Цели:
- обобщение и систематизация знаний учащихся по теме "Имя существительное"; проведение тематического контроля знаний учащихся;
- развитие речи учащихся и умений работать с предложением, текстом;
- привитие любви и интереса к родному языку.
Оборудование:
- классная доска;
- мультимедийный проектор, компьютер;
- карточки-задания для индивидуальной работы;
- перфокарты.
Обучение проводится по традиционной системе.
Учебник: Рамзаева Т.Г. Русский язык: учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк.: В 2 ч.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (постановка целей и задач урока)
- Сегодня наш урок полностью посвящен повторению знаний об имени существительном. Внимание на экран, ответим на некоторые вопросы Почемучки (см. слайд 2).
- Задача нашего урока - обобщить и систематизировать знания по основным разделам данной темы.
2. Синтаксическая минутка.
На доске предложение:
Оляпка перескакивает с камня на камень прыгает в воду пробегает по дну потом выскакивает на берег.
- Прочитайте предложение. О ком говорится в предложении? Кто это - оляпка? Верно, это маленький водяной воробей, который не только может нырять под воду, но и пробегать по дну водоема в поисках пищи (см. слайд 3).
- Нужны ли в этом предложении знаки препинания? Почему?
- Спишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните однородные члены. При помощи схемы объясните постановку знаков.
(Проверка выполненной работы у доски).
3. Повторение.
- Теперь мы поработаем с именами существительными из этого предложения.
Выпишите из предложения словосочетания с именами существительными, укажите склонение и падеж имен существительных.
(Учащиеся работают цепочкой с комментированием)
- Вывод: Как же определить склонение имен существительных? Как определяется падеж?
- При склонении имен существительных мы должны правильно писать безударные падежные окончания. Написание каких гласных в окончаниях имен существительных вызывает особенные затруднения? (е, и).
- Давайте восстановим алгоритм рассуждения при выборе безударного окончания имени существительного.
(Один ученик работает у доски. На доске заготовлена схема рассуждения)
- А теперь проверим, правильно ли мы рассуждали. Внимание на экран (см. слайд 4-5).
- Итак наши рассуждения оказались верными и пришло время проверить, как вы умеете быстро и, самое главное, правильно использовать этот алгоритм на практике. Сейчас я буду диктовать вам словосочетания, ваша задача определить безударное падежное окончание имени существительного и вписать его в окошко перфокарты.
(Учащимся предлагается работа на перфокартах, наиболее слабым ученикам даются индивидуальные карточки с заданиями.
Образец индивидуальной карточки-задания:
Допиши окончания имен существительных, рядом укажи склонение и падеж:
- О товарищ_
- Без помощ_
- По столиц_
- В тарелк_
- Из рощ_
- От радост_
- С горк_
- Для дочер_
- На полян_
- У деревн_
Образец перфокарты:
Словосочетания для работы с перфокартой:
Остался без игрушки, написал в тетради, куст сирени, обложка для книжки, приехал к дедушке, бегал по комнате, растаял на ладони. Варенье из земляники, грелся на солнце, написал на листочке, росли около дачи, мечтал о подарке, плыли по Волге, вышел из рощи, рассказывал о жизни, стоит на якоре, вода в стакане, дошел до деревни, думал о дочери, катались с горки, ел без соли.
- Проверка: соедините в перфокартах красной линией только окончания "И". Что у вас получилось?
(Если все окончания верные, должна получиться цифра "5")
- Это ваша отметка по данной теме.
- А теперь поговорим о том, как имена существительные изменяются по числам. Возьмите карточку №2. Составьте пары из предложенных слов, правильно употребив имена существительные во множественном числе.
Карточка №2.
Подбери пару:
Учитель Инженер
Сторож
Шофёр
Директор
- инженеры
- сторожи
- шофера
- учители
- директоры
- шофёры
- директора
- инженера
- учителя
- сторожа
- Проверим выполненную вами работу. Внимание на экран (см. слайд №6.)
- Ребята, а все ли имена существительные имеют форму и единственного и множественного числа?
- Приведите примеры имен существительных, употребляющихся только в форме единственного числа; только в форме множественного числа.
На доске запись:
(слова записываются учащимися по цепочке)
Ед.ч. Мн.ч. молоко пальто
метро
горе
кино
брюки очки
ножницы
ворота
каникулы
4. Физминутка.
- Мы с вами сейчас немного отдохнем и поиграем в рифмы. Используем слова, записанные на доске. Я начинаю. А вы продолжайте:
- Надеваем мы пальто
идем с тобой в ___________; - У мамы умелые руки,
сшила красивые ___________; - Построен под землей давно
город под названием _________; - У вратаря одна забота,
защитить свои _________; - Очень рада детвора,
пришла каникулов пора!
(Во время игры на каждое двустишие учащиеся выполняют физические упражнения. Последнее двустишие специально произносится с ошибкой.)
- Ребята, а никто ничего не заметил в моем последнем двустишии? Никаких ошибок?
- В каком же падеже я ошиблась? Давайте повторим употребление имен существительных во множественном числе родительного падежа.
5. Работа с учебником. ( Т.Г. Рамзаева "Русский язык. 4 класс" Часть 1)
- стр. 131, упр. 258 (самостоятельная работа)
(проверка - фронтальная)
6. Творческая работа.
- А сейчас у нас с вами творческая работа. Начало рассказа на экране. Придумайте еще 2 предложения, используя слова-опоры (см. слайд 7)
( Проверка получившихся рассказов)
7. Итог урока.
- Итак, мы завершили изучение темы "Имя существительное". Давайте подведем итог. Имя существительное - важнейшая часть речи. Без него невозможно говорить ни о свете, ни о тепле, ни о жизни. Каждое второе слово в нашей речи - имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи. От имен существительных образовались имена прилагательные. С этой частью речи мы начнем знакомство на следующем уроке.
- В завершении урока проводится ТЕСТ "Имя существительное".
(см. слайды 8 - 14)