По нашему мнению, игра - естественная для ребенка форма обучения. Она помогает эффективно воздействовать на разные стороны детского развития, и в первую очередь - на формирование у младших школьников мыслительной активности, т.е. тех качеств и способностей, которые в совокупности обеспечивают успешность их развития, обучения и воспитания. Игровая форма урока русского языка, проводимая нами в третьем классе по теме "Как образуются слова? (о роли приставки и суффикса)", подробно и поэтапно изложена в представленном ниже материале.
ЦЕЛИ УРОКА:
- познакомить со словообразовательной ролью приставок и суффиксов;
- актуализировать знания об однокоренных словах;
- расширять словарный запас;
- формировать творческую социальную активность;
- воспитывать умение работать самостоятельно и коллективно.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Задание: запишите слова, вставляя пропущенные буквы.
Р*дина, ул*ца, гор*д, пам*тник, ст*лица, н*род, ал*ея, Р*ссия, М*сква, Красная площ*дь.
Беседа по словарным словам:
- Что для вас значит слово Родина?
Устно составьте предложение с одним из словарных слов.
- В какой области мы живем?
- Как называется столица нашей области?
По словарным словам проводится взаимопроверка в парах.
Дети читают стихотворение о родном городе.
Пример.
Апатиты - это горы
В синей дымке за окном,
Лес, поляны и озера
Расстилаются кругом.Неба синего узоры,
Блеск весенней белизны,
Лето - мы уедем скоро
Ни к чему нам комары!Апатиты - это город.
Школа и тепло друзей,
Апатиты - милый город,
Нет на свете мне родней!
(Е. Секушина.)
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Задание.
Прочитайте текст.
Родина. Для каждого из нас она начинается в том уголке родной земли, где мы родились и выросли. В этом родном уголке есть своя тропинка, своя речушка, своя заветная березка. При виде их душу переполняет любовь и нежность к своей земле, к Родине.
Беседа:
Какие слова называются однокоренными?
Что такое корень слова?
Выпишите однокоренные слова, обозначьте корень в однокоренных словах.
Друзья! Моя задача такова -
Открыть вам, как построены слова.
Какие их морфемы составляют,
Какую роль в словах они играют.
(П. Чесноков.)
ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.
Что из чего состоит?
Все на свете из чего-то состоит:
- семья из мамы и папы;
- лес - из деревьев;
- облака - из множества капелек;
- класс из мальчиков и девочек;
- а слова - из "строительных блоков".
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ
(В качестве учебного пособия при проведении урока использовался источник - Рамзаева Т.Г., Русский язык. 3 кл. В 2 ч. Ч.1. - С.66)
Прочитайте вопрос Почемучки:
Как образуются однокоренные слова?
В корне смысл, но не весь.
Главный, но не полный.
Потому приставка есть -
Смысл она дополнит.
Рад и суффикс ей помочь:
После корня встать не прочь!
Ну и что после корня -
Все равно он всех проворней!
Аналитический контроль над лексическим значением слов с приставками.
(у доски работают 2 ученика)
Первый выполняет команду учителя:
1. разрезать лист бумаги;
2. надрезать;
3. вырезать треугольник;
4. срезать угол.
Второй ученик записывает на доске названия тех действий, которые выполняет первый.
Учащиеся класса выделяют корень и приставку в словах, которые написаны на доске.
Запомни
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
Ведь при помощи приставки
Образуются слова.
Игра "Наоборот"
Учитель объясняет детям правила игры: "Я произнесу слово и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кому брошен мяч, должен поймать его, назвать слово, противоположное по значению, и возвратить мяч мне".
Пример.
- Развязать - (завязать)
- Вбежать - (выбежать)
- Внести - (вынести)
- Развернуть - (завернуть)
- Вползти - (выползти)
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
Образуйте новые слова от корня "нёс" при помощи приставок (от, в, у, за, при, пере, под) и запишите их. Выделите приставку и корень с помощью представленного плаката в виде наглядного пособия.
РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ
От данных слов образуйте новые слова с помощью приставок. Выделите в словах корень и приставку (см. таблицу)
С- За- Пере- По- Делать Лететь
ФИЗМИНУТКА
Зарядка для глаз и физическая зарядка.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
(Источник - Рамзаева, Т.Г. Русский язык. 3 кл. В 2 ч. Ч.1. - С.66-67)
- Выучить правило про приставку и суффикс.
- Выполнить упражнение № 151.
Игра "Волшебные очки"
Я надела увеличительные очки и теперь вижу:
- не кота, а котИЩе,
- не дом, а домИЩе,
- не слона, а слонИЩе и т.д.
Игра "Я ласка"
Назовите все предметы ласково.
- Кошка -::
- Ложка -::..
- Книга -::::
Предлагаю ребятам повернуться к друг другу, и ласково назвать по именам:
- Таня - Танечка,
- Слава - Славочка,
- Юра - Юрочка,
- Надя - Наденька и т.д.
РОЛЬ СУФФИКСА В ЗНАЧЕНИИ СЛОВА
Задание.
Назовите одним словом и выделите суффикс:
1. Ягода, которую любят медведи? (малина).
2. Как можно назвать маленькую ягодку малины? (малинка)
3. Как называется участок земли, где растет малина? (малинник)
ЗАПИШИ СЛОВА С СУФФИКСАМИ
Задание.
В скобочках запишите слова с помощью суффиксов -ишк-, -очк-, -к-,
Идет коза (_______________) домой, спешит. Молоко (_______________) у неё вкусное.
Ребята (______________) ждут её. Они приготовили сочные ветки (__________________), душистое сено, корки (______________) хлебца.
ИТОГ УРОКА
1. Какие части слова служат для образования новых слов?
2. Какое задание вам больше всего понравилось?
3.С каким настроением вы уходите с урока?
В заключение отметим, что представленный материал урока дается в авторском изложении, с поэтапным структурным разбиением частей урока. Урок был апробирован 21.08.08 в форме открытого урока с презентацией на городской научно-практической конференции "Использование современных образовательных технологий как важнейшее условие повышения качества преподавания в школе" (г. Апатиты, Мурманской области), с приглашением ведущих специалистов городского отдела образования Администрации г. Апатиты и учителей начальных классов школ города. По итогам проведенной конференции урок "Как образуются слова? (о роли приставки и суффикса)" получил положительную оценку Оргкомитета конференции.