Цели и задачи уроков:
- Содействие духовно-нравственному воспитанию учащихся.
- Воспитание у учащихся любви к своему Отечеству, уважению к историческому прошлому и настоящему нашей Родины.
- Знакомство с краеведческими историческими фактами и материалами (история храма в селе Ново-Сергиево).
- Формирование устойчивого интереса к предмету, желания больше узнавать о православной культуре России.
- Формирование эмоционально-личностного отношения к культурологическим и историческим фактам, сообщаемым на уроке.
- Развитие творческих способностей учащихся.
- Формирование интереса к использованию информационных технологий при изучении предмета.
Оборудование и материалы к урокам:
- Мультимедийный проектор.
- Экран для просмотра слайдов.
- Компьютер для воспроизведения диска с материалами урока.
- Диск с материалами урока.
- Комплект открыток с изображением храмов России.
- Подборка книг о преподобном Сергии Радонежском для оформления выставки.
- Индивидуальный раздаточный материал: рисунки с изображением Новосергиевского храма для раскрашивания, наборы карандашей или фломастеров, альбомы для работы по предмету.
- Синтезатор или другой музыкальный инструмент, которым владеет учитель, для исполнения с детьми песни.
Урок 1. Тема урока: "Православные храмы"
1. Организационный момент.
Приветствие.
Организационное слово учителя. Проверка готовности детей к уроку:
2. Беседа по актуализации знаний. Подведение к теме урока.
Учитель проводит беседу с детьми с целью актуализации их знаний по истории православной культуры, подведения их к определению задач урока, создания эмоционального настроя к теме урока. Ниже приводится перечень вопросов учителя и примерные ответы детей на них.
- Мы с вами на уроках говорим о православной культуре. Вспомните, с чем мы сравниваем культуру нашего народа? (с деревом)
- Как мы назвали его? (Древо Мудрости и Красоты нашего народа или Древо Культуры).
- Что является корнями этого Древа, его основой? (Христианская православная культура).
- Давайте сегодня сделаем еще один шаг к нашему чудесному дереву, узнаем еще что-то очень важное о нашей православной культуре. Наша вера, которая и является основой культуры, называется:(Православное христианство).
- Почему она так называется? (Христианство - в центре нашей веры Иисус Христос, Сын Божий; православное - мы правильно славим Бога, правильно молимся и почитаем Его).
- Где можно молиться Богу? ( В любом месте).
- Но есть особые места, где Бог особенно близок. Отгадайте старинную русскую загадку.
На горе стоит свеча,
В ней молитва горяча.
(Это храм, церковь).
Отгадайте еще загадки.
Стоит утушка -
Золотые краешки,
В краешки брякнут,
В краешки звякнут:
Собирайтесь, детушки,
Под мои крылышки.
(Это тоже храм)
Уточки крякнули,
Бережки звякнули:
Собирайтесь, детушки,
К одной матушке.
(И это храм).
Что это за "бережки", за "краешки", которые "звякнули"? (Колокола).
- Зачем они звонят? (Зовут в храм на молитву).
- Храм или церковь - всегда были центром жизни русского человека. Не зря такие красивые загадки про них придуманы, так ласково они названы в загадках. Настолько храм был важен в жизни человека, что от того, есть в месте, где живут люди, церковь или нет, зависело название, статус поселения. Если есть храм, то это село, если нет - деревня, независимо от размеров и количества домов. Почему же храм так важен, если помолиться, обратиться к Богу человек может в любом месте? (В храме служится литургия, происходит преосвящение Святых Даров и люди причащаются).
- А кто из вас был в храме?
- В каких храмах вы были?
- Сегодня на уроке мы будем говорить о храмах.
Учитель записывает на доске заголовок "Православные храмы".
3. Раскрытие темы урока.
3.1. Показ видеоролика "Православные храмы".
Учитель настраивает детей на восприятие видеоряда.
- Сейчас перед вашими глазами пройдут слайды с изображением храмов России. Вы услышите красивое песнопение. Откройте свои сердца. Всмотритесь. Вслушайтесь.
Учитель показывает видеоролик на мультимедийном проекторе, подключенном к компьютеру. Видеоролик сопровождается песнопением иеромонаха Романа "Спешите в храмы Божии".
