Цель данной системы заданий – формирование и развитие простых логических действий (приёмов конвергентной мыслительной деятельности) на основе использования логического конструирования.
Использование данных материалов возможно на занятиях и в индивидуальной деятельности. В качестве содержательной основы данной системы заданий была выбрана линия, которая связана с выделением, прослеживанием, распределением и изменением различных признаков и характеристик объектов.
В качестве методической основы используются задания, направленные на стимуляцию и развитие наглядно – образного мышления через непосредственную предметную деятельность с вещественным материалом.
- Конструктивная деятельность с моделями фигур.
- Конструктивно – графическая деятельность с использованием специальной рамки с геометрическими прорезями.
- Логико – графическая деятельность, сопровождающая решение всех предлагаемых заданий.
Система заданий построена по нарастанию уровня сложности. С целью максимальной стимуляции индивидуальных способностей ребёнка и обеспечение постоянной работы в зоне ближайшего развития к заданиям не даются предварительные инструкции типа: “раскрасьте в указанный на веточке цвет”. Я считаю, что такой инструктаж лишает ребёнка возможности самостоятельно догадаться, выявить признак, закономерность. Полезно сначала предложить ребёнку самому определить смысл задания, не читая его. Суть в том, что графического оформления задания достаточно, чтобы при определённом умственном усилии ребёнок сам сообразил, что нужно сделать. Постоянная стимуляция таких умственных усилий позволяет влиять на развитие интеллекта, логической интуиции, самостоятельности мышления и самоконтроля. Текст задания предназначен скорее, взрослому, работающему с ребёнком, чтобы в случае необходимости оказать ему дозированную помощь, которая позволит дальше двигаться самостоятельно. Вся система заданий – это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения – её ступеньки. На каждую из этих ступенек ребёнок обязательно должен встать. Если какую-то из них он пропустит, то подняться на следующую ему будет значительно труднее. Если же он очень быстро бежит по лесенке, значит, эти ступеньки он уже “перерос” - и пусть бежит. Но впереди обязательно появится такая, перед которой он приостановится. Здесь надо будет ему помочь. Так давайте же сделаем это вместе.
Литература:
1. Барташникова И.А. Учись играя.- Харьков., 1997..
2. Волина В.В. Занимательная математика для детей.- С-П., 1996.
3. Заводнова Н.В. Развитие логики и речи у детей.- Ростов-на-Дону.,2005.
4. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. - С-П.,2008.
5. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л.Логика и математика для дошкольников.- С-П.,1997.
6. Поддьяков Н.Н.,Говоркова А.Ф. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. – М., 1985.
7. Щаева О.А. Развиваем логику у дошкольника. – Абакан.,2005.
8. Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества. – М.,2006.