Современная общеобразовательная школа, независимо от того городская она или сельская, должна располагать учителем с новым педагогическим мышлением, высокой информационной культурой, способного к рефлексии, постоянному анализу результатов собственной деятельности, стремящегося к непрерывному развитию и саморазвитию. В связи с этим возникает необходимость внесения кардинальных изменений в организацию методической работы школы. В нашем случае это МОУ "Фершампенуазская средняя общеобразовательная школа", являющаяся опорной школой в Нагайбакском районе. И если методическую работу рассматривать как целостную, основанную на достижениях науки, педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, то вполне правомерно в образовательном учреждении возникает необходимость в модернизации подходов к ее организации, использования эффективных технологий в этом направлении деятельности школы.
Наша школа, проанализировав реальную ситуацию, сложившуюся в образовательном учреждении на начало 2006-2007 учебного года, начала работу по реорганизации системы методической работы по модели сетевого взаимодействия между участниками образовательного процесса. Результаты анализа свидетельствуют о том, что школа в настоящее время располагает благоприятными условиями для модернизации системы методической работы. К названным условиям можно отнести следующее:
- наличие структурного подразделения в качестве Межшкольного методического центра(далее ММЦ)
- представители администрации (директор и его заместители по учебно-воспитательной и воспитательной работе), владеющие информационными технологиями и постоянно использующие их в профессиональной деятельности
- педагоги, в подавляющем большинстве своем повысившие ИКТ-компетентность через систему курсовой подготовки(82%) и имеющие высокий уровень мотивации к применению информационных технологий в организации учебно-воспитательного процесса(78%)
- наличие локальной сети, обеспечивающей взаимодействие структурных составляющих методической службы школы
- наличие автоматизированных рабочих мест руководителей школьных методических объединений- 6 (75%)
- доступ к персональным компьютерам, составляющий 1,5 педагога на один ПК
- систематизированные и аннотированные медиатеки школы и ММЦ, содержащие более 150 цифровых образовательных ресурсов учебного назначения
- наличие доступа к высокоскоростной сетиИнтернет.
В течение пяти лет в школе методическая работа координируется Методическим советом, в состав которого входят руководители восьми школьных методических объединений, представители администрации школы, творчески работающие педагоги. С 2006 года в структуру методической службы ОУ вошел Межшкольный методический центр. Составной частью Программы развития школы является Программа информатизации, ориентированная на достижение цели-
создание единого информационного пространства школы:
- включающего материально-технические, информационные и кадровые ресурсы
- обеспечивающего автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен
- предполагающего наличие нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения.
В рамках этой Программы разработано пять проектов, предусматривающие решение следующих проблем:
- создание нормативной базы информатизации образовательного учреждения, включающей в себя:
- регламентирующие документы, в том числе права и обязанности пользователей единой информационной среды,
- графики работы компьютерного оборудования
- создание совершенной технической инфраструктуры образовательного учреждения, предполагающей эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса(администрации, педагогов, учащихся и их родителей)
- создание информационной инфраструктуры.
- образовательного учреждения, включающей в себя:
- блок управленческой деятельности
- блок учебно-воспитательной деятельности
- блок информационно-методической деятельности
- блок культурно-просветительской деятельности.
На сегодняшний день успешно решены и продолжают решаться такие задачи, как:
- техническое оснащение образовательного учреждения (школа имеет 12 автоматизированных рабочих мест, в том числе 6-АРМ учителей-предметников и руководителей школьных методических объединений, до конца учебного года будет приобретено еще два)
- постоянная позитивная динамика в работе по повышению ИКТ-подготовки педагогов, причем на уровне педагогической ИКТ-компетентности, предполагающей усвоение ими специализированных знаний, умений и навыков в области использования ИКТ в педагогической практике
- создание локальной сети, обеспечивающей эффективное сотрудничество школы и Межшкольного методического центра
- совершенствование нормативно-правовой базы деятельности школы по модернизации системы методической работы
- формирование у педагогов реальной заинтересованности в самостоятельном использовании информационных технологий в учебно-воспитательном процессе на регулярной основе, преодоление стереотипа, связанного с ИКТ как навязываемого извне средства и технологии.
Проанализировав реальное состояние дел, с 2006-2007 учебного года школа начала работу по модернизации системы методической работы по модели сетевого взаимодействия средствами внутренней локальной сети.
Структура модернизированной методической службы ОУ:
ПМС - председатель Методического совета школы, РМО- руководители восьми школьных методических объединений:
- учителей начальной ступени образования
- учителей русского языка и литературы
- учителей истории и обществознания
- учителей математики
- учителей иностранных языков
- учителей технологии, физкультуры и предметов эстетического цикла
- классных руководителей
Данная схема свидетельствует о том, что координирующая роль в организации методической работы принадлежит Межшкольному методическому центру, в методической службе которого состоит председатель Методического совета школы. Такая структурированность дает возможность обеспечить целенаправленное и результативное сотрудничество всех составляющих системы методической службы школы, которая обеспечивает взаимодействие всех руководителей школьных методических объединений, с одной стороны, и руководителя МС с руководителями ШМО, с другой стороны. Взаимодействие между учителями-предметниками происходит по такой же схеме и таким образом обеспечивает активное участие всего коллектива в методической работе.