3.2. Литературная композиция с созданием видеоряда на доске.
Этот этап урока требует предварительной подготовки. На предыдущем уроке дети получают для заучивания наизусть стихотворения о храмах. Учитель сам подбирает стихотворения, пользуясь дополнительной литературой. Дети знают, что стихотворения должны будут ими прочитаны вслух на уроке, но не знают заранее, в какой момент урока и с какой целью. Это создает определенный эмоциональный настрой, придает уроку некоторую торжественность. Учитель организует данный этап урока, поясняя последовательность работы.
- Дома вы готовили стихотворения о храме. Сейчас мы устроим с вами импровизированный концерт. У меня на столе разложены открытки с фотографиями храмов. Вы будете выходить к доске выбирать открытку с тем храмом, который вам особенно понравится, который покажется вам лучшей иллюстрацией к вашему стихотворению. Вот сейчас вы мысленно еще раз вспомните свой стих и подберете к нему подходящую открытку. Потом вы прочтете свое стихотворение и прикрепите открытку на доску с помощью магнита. У нас с вами получится настоящая выставка великолепных русских храмов.
Дети выходят к доске, выбирают открытку с храмом, показывают ее классу, читают стихотворение и помещают открытку на доску с помощью магнита.
Учитель подводит итог работы.
- У нас с вами получилась прекрасная композиция под названием:
Дети читают хором название темы урока: "Православные храмы", которая записана на доске.
3.3. Работа с видеорядом. Беседа с опорой на видеоряд.
- Посмотрите на наши храмы. Они и разные, и в то же время похожи. Чем похожи все храмы?
(У всех есть купол и на куполе крест).
- Почему у православных храмов на куполе крест? (Крест - святыня и символ христианства).
- А чем отличаются храмы? Какие они? Подберите слова, характеризующие ваш храм.
На доску вынесены определения, которые могут помочь детям справится с заданием. На этом этапе урока часть доски с записью должна быть открыта. Слова, вынесенные на доску:
- Большой
- Красивый
- Великолепный
- Мощный
- Хрупкий
- Нежный
- Воздушный
- Лёгкий
- Добрый
- Строгий
- Веселый
3.4. Рассказ учителя "Жизнь храма - жизнь человека".
Задача данного этапа урока - подвести детей к выводу, что жизнь храма, судьбу храма можно сравнить с жизнью, судьбой человека. Это нужно для того, чтобы дети эмоционально восприняли дальнейшую информацию - историю конкретного храма и людей, связанных с ним.
- Посмотрите, ребята, к какой интересной мысли мы пришли. Оказывается, храмы можно охарактеризовать теми же словами, что мы могли бы подобрать и для характеристики людей. Храмов много. Все они очень похожи. И все - разные. И этим они тоже похожи на людей. Мы - люди - в чем-то одинаковые. Посмотрите друг на друга. Внешнее строение у нас одно и то же: голова, руки, ноги:У нас у всех есть душа, которая любит, огорчается, тоскует, обижается, радуется. Но всё же мы - разные. У каждого свои особенности внешности (цвет глаз, форма лица, рост), свой характер, своя жизнь.
Человек когда-то рождается. И храм когда-то рождается: закладывается первый камень в его фундамент и начинается строительство. Человек получает имя. Христиане дают имя ребенку в честь христианского святого. И у храма есть имя - он освящается в честь святого человека или святого праздника, или святой иконы.
Назовите имена храмов, в которые вы ходите. (Ответы детей).
И человек, и храм проживают свою жизнь. Но в жизни бывает всякое. Бывают светлые, радостные дни, а бывает тяжелое время. Не очень давно в нашей стране России были трудные времена и для верующих в Бога людей, и для храмов. Управлять нашей страной стали люди, которые сами не хотели ходить в храмы. Они стали разрушать храмы. Но храм не может умереть. Даже разрушенный, он будет служить людям - напоминать им о Вечном.
3.5. Исполнение песни "Храм".
Этот этап урока может быть организован по-разному. Первый вариант: песня разучивается заранее на предыдущих уроках. Второй вариант: дети впервые слышат песню на этом уроке и разучивают ее под руководством учителя. (Нотная запись и слова песни "Храм" даны в Приложении 2). В любом случае учитель даёт следующую установку:
- Ребята, мы сейчас споём с вами песню о храме. Это будет вступление к истории, которую вы услышите дальше.
