Урок окружающего мира "М.В. Ломоносов"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Сформировать представление учащихся о жизни и деятельности М.В.Ломоносова.
  • Показать какой вклад внес М.В.Ломоносов в развитие России.
  • Развивать кругозор детей, учить анализировать факты.
  • Воспитывать любовь к знаниям и интерес к истории.

Оборудование: карта "Россия 17-18 в.", компьютер, слайды.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Работа над новой темой.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
О Ломоносове узнать.

Презентация.

Сегодня на уроке вы узнаете о жизни и деятельности великого русского ученого М.В.Ломоносова (см. слайд №1). А сейчас мы отправимся в путешествие в далекий 18 век, в Архангельскую губернию, Поморского края. Около 300 лет назад в 1711 году в рыбацкой деревушке на севере России, близ города Холмогоры родился М.В.Ломоносов

(см. слайд №2).

Его отец был рыбаком. Летом маленький Михайло уезжал на рыбный промысел в Белое и Баренцево моря. Судно односельчане прозвали "Чайка" за отличные мореходные качества. Зимой он учился грамоте у сельского дьячка. Уже через два года он отлично читал. Он прочитал все церковные книги. Первыми внецерковными книгами были "Грамматика" Смотрицкого и "Арифметика" Магницкого (см. слайд № 3-4). Он никогда не расставался с этими книгами, постоянно перечитывал их и даже выучил их наизусть.

Но вскоре его постигло несчастье. Он лишился матери, а его отец женился вторично. Мачеха укоряла его за то, что он много читает и не помогает отцу ловить рыбу.

Ломоносов слышал рассказы богомольцев и купцов о школах открытых в Москве и Петербурге. Это еще сильнее разжигало у него желание учиться, и он решил пробраться в Москву, что бы там поступить в школу. Но как это сделать? Просить отца - нечего было и думать. Тогда Ломоносов тайно решил покинуть дом и отправиться в Москву учиться.

3. Представление учащимся сцены того, как Ломоносов покинул отчий дом и ушел в Москву учиться (см. слайд №5).

Ведущий: Во времена Петра Великого в небольшой деревне в семье Ломоносовых в 1711 году родился сын Михаиле. Крепок он был здоровьем. Очень скоро отец Василий Дорофеевич стал брать его с собой в море. Ходили они на отцовском корабле "Чайка" по Северной Двине, Белому морю и Ледовитому океану (показывает на карте).

М.Ломоносов (задумчиво): Люблю я свой край. Простор кругом, река широкая. Рыбу люблю ловить. Люблю шторм на море, когда, кажется, что корабль разнесет по щепочкам. А приложим с отцом силу, глядишь, и выбрались из беды. А вчера были мы с отцом в Холмогорах. Рыбы на торговой площади видимо-невидимо! Иностранных купцов видел, говорят они как-то чудно.

Торгуют разными товарами. На обратном пути отец поручил мне определить направление ветра, самому вести корабль. Эх, красота!

Ведущий: Но была у Михаила Ломоносова заветная мечта, которую он боялся высказать отцу. После смерти матери отец стал угрюмым, да и мачеха то и дело ругалась.

М.Ломоносов: Вчера исполнилось мне 19 лет. А мечту свою я так и не осуществил. Хочу учиться. И грамматику, и арифметику я всю изучил. И книг много прочитал. Но, говорят, в Москве есть школы, где латыни, истории и другим наукам учат, да и книг там много. Но как это объяснить отцу?

Василий Дорофеевич, отец: Михаило, пойди-ка сюда. Вишь ты, какой большой вымахал. И с кораблем ты хорошо управляешься, и рыбак из тебя хороший. Решил я тебя женить. Пора тебе своим хозяйством обзаводиться. Невесту я тебе выбрал. Поставим дом, лодку справим. И не качай головой. Мое слово твердое. Учен уже и так. Видано ли дело, детина 19 лет учиться с малолетками захотел. Не бывать этому.

Ведущий: Упрям отец, но не меньше упрям и сын, быть рыбаком хорошо, но желание учиться все затмевает, да и жениться еще рано. И отправился Михаиле к соседу, который и раньше поощрял желание Ломоносова учиться. Когда Фома Иванович бывал в городах, обязательно привозил Михаилу книги, а он за это помогал Фоме Ивановичу по хозяйству.

М.Ломоносов: Здравствуй Фома Иванович! За советом я к тебе. Падал к отцу в ноги, просил отпустить меня учиться добром. Но он не соглашается, я решил уйти тайком.

Фома Иванович: Как же ты уйдешь, Михайло, без паспорта, да и без денег? Тебя без паспорта на Москве поймают и будут палками на площади бить, будто беглого. Одумайся, Михайло.

М.Ломоносов: Я на все согласен и готов всякое мучение принять, такая у меня охота к наукам, все равно я из дома уйду.

Фома Иванович: Ладно, будь по- твоему. Вот тебе паспорт, новый полукафтан, чтобы было в чем по Москве ходить. И еще дам тебе в долг три рубля. Деньги немалые. Если зря тратить не будешь, на них полгода можно прожить.

М.Ломоносов: Спасибо тебе Фома Иванович. Век не забуду твою доброту.