Организация методической работы по данной модели предполагает достижение следующих целей:
- оптимизация процесса взаимодействия между руководителями структурных составляющих методической службы школы, а также всем педагогическим сообществом
- повышение оперативности решения организационно-методических задач и создание единого информационно-методического пространства школы
- расширение доступа педагогов к необходимой методической и профессиональной информации
- эффективная систематизация, передача и распространение педагогического опыта
- постоянный и оперативный мониторинг уровня профессионального мастерства, участия педагогов в методической работе школы.
Реализация данных целей обеспечит в свое время решение следующих задач:
- обеспечение педагогам широкого доступа к учебным и методическим материалам, разрабатываемым учителями школы с учетом особенностей используемых образовательных технологий
- поддержка школьного и муниципального хранилища учебных и методических материалов, пополняемого педагогами и руководителями Фершампенуазской школы и других школ района
- предоставление возможности заказа необходимых учебных и методических материалов, вопросов для консультаций
- обеспечение педагогов постоянной консультационной поддержкой.
Компьютеры руководителей Методического совета школы и школьных методических объединений. входящих в локальную сеть имеют единые модули, в которых систематизируется информация по следующим направлениям:
- картотека педагогических и руководящих работников
- доска объявлений, на которой размещается информация о необходимости выполнения текущей работы
- заказы педагогов о получении методических и технических консультаций
- перспективные и оперативные планы работ школы, Межшкольного методического центра
- перечень консультационных услуг, предлагаемых педагогам методической службой ММЦ и школы
- аннотированные списки медиатеки ММЦ и школы.
Информационное содержание этих модулей постоянно обновляется руководителями МС и ШМО согласно норм, предусмотренных новыми регламентами деятельности школы. Это обеспечивает оперативность и качество выполняемой работы.
Локальная сеть образовательного учреждения содержит единую информационно-методическую среду, которая позволяет обеспечить доступ к тем образовательным ресурсам и продуктам, которые разрабатываются творчески работающими учителями с использованием современных образовательных технологий, в том числе и информационных. Это и мультимедийные сценарии уроков; всевозможные презентации, сопровождающие эти уроки; творческие отчеты учителей-предметников; учебно-методические пособия; методические рекомендации для педагогов по использованию цифровых образовательных ресурсов; контрольно-измерительные материалы (электронные и традиционные), электронные варианты школьных и классных газет, разрабатываемые под руководством учителей с использованием всевозможных компьютерных программ. В данную среду также помещаются и методические материалы учебных семинаров, проводимых на базе Межшкольного методического центра и школы, предметных недель, заседаний педагогического и методического советов школы, школьных методических объединений. Поскольку в школе целенаправленно ведется работа по созданию для творчески работающих педагогов условий для участия в различных профессиональных конкурсах, то и соответствующая информация также становится "достоянием" всего коллектива средствами локальной сети.
Поскольку школа имеет в сети Интернет действующий сайт, то часть этих методических материалов находится на его странице, названной "Школа в режиме инноваций". В 2007 году авторской группой под руководством директора школы Линник Людмилы Александровны был разработан проект "Открытое окно в мир: сайт как центр взаимодействия между участниками образовательного процесса" в рамках федерального конкурса педагогических инициатив "Лучший сайт школы". В нем предусмотрено направление, ориентированное на поддержку модернизирующейся системы методической работы. Основной идеей этого направления является обеспечение качественно нового уровня оказания образовательных услуг с учетом особенностей образовательных запросов учащихся, а также создание новых сетевых педагогических сообществ, в результате чего будет обеспечен непрерывный рост мастерства учителей школы.
Поскольку координирующую роль в совершенствовании системы методической работы школы осуществляется при участии Межшкольного методического центра, то педагогический коллектив, являясь его основным кадровым ресурсом, принимает активное участие в региональных и муниципальных образовательных мероприятиях. Так, например, анализ двух последних учебных годов показывает, что повысились как количественные, так и качественные показатели работы школы. Вот главные из них:
- школа в 2006 и в 2008 г.г. получила грант Президента Российской Федерации,
- шесть педагогов стали победителями конкурсов в рамках национального проекта "Образование" и получили денежные поощрения (3- грант Губернатора Челябинской области, 3 - грант Президента РФ),
- авторская группа под руководством учителя истории и обществознания Семеновой А.М., одержавшая победу в федеральном конкурсе проектов педагогических инициатив по теме "Интернет-музей. Традиционная культура нагайбаков", получила денежное поощрение на реализацию этого проекта,
- школьная команда образовательного учреждения дважды (2006, 2008 г.г.)одержала победу в региональном конкурсе школьных команд с последующим денежным поощрением в размере 100000 рублей,
- педагоги школы в течение последних трех лет становятся победителями профессиональных конкурсов "Учитель года" и "Самый классный Классный" на муниципальном уровне с последующим участием в областном туре конкурса,
- по организации системы методической работы школа по итогам 2006 года является победителем среди 37 образовательных учреждений района,
- сайт школы в муниципальном конкурсе на лучший сайт образовательного учреждения признан победителем, приняли участие в региональном конкурсе.
Одним из объективных показателей эффективности функционирования системы методической работы, обеспечивающей повышение квалификации и рост профессионального мастерства учителя, можно считать результаты аттестации педагогических работников. В настоящее время 100% членов администрации и 65% педагогов имеют высшую и первую квалификационные категории, 25 %- вторую, причем в последние два года в этом показателе наметилась тенденция роста.