Дети могут исполнить песню на местах под аккомпанемент учителя, но предпочтительней, чтобы они подошли к инструменту для исполнения, так как это создаст с одной стороны атмосферу камерности исполнения, а с другой стороны позволит детям сменить вид деятельности, встать из-за парт.
Чтение учителем рассказа " Плачущий ангел" Г. Юдина.
Учитель читает рассказ в сокращении. Вариант прочтения приведён в Приложении 3. Для более сильного эмоционального воздействия необходимо позаботиться о музыкальном фоне данного этапа урока.
4. Итог первого урока. Постановка задачи следующего урока.
Учитель проводит беседу.
- Мы с вами услышали только одну историю храма. Времена изменились. Полуразрушенные храмы восстанавливаются. Если продолжить сравнение с жизнью людей, то можно сказать, что долго болевшие храмы выздоравливают и снова зовут к себе людей, они снова могут помогать людям прийти к Богу. Вспомните слова песнопения, которое мы слышали в начале урока. Почему же в нём говорится: "Спешите в храмы Божии, пока ещё звонят?" (Ответы детей).
- На следующем уроке мы узнаем о жизни: рождении, разрушении, восстановлении одного храма. Этот храм живёт совсем рядом с нами. Кто-то уже знаком с ним, а кто-то только познакомится. Это Сергиевский храм в селе Ново-Сергиево.
Урок 2. Тема урока: "Православный храм в селе Ново-Сергиево"
1. Организационный момент.
- Мы с вами продолжаем говорить о храме - месте, вокруг которого была сосредоточена вся жизнь русского человека. На прошедшем уроке мы увидели, как разнообразны православные храмы. И ещё один удивительный вывод мы сделали: жизнь храма можно сравнить с жизнью человека. Почему? (Ответы детей).
2. Раскрытие темы урока.
Рассказ учителя "Троице-Сергиева Лавра", сопровождающийся показом слайд-шоу.
- Описание жизни человека называется биография. У каждого человека своя биография. И у каждого храма своя биография. В Подмосковье храмов очень много. Одни из них совсем маленькие, другие - известны на весь мир. Много в Подмосковье и монастырей. С одним монастырём связана жизнь нашего Сергиевского храма. Это - Троице-Сергиевская Лавра.
Рассказ сопровождается показом слайдов. Момент смены слайда обозначен в конспекте (слайд). Приложение 4.
- Перед вами Троице-Сергиева Лавра.(слайды 1-5 ) Лаврой обычно называют большой монастырь. Правда, очень красивый? А зачем нужны монастыри? (Ответы детей).
- Этот монастырь основал преподобный Сергий (слайд 6). Что значит преподобный? (Ответы детей).
- Когда Сергий был маленький, у него было другое имя. Его звали Варфоломей. Он жил с родителями в городе Ростове. Потом его семья переехала в село Радонеж. Сейчас это небольшое поселение недалеко от Ногинска. Варфоломей с детства хотел стать монахом, уйти в лес, построить себе домик - келью, как говорят монахи, трудиться и молиться. Так и произошло. (слайд 7)
Он стал отшельником, монахом.
В лесу с ночным боролся страхом,
Молитвой бесов прогоняя,
Природу светом наполняя.С годами он в лесу прижился,
С медведем даже подружился.
Был сердцем чист, молился много,
И этим угодил он Богу. (слайд 8)Когда о Сергии узнали,
К нему тянуться люди стали.
Сперва ученики-монахи
К нему слетелись, точно птахи.И вот работа закипела.
Все так старались делать дело:
Обитель Божию построить,
И жизнь на Божий лад строить. (слайд 9)Однажды чудный свет полился,
Когда Святой в ночи молился,
Чтоб наш Господь, всех благ даритель,
Благословил свою обитель.Застыл он на пороге кельи:
В сияньи дивно птицы пели!
И Голос был: Бессчётны птицы -
Вот сколько к Богу обратится". (слайд 10)Открыто людям Божье Слово.
