Игровая форма проведения урока русского языка в 3-м классе по теме "Как образуются слова? (О роли приставки и суффикса)"

Разделы: Начальная школа


По нашему мнению, игра - естественная для ребенка форма обучения. Она помогает эффективно воздействовать на разные стороны детского развития, и в первую очередь - на формирование у младших школьников мыслительной активности, т.е. тех качеств и способностей, которые в совокупности обеспечивают успешность их развития, обучения и воспитания. Игровая форма урока русского языка, проводимая нами в третьем классе по теме "Как образуются слова? (о роли приставки и суффикса)", подробно и поэтапно изложена в представленном ниже материале.

ЦЕЛИ УРОКА:

  • познакомить со словообразовательной ролью приставок и суффиксов;
  • актуализировать знания об однокоренных словах;
  • расширять словарный запас;
  • формировать творческую социальную активность;
  • воспитывать умение работать самостоятельно и коллективно.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Задание: запишите слова, вставляя пропущенные буквы.

Р*дина, ул*ца, гор*д, пам*тник, ст*лица, н*род, ал*ея, Р*ссия, М*сква, Красная площ*дь.

Беседа по словарным словам:

  • Что для вас значит слово Родина?

Устно составьте предложение с одним из словарных слов.

  • В какой области мы живем?
  • Как называется столица нашей области?

По словарным словам проводится взаимопроверка в парах.

Дети читают стихотворение о родном городе.

Пример.

Апатиты - это горы
В синей дымке за окном,
Лес, поляны и озера
Расстилаются кругом.

Неба синего узоры,
Блеск весенней белизны,
Лето - мы уедем скоро
Ни к чему нам комары!

Апатиты - это город.
Школа и тепло друзей,
Апатиты - милый город,
Нет на свете мне родней!
(Е. Секушина.)

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Задание.

Прочитайте текст.

Родина. Для каждого из нас она начинается в том уголке родной земли, где мы родились и выросли. В этом родном уголке есть своя тропинка, своя речушка, своя заветная березка. При виде их душу переполняет любовь и нежность к своей земле, к Родине.

Беседа:

Какие слова называются однокоренными?

Что такое корень слова?

Выпишите однокоренные слова, обозначьте корень в однокоренных словах.

Друзья! Моя задача такова -
Открыть вам, как построены слова.
Какие их морфемы составляют,
Какую роль в словах они играют.
(П. Чесноков.)

ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

Что из чего состоит?

Все на свете из чего-то состоит:

- семья из мамы и папы;

- лес - из деревьев;

- облака - из множества капелек;

- класс из мальчиков и девочек;

- а слова - из "строительных блоков".

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

(В качестве учебного пособия при проведении урока использовался источник - Рамзаева Т.Г., Русский язык. 3 кл. В 2 ч. Ч.1. - С.66)

Прочитайте вопрос Почемучки:

Как образуются однокоренные слова?

В корне смысл, но не весь.
Главный, но не полный.
Потому приставка есть -
Смысл она дополнит.
Рад и суффикс ей помочь:
После корня встать не прочь!
Ну и что после корня -
Все равно он всех проворней!

Аналитический контроль над лексическим значением слов с приставками.

(у доски работают 2 ученика)

Первый выполняет команду учителя:

1. разрезать лист бумаги;

2. надрезать;

3. вырезать треугольник;

4. срезать угол.

Второй ученик записывает на доске названия тех действий, которые выполняет первый.

Учащиеся класса выделяют корень и приставку в словах, которые написаны на доске.

Запомни

Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
Ведь при помощи приставки
Образуются слова.

Игра "Наоборот"

Учитель объясняет детям правила игры: "Я произнесу слово и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кому брошен мяч, должен поймать его, назвать слово, противоположное по значению, и возвратить мяч мне".

Пример.

  • Развязать - (завязать)
  • Вбежать - (выбежать)
  • Внести - (вынести)
  • Развернуть - (завернуть)
  • Вползти - (выползти)

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

Образуйте новые слова от корня "нёс" при помощи приставок (от, в, у, за, при, пере, под) и запишите их. Выделите приставку и корень с помощью представленного плаката в виде наглядного пособия.

РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ

От данных слов образуйте новые слова с помощью приставок. Выделите в словах корень и приставку (см. таблицу)

  С- За- Пере- По-
Делать        
Лететь        

ФИЗМИНУТКА

Зарядка для глаз и физическая зарядка.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

(Источник - Рамзаева, Т.Г. Русский язык. 3 кл. В 2 ч. Ч.1. - С.66-67)

  • Выучить правило про приставку и суффикс.
  • Выполнить упражнение № 151.

Игра "Волшебные очки"

Я надела увеличительные очки и теперь вижу:

  • не кота, а котИЩе,
  • не дом, а домИЩе,
  • не слона, а слонИЩе и т.д.

Игра "Я ласка"

Назовите все предметы ласково.

  • Кошка -::
  • Ложка -::..
  • Книга -::::

Предлагаю ребятам повернуться к друг другу, и ласково назвать по именам:

  • Таня - Танечка,
  • Слава - Славочка,
  • Юра - Юрочка,
  • Надя - Наденька и т.д.

РОЛЬ СУФФИКСА В ЗНАЧЕНИИ СЛОВА

Задание.

Назовите одним словом и выделите суффикс:

1. Ягода, которую любят медведи? (малина).

2. Как можно назвать маленькую ягодку малины? (малинка)

3. Как называется участок земли, где растет малина? (малинник)

ЗАПИШИ СЛОВА С СУФФИКСАМИ

Задание.

В скобочках запишите слова с помощью суффиксов -ишк-, -очк-, -к-,

Идет коза (_______________) домой, спешит. Молоко (_______________) у неё вкусное.

Ребята (______________) ждут её. Они приготовили сочные ветки (__________________), душистое сено, корки (______________) хлебца.

ИТОГ УРОКА

1. Какие части слова служат для образования новых слов?

2. Какое задание вам больше всего понравилось?

3.С каким настроением вы уходите с урока?

В заключение отметим, что представленный материал урока дается в авторском изложении, с поэтапным структурным разбиением частей урока. Урок был апробирован 21.08.08 в форме открытого урока с презентацией на городской научно-практической конференции "Использование современных образовательных технологий как важнейшее условие повышения качества преподавания в школе" (г. Апатиты, Мурманской области), с приглашением ведущих специалистов городского отдела образования Администрации г. Апатиты и учителей начальных классов школ города. По итогам проведенной конференции урок "Как образуются слова? (о роли приставки и суффикса)" получил положительную оценку Оргкомитета конференции.

Презентация