Подготовительный период:
В ходе подготовительного этапа, всем педагогическим работникам детского сада было предложено погружение на тему "Русско-народная культура, как источник духовно-нравственного развития дошкольника", организовать выставку поделок детей по художественному промыслу, рисунков на тему "Декоративно-прикладное искусство", оформить композицию деревянной избы в русско-народном стиле, представив старинный быт в виде костюмов, столовой утвари и атрибутов. А также был роздан материал по подготовке игр-забав и развлечений, скороговорок, сказок, по красочному оформлению зала высказываниями русских мудрецов, пословицами, поговорками, загадками.
1 часть. Дискуссионная
Вопросы для беседы:
1) Считаете ли вы, что современность не отвечает тем ценностям, которые были заложены в древности?
2) Как, по вашему мнению, можно вернуть утраченные ценности русского народа, какие условия необходимо для этого создать?
3) Какие духовно-нравственные ценности свойственны русскому характеру, и в чем наиболее ярко они выражаются?
4) Как вы считаете, почему формирование и развитие народной культуры надо начинать в дошкольном возрасте?
5) Какие способы наиболее эффективны при приобщении дошкольников к народной культуре?
6) Какие элементы народного творчества педагог может использовать в повседневной работе с детьми?
На ваш взгляд, какую роль предметы народного быта, декоративно-прикладного искусства играют в формировании высоких духовных качеств ребенка?
2 часть. Мини-забава (Приложение 1)
3 часть. Фрагмент обряда колядования
В каждый из праздников на Руси совершались определенные обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни. Цель всех обрядов и песен была одна - способствовать жизненному благополучию крестьян. Зимние святки начинались с колядования. Парни и девушки ходили по деревне и у каждого двора "кликали" Коляду. Песни, исполнявшиеся при этом, в разных местах России назывались различно: колядки, овсени или виноградья. Хозяевам дома песней желали жизненных благ и требовали вознагражденья (Приложение 2)
4 часть. Речедвигательная игра
В работе с детьми, имеющими различные недостатки речи, существует много средств по их устранению - малые фольклорные жанры одни из них. Русский фольклор богат и разнообразен и с ним ребенок знакомится уже с ранних лет, когда родители или бабушки поют ему колыбельные, играют в игры - забавы (сорока, ладушки, коза-дереза и т.д.), читают потешки, скороговорки, заклички, народные сказки. Весь этот разнообразный, красочный речевой материал можно активно использовать в логопедических коррекционно - развивающих занятиях, на которых от ребенка требуется быть внимательным, терпеливым и усидчивым. Игровая форма занятий с интересными и веселыми стихами позволяет заинтересовать детей и выполнить поставленные коррекционные задачи.
Например, в занятиях по автоматизации звуков целесообразно использовать скороговорки, а также ребенку можно предложить ее еще и проиграть
Таким образом, малые формы фольклорного жанра являются не менее эффективными по сравнению с другими методами, так как привлекают детей своей формой, яркими поэтическими образами, положительно влияют на эмоциональный настрой ребят, и повышают эффективность работы, направленной на формирование всех сторон речевой активности.
5 часть. Психологический тренинг
Еще одной формой русского фольклора - является сказка. Это волшебный сказочный мир, наполненный чудесами и тайнами, будоражит воображение детей и взрослых. Войти в этот мир, принять его всем сердцем, ощутить себя в нем творцом и создателем - значит внести реальные изменения в реальную физическую жизнь.
Погружение в сказку - это погружение в символический мир, во внутреннее пространство нашей души (Приложение 4)
6 часть. Презентация совместной деятельности воспитателей с детьми
Народная культура включает в себя различные промыслы - это гжель, хохлома, городец, палех, филимоново. Воспитатели в совместной деятельности широко используют эти виды декоративно - прикладного искусства, что благоприятным образом влияет на эмоциональный мир ребенка, его восприятие окружающего мира. Такая форма работы позволяет педагогу достигать и реализовывать различные программные задачи дошкольного воспитания.
7 часть. Игра
На каждом столе у педагогов лежат черно-белые рисунки с изображением росписи под хохлому, городец, гжель и так далее. Гостям предлагается ответить на следующие вопросы:
- Какие художественные народные промыслы вы знаете? (хохлома, палех, филимоново, гжель)
- Назовите основные цвета, присутствующие в этих народных промыслах?
- К какому виду народного промысла вы можете отнести изображение на ваших рисунках?
Педагогам предлагается раскрасить рисунки соответствующими цветами.
Заключительный этап
Педагогам предлагается заполнить анкету.