- Совершенно верно. “Декабрь” оставил вам задание: вам необходимо назвать столько примет зимы, сколько белых снежинок на мольберте (на мольберте выставлено 6 белых снежинок; за каждую названную примету на второй мольберт выставляется одна синяя снежинка – в разнобой).

- Вы знаете, ребята, а мне кажется, что синих снежинок больше, чем белых. Как нам с вами это проверить, не пересчитывая снежинки? (составить парочки; дети по очереди выставляют на мольберт парочки снежинок);

- Что мы с вами можем сказать про эти множества снежинок? (их поровну, одинаково);
- По сколько белых и синих снежинок? (по 6);
- Покажите это, пожалуйста, с помощью знаков. (дети выставляют на мольберте запись 6=6);
- А как нам сделать так, чтобы синих снежинок стало на одну больше, чем белых? (добавить одну синюю, убрать одну белую);
- Покажите это с помощью знаков. Прочитайте запись.
- Молодцы, мы с вами справились с заданием декабря и теперь можем отправляться в гости ко второму зимнему месяцу. Совсем забыла, как же он называется? (Январь).

(Дети под музыку скачут в гости к январю).

3. “Январь”

(Дети встают полукругом.)

- А что это за месяц такой интересный – январь? (начало года – середина зимы).
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, и здесь нас с вами ожидает картина. Назовите, пожалуйста, ее автора (Игорь Грабарь).
- Молодцы, а кто из вас знает название картины? (“Зимний пейзаж).
- Совершенно верно. Автор изобразил на картине зимний лес. Я предлагаю вам закрыть глаза и послушать стихотворение известного русского поэта Федора Тютчева “Чародейкою зимою..”

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…

- Вот какие замечательные слова подобрал автор для того чтобы описать зимний лес.
- А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру “Волшебный мяч”. Я буду кидать вам мяч и задавать вопрос, а вы будете на него отвечать:

  • Сколько месяцев в году?
  • Сколько месяцев зимой?
  • Какое время года наступит после зимы?
  • Какое время года наступает после весны?
  • Какое время года перед зимой?
  • Назовите первый зимний месяц?
  • Второй зимний месяц?
  • Сколько всего времен года?

- Правильно, всего существует четыре времени года. Посмотрите, пожалуйста, вот на этот домик. Здесь живут времена года. Их всего четыре. Но вот к вам какой вопрос: с помощью каких чисел мы с вами можем составить число 4? (0-4; 4-0; 1-3; 3-1; 2-2)

- Молодцы, и с этим заданием вы справились. Но давайте посмотрим на следующий мольберт Кто это у нас здесь? (Дикие звери).

- На какие две группы мы с вами можем разделить этих зверей? (впадающие в спячку и не впадающие в спячку)

- Назовите зверей, которые впадают в спячку: еж, медведь бурый, медведь белый, хомяк, барсук.

- Вот и давайте мы с вами разложим этих зверей по местам их зимней спячки. (Дети садятся за столы. На столах у каждого ребенка лист – А4 и силуэты зверей; по заданию воспитателя дети раскладывают зверей на листе – ориентировка на листе бумаги).

- Молодцы, и с этим заданием вы справились. Теперь нам пора отправляться в гости к следующему месяцу – февралю.

(Дети под музыку скачут в гости к третьему месяцу).

4. “Февраль”

(Садятся на стульчики).

- Посмотрите, пожалуйста, и этот месяц оставил нам с вами картину Что это за вид изобразительного искусства? (живопись)
- Кто же автор этой картины? (Игорь Грабарь).
- Название этой картины? (“Февральская лазурь”)
- Молодцы, скажите пожалуйста, от какого существительного – названия месяца образовано прилагательное февральская? (февраль)
- А если бы картина была про март. Как бы тогда она называлась? (мартовская; педагог называет еще несколько месяцев, а дети образуют прилагательные со словом лазурь).

- Молодцы, и с этим заданием вы справились. Но посмотрите, месяц февраль оставил нам еще одно задание. (Проводится игра с блоками Дьенеша – карточки-заменители; 12 домиков; в определенный домик определенная фигура).

- Ребята, и с этим заданием вы справились. Но скажите, пожалуйста, почему домиков 12? (столько месяцев в году)
- А у скольких месяцев мы с вами побывали сегодня в гостях? (у трех)
- Назовите их.
- Ну что ж, вот и закончилось наше путешествие по зимнему лесу. Мы побывали с вами в гостях у трех зимних месяцев. Но мы с вами знаем, что когда люди ходят в гости, они приносят с собой подарки. Какой же мы с вами приготовили подарок для зимы? (Дети исполняют танец под музыку из к\ф “Чародеи” “Три белых коня”)