Цель: развитие певческой и слушательской культуры детей.
Задачи:
- пробуждать в детях интерес к серьезной музыке путем развития сенсорной сферы: способствовать обогащению сознания детей познанием действительности в художественных образах;
- способствовать становлению позитивного отношения к искусству как источнику духовного обогащения личности, воспитывать певческую культуру звука;
- знакомство с произведением Э.Грига "В пещере горного короля" из сюиты "Пер Гюнт",
- разучивание песни "Помощница" (муз. Самонова, сл. Барто).
Оборудование: фонохрестоматия, портрет Эдварда Грига.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель:
Добрый день, добрый день!
Начинаем мы урок.
Скажем вместе "Здравствуйте"
Дети: Здравствуйте.
Сообщение темы урока.
Послушайте, пожалуйста, текст.
"Жила была девочка".
- Чего здесь не хватает?
-Почему нужно продолжение этому тексту?
Всякое явление в мире имеет развитие, а так как музыка это некое явление, естественно, она тоже развивается.
Может ли развитие происходить само по себе?
А что для этого нужно? (Изменение)
Одним из средств развития музыки является контраст - это сопоставление противоположных явлений, вещей. Например: высоко - :, далеко - :, красиво - : и.т.д.
Знакомство с композитором.
Сегодня на уроке прозвучит произведение Эдварда Грига - норвежского композитора. Эдвард родился в городе Берн в Норвегии. Его мама была профессиональной пианисткой, и увидев талант в своем ребенке, начала обучать его музыке. Однажды к ним в гости приехал знаменитый норвежский музыкант Уле-Буль, который, услыхав игру Эдварда, сразу распознал его величайшую музыкальную одаренность. Он советует Григу поступить в консерваторию. После окончания консерватории Э.Григ возвращается к себе на родину. Он создал огромный музыкальный мир, в котором главное место играла норвежская народная музыка. В его произведениях часто встречаются сказочные герои. Сегодня мы послушаем фрагмент из сюиты "Пер Гюнт", под названием "В пещере горного короля". Главный герой произведения Пер Гюнт покидает отчий дом в поисках приключении и оставляет дома мать Озе, и любимую - Сольвейг, которые в течение долгих лет будут его ждать. А тем временем Пер попадает в пещеру горного короля.
Послушайте этот фрагмент.
Слушание.
Был ли здесь контраст?
А с помощью чего композитор создал контраст?/динамика, темп/.
А для чего он менял темп, динамику, с какой целью? /для создания образа произведений/.
Какой же образ вы представили?
Физкультминутка.
Бабочка проснулась,
Улыбнулась,
Раз - росой умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - на корточки присела,
На четыре - улетела!
Если я играю мажорную гамму, вы должны похлопать, а если минорную гамму, то вы должны сделать плавные движения кистями рук (припевают гаммы).
Разучивание песни.
А теперь, скажите, пожалуйста, какой праздник нас ожидает?
Мы разучим песню "Помощница" на стихи А. Барто, а музыка А. Самонов.
Исполнение учителем песни.
Как вы думаете, есть ли здесь трудные места для исполнения? (хроматическое движение во втором куплете).
Распевание хроматической гаммы.
Чтение поэтического текста учителем.
Ознакомление и усвоение первого куплета.
Разучивание всей песни. /обратить внимание на интонирование мелодии во втором куплете/.
Закрепление и художественное исполнение песни.
Итог.
- Что вы узнали нового на этом уроке?
- Почему при создании композиторы используют такое музыкальное средство, как контраст?
- Что вам больше всего запомнилось на уроке?