Цель:
1. Экологическое воспитание:
- Закреплять знания детей о временах года;
- Закреплять и уточнять знания детей об изменениях, которые происходят в природе с приходом зимы;
- Закреплять знания детей о переменах, происходящих в жизни диких зверей и птиц с приходом зимы (часть зверей впадает в зимнюю спячку; птицы улетают в теплые края);
- Способствовать развитию познавательного интереса;
2. ЭМП:
- Закреплять умение детей соотносить два множества и показывать результат сравнения с помощью знаков больше, меньше, равно;
- Закреплять знания детей о составе числа 4;
- Закреплять умение детей ориентироваться на листе бумаги;
- Развивать логическое мышление детей (использование карточек-заменителей при игре с блоками Дьенеша);
3. Художественно-творческая деятельность:
- Уточнять знания о живописи и ее видах – пейзаж, портрет в пейзаже;
4. Развитие речи:
- Учить детей четко формулировать свои ответы и составлять предложения;
- Активизировать словарный запас детей;
- Закреплять умение детей образовывать прилагательное от существительного;
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Вступительная беседа:
Чтение стихотворения воспитателем:
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белоока, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром.
- Скажите, ребята, пожалуйста, что же это за
царица? (зима).
- А что это за скакуны в тройке? (три зимних
месяца).
- Назовите, пожалуйста, первый зимний месяц (декабрь).
- Втрой зимний месяц (январь).
- Третий зимний месяц (февраль).
- А скажите, пожалуйста, ребята, какое сейчас
время года? (весна).
- Молодцы, а я вам предлагаю отправится в гости к
Зиме, в ее владения. Согласны?
Ну, тогда отправляемся к первому зимнему месяцу – декабрю. (Дети встают в упряжки и под музыку из к/ф “Чародеи” - “Три белых коня” скачут в гости к первому зимнему месяцу).
2. “Декабрь”
Дети садятся полукругом на стульчики. Перед ними на мольберте выставлена картина Н. Кузнецова “Иней”.
- Вы, ребята, уже знаете, что люди во все времена умели отражать свое отношение к природе через искусство – музыка, поэзия, изобразительное искусство. Вот перед вами картина известного художника. Назовите мне, пожалуйста, вид изобразительного искусства. (живопись).
- А кто же является автором картины? (Николай
Кузнецов).
- Как называется эта картина? (“Иней”).
- Скажите, ребята, можем мы с вами предположить,
что на картине автор изобразил именно декабрь?
- Почему? (ответы детей).
- А что это за месяц такой интересный – декабрь? (первый
месяц зимы, но последний месяц года).
- Совершенно верно. “Декабрь” оставил вам задание: вам необходимо назвать столько примет зимы, сколько белых снежинок на мольберте (на мольберте выставлено 6 белых снежинок; за каждую названную примету на второй мольберт выставляется одна синяя снежинка – в разнобой).
- Вы знаете, ребята, а мне кажется, что синих снежинок больше, чем белых. Как нам с вами это проверить, не пересчитывая снежинки? (составить парочки; дети по очереди выставляют на мольберт парочки снежинок);
- Что мы с вами можем сказать про эти множества
снежинок? (их поровну, одинаково);
- По сколько белых и синих снежинок? (по 6);
- Покажите это, пожалуйста, с помощью знаков. (дети
выставляют на мольберте запись 6=6);
- А как нам сделать так, чтобы синих снежинок
стало на одну больше, чем белых? (добавить одну
синюю, убрать одну белую);
- Покажите это с помощью знаков. Прочитайте
запись.
- Молодцы, мы с вами справились с заданием декабря
и теперь можем отправляться в гости ко второму
зимнему месяцу. Совсем забыла, как же он
называется? (Январь).
(Дети под музыку скачут в гости к январю).
3. “Январь”
(Дети встают полукругом.)
- А что это за месяц такой интересный – январь?
(начало года – середина зимы).
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, и здесь нас с
вами ожидает картина. Назовите, пожалуйста, ее
автора (Игорь Грабарь).
- Молодцы, а кто из вас знает название картины?
(“Зимний пейзаж).
- Совершенно верно. Автор изобразил на картине
зимний лес. Я предлагаю вам закрыть глаза и
послушать стихотворение известного русского
поэта Федора Тютчева “Чародейкою зимою..”
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
- Вот какие замечательные слова подобрал автор
для того чтобы описать зимний лес.
- А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру
“Волшебный мяч”. Я буду кидать вам мяч и
задавать вопрос, а вы будете на него отвечать:
- Сколько месяцев в году?
- Сколько месяцев зимой?
- Какое время года наступит после зимы?
- Какое время года наступает после весны?
- Какое время года перед зимой?
- Назовите первый зимний месяц?
- Второй зимний месяц?
- Сколько всего времен года?
- Правильно, всего существует четыре времени года. Посмотрите, пожалуйста, вот на этот домик. Здесь живут времена года. Их всего четыре. Но вот к вам какой вопрос: с помощью каких чисел мы с вами можем составить число 4? (0-4; 4-0; 1-3; 3-1; 2-2)
- Молодцы, и с этим заданием вы справились. Но давайте посмотрим на следующий мольберт Кто это у нас здесь? (Дикие звери).
- На какие две группы мы с вами можем разделить этих зверей? (впадающие в спячку и не впадающие в спячку)
- Назовите зверей, которые впадают в спячку: еж, медведь бурый, медведь белый, хомяк, барсук.
- Вот и давайте мы с вами разложим этих зверей по местам их зимней спячки. (Дети садятся за столы. На столах у каждого ребенка лист – А4 и силуэты зверей; по заданию воспитателя дети раскладывают зверей на листе – ориентировка на листе бумаги).
- Молодцы, и с этим заданием вы справились. Теперь нам пора отправляться в гости к следующему месяцу – февралю.
(Дети под музыку скачут в гости к третьему месяцу).
4. “Февраль”
(Садятся на стульчики).
- Посмотрите, пожалуйста, и этот месяц оставил
нам с вами картину Что это за вид
изобразительного искусства? (живопись)
- Кто же автор этой картины? (Игорь Грабарь).
- Название этой картины? (“Февральская
лазурь”)
- Молодцы, скажите пожалуйста, от какого
существительного – названия месяца образовано
прилагательное февральская? (февраль)
- А если бы картина была про март. Как бы тогда она
называлась? (мартовская; педагог называет еще
несколько месяцев, а дети образуют
прилагательные со словом лазурь).
- Молодцы, и с этим заданием вы справились. Но посмотрите, месяц февраль оставил нам еще одно задание. (Проводится игра с блоками Дьенеша – карточки-заменители; 12 домиков; в определенный домик определенная фигура).
- Ребята, и с этим заданием вы справились. Но
скажите, пожалуйста, почему домиков 12? (столько
месяцев в году)
- А у скольких месяцев мы с вами побывали сегодня
в гостях? (у трех)
- Назовите их.
- Ну что ж, вот и закончилось наше путешествие по
зимнему лесу. Мы побывали с вами в гостях у трех
зимних месяцев. Но мы с вами знаем, что когда люди
ходят в гости, они приносят с собой подарки. Какой
же мы с вами приготовили подарок для зимы? (Дети
исполняют танец под музыку из к\ф “Чародеи”
“Три белых коня”)