Окончен путь земной Святого,
И Преподобный в вечной жизни
О нашей молится Отчизне.Угодника нетленно тело -
Живёт его святое дело.
Он всем нам показал дорогу,
Которая приводит к Богу. (слайд 11) [2]
- Вот такой удивительный святой был преподобный Сергий. О нём написано много книг. Некоторые из них перед вами на выставке.
Презентация книжной выставки о преподобном Сергии.
Учитель знакомит детей с книгами о преподобном Сергии, предлагает подойти, посмотреть, выбрать себе книгу для чтения.
Рассказ учителя "История Новосергиевского храма, его связь с Лаврой".
- В жизни святого было множество чудес. Одно из них - видение необыкновенных птиц. Посмотрите ещё один слайд, иллюстрирующий этот момент жизни святого. (слайд 12)
- Послушайте, как об этом сказано в книге Леонида Нечаева "Повесть о преподобном Сергии Радонежском".
Учитель зачитывает отрывок из книги. Отрывок помещён в Приложении 5.
- И действительно, множество учеников святого разошлось по Руси. Они основали множество монастырей. У нас в Стромыни в храме - мощи преподобного Саввы Стромынского, ученика Сергия Радонежского. Птицы разлетелись по всей Святой Руси, понесли свет православной веры во все концы нашей земли. Как птенчики, которые вырастают и улетают из под сильного отцовского крыла, сами "встав на крыло". Я была в этом году в Лавре и обратила внимание на одну удивительную вещь. Около монастырских врат - огромное количество голубей, они садятся на руки, на голову, клюют прямо из рук. Случайно ли? (слайды 13-14) Чудесное гнездо, из которого вылетели птенцы - Лавра преподобного. От неё протянулись ниточки ко многим и многим храмам России. И одна из них - в маленькую деревеньку под названием Погостище.
Представьте себе. 17 век. Деревушка в 5 дворов. Название - Погостище. Раньше так называли место, где кто-то был захоронен. По преданию на месте поселения давным-давно произошла битва русичей с татарами, и много народу полегло. До сих пор в земле находят наконечники стрел и кольца от кольчуг. Храма в деревушке не было. Люди ходили молиться в село Филипповское. А сама деревушка стояла на землях, которые принадлежали Лавре. Так тогда было принято. И вот в 19 веке в деревне строят храм. Как рады были люди, что у них будет своя церковь! Только вот в честь кого её освятить, какое имя ей дать? Помните: " Бессчётны птицы:"? В честь кого освящают храм? (Ответы детей).
В 1840 году деревня Погостище становится селом Ново-Сергиево. В селе появляется фабрика по производству бархата, потом - фабрика по производству шелка и красильное производство. Село растет, хорошеет. В нем уже 84 дома, это по тем временам немало. Но проходит около 100 лет, и в нашей стране наступают тяжелые времена. Церковь закрывают, людям не разрешают молиться. В церкви в то время была староста - управляла всеми делами храма женщина по имени Марфа, Кондратьева Марфа Ивановна. Ее очень хорошо знали в селе, потому что она делала красивые цветы для украшения икон. Ее так и звали - "Марфа-цветочница". Ее арестовывают. За то, что не смотря на запрет, говорила людям о Боге.
Умерла она далеко на севере. Был еще один мужественный человек - Быстров Федор Константинович, сторож церкви. Он выступал против закрытия храма. Его тоже арестовывают и расстреливают в тюрьме.
Вы знаете, что это подвиг - отдать свою жизнь за других людей. В православии это называется - жертва. А эти люди отдали свою жизнь за свой храм. За веру и церковь -как за живое, страдающее , болеющее существо. Такое трудное и страшное время было в жизни нашей церкви и ее людей.
Но, главное, все было не зря. Наступил 1990 год и в храме снова зазвучали молитвы. Началось выздоровление. Храм начали восстанавливать. Радость, но: Сергиевская церковь представляла собой жалкое зрелище. Через некоторое время в храм прибыла из Лавры икона преподобного Сергия с частичкой его мощей. (слайд 15) И :храм быстро начинает восстанавливаться.
Презентация слайд-шоу "Новосергиевский храм".
Учитель демонстрирует слайды с фотографиями неотреставрированного храма, фотографии с восстановительными работами, фотографии с видом храма сегодня. Показ сопровождается музыкальным фоном. Приложение 6.
