Конспект урока в 3-м классе "Контраст как средство музыкальной выразительности"

Разделы: Музыка


Цель: развитие певческой и слушательской культуры детей.

Задачи:

  • пробуждать в детях интерес к серьезной музыке путем развития сенсорной сферы: способствовать обогащению сознания детей познанием действительности в художественных образах;
  • способствовать становлению позитивного отношения к искусству как источнику духовного обогащения личности, воспитывать певческую культуру звука;
  • знакомство с произведением Э.Грига "В пещере горного короля" из сюиты "Пер Гюнт",
  • разучивание песни "Помощница" (муз. Самонова, сл. Барто).

Оборудование: фонохрестоматия, портрет Эдварда Грига.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель:

Добрый день, добрый день!

Начинаем мы урок.

Скажем вместе "Здравствуйте"

Дети: Здравствуйте.

Сообщение темы урока.

Послушайте, пожалуйста, текст.

"Жила была девочка".

- Чего здесь не хватает?

-Почему нужно продолжение этому тексту?

Всякое явление в мире имеет развитие, а так как музыка это некое явление, естественно, она тоже развивается.

Может ли развитие происходить само по себе?

А что для этого нужно? (Изменение)

Одним из средств развития музыки является контраст - это сопоставление противоположных явлений, вещей. Например: высоко - :, далеко - :, красиво - : и.т.д.

Знакомство с композитором.

Сегодня на уроке прозвучит произведение Эдварда Грига - норвежского композитора. Эдвард родился в городе Берн в Норвегии. Его мама была профессиональной пианисткой, и увидев талант в своем ребенке, начала обучать его музыке. Однажды к ним в гости приехал знаменитый норвежский музыкант Уле-Буль, который, услыхав игру Эдварда, сразу распознал его величайшую музыкальную одаренность. Он советует Григу поступить в консерваторию. После окончания консерватории Э.Григ возвращается к себе на родину. Он создал огромный музыкальный мир, в котором главное место играла норвежская народная музыка. В его произведениях часто встречаются сказочные герои. Сегодня мы послушаем фрагмент из сюиты "Пер Гюнт", под названием "В пещере горного короля". Главный герой произведения Пер Гюнт покидает отчий дом в поисках приключении и оставляет дома мать Озе, и любимую - Сольвейг, которые в течение долгих лет будут его ждать. А тем временем Пер попадает в пещеру горного короля.

Послушайте этот фрагмент.

Слушание.

Был ли здесь контраст?

А с помощью чего композитор создал контраст?/динамика, темп/.

А для чего он менял темп, динамику, с какой целью? /для создания образа произведений/.

Какой же образ вы представили?

Физкультминутка.

Бабочка проснулась,

Улыбнулась,

Раз - росой умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - на корточки присела,

На четыре - улетела!

Если я играю мажорную гамму, вы должны похлопать, а если минорную гамму, то вы должны сделать плавные движения кистями рук (припевают гаммы).

Разучивание песни.

А теперь, скажите, пожалуйста, какой праздник нас ожидает?

Мы разучим песню "Помощница" на стихи А. Барто, а музыка А. Самонов.

Исполнение учителем песни.

Как вы думаете, есть ли здесь трудные места для исполнения? (хроматическое движение во втором куплете).

Распевание хроматической гаммы.

Чтение поэтического текста учителем.

Ознакомление и усвоение первого куплета.

Разучивание всей песни. /обратить внимание на интонирование мелодии во втором куплете/.

Закрепление и художественное исполнение песни.

Итог.

- Что вы узнали нового на этом уроке?

- Почему при создании композиторы используют такое музыкальное средство, как контраст?

- Что вам больше всего запомнилось на уроке?

Приложение.