Ведущий: Прошло несколько дней. В студеную зимнюю ночь Михайло тайно покинул отчий дом и рыбным обозом отправился в Москву.

4. Продолжение новой темы.

Не сразу Ломоносова приняли в академию. Он скрыл свое происхождение, выдал себя за дворянина. Ему тогда было 19 лет. Он поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Только здесь обучали латинскому языку, международному языку того времени. В начале он выносил много неприятностей от товарищей, по возрасту вдвое моложе его, и терпел нужду (школа выдавала 90 копеек в месяц, чего едва хватало на хлеб и квас). Но Ломоносов преодолел все. В 1735 году, как одного из лучших учеников, его отправили на учебу в Петербург, затем в Германию.

Немецкие профессора были восхищены талантом, знаниями и трудолюбием Ломоносова. Возвратившись в Россию, он приступает к работе в Петербургской академии наук.

Ломоносов был исключительно разносторонним человеком. Трудно назвать области науки, техники, искусства, где не упоминалась бы имя Ломоносова (смотри сл. № 6-7).

Он прославился как химик, физик, геолог, поэт, художник, астроном, географ, историк.

В каких областях раскрылся талант выдающегося русского ученого?

  • Он организовал при академии первую в России химическую лабораторию (смотри слайд 8). Он первым в России наладил производство цветных стекол, при помощи которых составлялась мозаика. Много замечательных картин и портретов вышло из мозаичных мастерских Ломоносова. Особенно прекрасны "Полтавская баталия" и "Петр I" (смотри слайды № 9-10).
  • Ломоносов пытался проникнуть в тайны природы. Он открыл атмосферу на планете Венера с помощью изобретенных им приборов (смотри слайд № 12).
  • С Ломоносова начинается наша литература. Он сочинил множество стихов, ставших образцом стиля для русских писателей (смотри слайд № 13).
  • Он написал первую русскую грамматику и учебник русской истории (смотри слайд № 14).
  • Он первым объяснил, откуда берется тепло и дожди, что такое кометы и планеты, отчего происходит северное сияние и многое другое.
  • Над способом производства фарфора из отечественных материалов работал М.Ломоносов. Первый в России фарфоровый завод был открыт в Петербурге, где изготавливались сервизы и вазы.
  • Великий русский ученый много сделал для развития образования в России. По его предложению 12 января 1755 года был открыт первый в России Московский университет. Он стремился к тому, чтобы в университет могли поступить все наиболее способные молодые люди, включая детей крепостных крестьян. Великий русский поэт А.С.Пушкин писал о Ломоносове: "Он создал первый русский университет:Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом" (смотри слайд № 15).
  • Ломоносов считается по праву первым русским ученым. В наши дни за выдающиеся работы в области естественных наук ученым присуждается золотая медаль им.Ломоносова (смотри слайд № 16).

Таким образом, М.В.Ломоносов был таким великим ученым и так много сделал в разных областях науки, что его даже назвали "наш первый университет".

6. Физкультминутка

Поднимает руки класс - это раз,
Повернулась голова - это два,
Руки вниз, вперед смотри - это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре
С силой их плечам прижать - это пять,
Всем ребятам тихо сесть - это шесть.

7. Работа по учебнику с. 101-104.

8. Работа в тетрадях с. 37.

9. Закрепление изученного.

  • В каком году и где родился М.В.Ломоносов?
  • Назови первые учебные книги Ломоносова?
  • Какое решение тогда принял Ломоносов?
  • Когда и каким образом добрался до Москвы?
  • Какие трудности возникли у Ломоносова?
  • Куда был направлен Ломоносов за отличную учебу?
  • Где он начал работать по возвращении на родину?
  • В каких областях раскрылся талант Ломоносова?
  • Назовите его открытия.
  • Что организовал Ломоносов?
  • Что сделал великий русский ученый для развития образования в России?

10. Итоги урока.

  • Почему А.С.Пушкин назвал Ломоносова "первым нашим университетом"?
  • Почему всем нам известно имя Ломоносова, хотя прошло почти 300 лет?

Оценивание учащихся.

Почти 300 лет отделяет нас от его жизни, его судьбы. И все это время имя Ломоносова занимает одно из самых главных мест в летописи нашей родины. Уже при жизни ученого велика была его слава, причем не только в России, но и в других странах. Памятники Ломоносову воплощение любви народной. На родине Ломоносова воздвигнут один из первых в России памятников ученому. Этот памятник стоит напротив Архангельского технологического университета (смотри слайд № 17).

На родине Ломоносова дом отца не сохранился. На его месте к 200 летию рождения Ломоносова была построена земская школа. Теперь здесь музей (смотри слайд № 18). Село Денисовка переименовано в Ломоносово Архангельской области. В 1948 году город Ораниенбаум был переименован в г. Ломоносов. В том же городе стоит памятник Ломоносову, открыт музей (смотри слайд № 19). Его именем назван теплоход (смотри слайд № 20), хребет во льдах Северного ледовитого океана (смотри слайд № 21).

В России не забывают великого русского ученого. Уже вышел указ Президента РФ о праздновании 300 летия со дня рождения М.В.Ломоносова (смотри слайд № 22).

11. Домашнее задание.

  • По учебнику с. 101-104
  • По тетради № 2 с. 38

(смотри слайд № 23)