Творческое воплощение детьми своего отношения к материалу урока: раскрашивание изображения Новосергиевского храма, украшение рисунка декоративными элементами.
На данном этапе учитель беседует с детьми по материалу урока, настраивает их на посещение храма на следующем уроке. Здесь важно, чтобы ожидание встречи с храмом было радостным, светлым и - личностным. Каждый ребенок должен почувствовать, что он идет не на экскурсию, а к своему близкому знакомому, встреча с которым радостна и желанна. Необходимо, однако, соблюдать меру душевности в восприятии православного храма, определенная доля трепета перед святостью и непостижимостью происходящего в храме должна, несомненно, присутствовать.
- И вот сейчас, ребята, в селе Ново - Сергиево стоит красивый белый храм. Еще не все сделано, но у него много друзей, защитников и просто людей, его любящих. Они ему помогают. Храм ждет. Ведь - помните? -смысл жизни любого храма - приводить людей к Богу. В него спешат люди, молятся, причащаются. В этом селе живут наши ребята. Их родители помогают в храме.
Церковь ожила. Она живет. И Ангел храма все так же стоит бессменно в его алтаре и, наверное, радуется, глядя на то, каким красивым становится храм.
А знаете ли вы, что и нас он ждет в гости? Отец Виталий, настоятель храма, пригласил нас следующий урок провести в храме в Ново-Сергиево. Нас ждет встреча. И чтобы подготовится к ней, настроить свои сердца, свои души, мы с вами займемся одним интересным делом. Вы получите нераскрашенные рисунки. На рисунках - Ново-Сергиевский храм. Скажу вам по секрету: эти рисунки сделаны с фотографии храма, полученной несколько дней назад. Вот такой храм сейчас. Таким вы его увидите, и таким он встретит вас.
Здесь учитель демонстрирует слайд-шоу "К рисунку Новосергиевского храма". Приложение 7.
Дети получают рисунки для раскрашивания. Образец рисунка дан в Приложении 8. Задание состоит в том, чтобы красиво раскрасить изображение храма ("так, как вы представляете себе этот храм") и украсить свой рисунок декоративными элементами.
- Когда мы пойдем в Новосергиевский храм, мы подарим эти рисунки батюшке. Это будет и наш подарок храму, ведь в гости всегда ходят с подарками..
Дети получают рисунки для индивидуальной творческой работы. Звучит красивая фоновая музыка.
3. Итог урока.
Выставка рисунков и заключительное слово учителя с элементами беседы.
- О чем мы говорили сегодня на уроке?
-Что оказалось для вас особенно важным?
- Мы представили, что храмы в чем-то похожи на людей. Человек - высшее создание Божие - это чудо. И Божий храм - это чудо. Ведь в него заходишь одним человеком, а выходишь немного другим. Итак, готовимся к встрече с Новосергиевским храмом. Спасибо вам за урок!
Урок 3. Тема урока: "Посещение храма в селе Ново-Сергиево"
Заключительный урок в данной серии проводится в храме. Важным условием успешности урока является участие в его проведении приходского священника.
В качестве домашнего задания после посещения храма может быть предложена творческая работа "Моя встреча с храмом".
Библиография.
- Афанасьева С. Ю. Основы христианской культуры. Калининград: Центр духовно-нравственного просвещения, 2003.
- Запесоцкая Р. А. Житие святого преподобного Сергия Радонежского. М.: Колосок, 2000.
- Нечаев Л.И. Повесть о преподобном Сергии Радонежском. М.: Отчий дом, 2000.
- Низовский А. Ю. Самые знаменитые монастыри и храмы России. М.: Вече, 2000.
- Орлова Н. В. Азбука для православных детей. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2000.
- Священник Сергий Молотков Практическая энциклопедия. Православие. С.-П.: Сатисъ, 2003.
- Священник Анатолий Стальбовский Азбука для маленьких христиан. М., 2002.
- Шевченко Л. Л. Духовное краеведение Подмосковья. М.: 2007.
- Чарская Л. Святой отрок. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999.
- Юдин Г. Спасенная душа. М.: Дрофа, 2000.
- Материалы сайта: www.novosergievo.narod.ru