Самостоятельная работа студентов – одна из важных форм организации учебного процесса при изучении курса “Отечественная история”. Она играет особую роль в профессиональной подготовке специалистов, являясь формой, с одной стороны, организации самостоятельной работы студентов, с другой – развития их познавательной активности.
Информационная революция, в которую вступило человечество в конце прошлого века, отчетливо высветила нарастающий кризис существующей системы профессионального образования. Суть этого кризиса, получившего название “функциональной неграмотности”, проявляется в том, что студенты не справляются с нарастающими потоками профессиональной информации.
Информационная революция — это не просто лавинообразно растущий поток информации, это постоянно меняющаяся информация.
Преодоление кризиса современной системы профессионального образования предполагает переход к новой его парадигме, основу которой составляют такие познавательные ориентиры, как фундаментализм и методологизм.
Фундаментализм – это ориентация на новейшие теоретические достижения в современной науке, перевод научных текстов на язык учебно-познавательной деятельности. В конце XX в. основной проблемой стал поиск новых методологических ориентиров познавательной деятельности. В области образования наметился переход от энциклопедизма и теоретизма к методологизму, от усвоения различных эмпирических и теоретических знаний к овладению многообразными способами познавательной деятельности.
Существующая до сих пор парадигма профессионального образования, ориентированная на овладение студентом всей системой эмпирического и фундаментального теоретического знания, оказывается в принципе невозможной. Студент, оказавшись не в состоянии найти и переработать необходимую ему информацию, неизбежно попадает в ситуацию информационного выбора. Принцип методологизма как раз и ориентирует новую парадигму образования на развитие познавательной самостоятельности студентов, на то, чтобы они “научились учиться”, в том числе выбирать и усваивать ту информацию, которая необходима им в первую очередь.
Особое значение в новой парадигме профессионального образования отводится его гуманитаризации, которая актуализирует проблему как трансформации его содержания, так и процесса обучения, в котором главным становится “сотворчество” студента и преподавателя. Гуманитаризация образования направлена на активизацию познавательной самостоятельности студента, на воспитание творческой личности специалиста с высокой профессиональной компетентностью, на развитие его эстетического мировосприятия и этического отношения к действительности. В рамках такой парадигмы образование становится средством творческого постижения мира, а не заучиванием “мертвых” знаний.
Среднее профессиональное образование сегодня должно ориентироваться на овладение студентами определенной совокупностью так называемых ключевых компетенций, способствующих оптимальному их включению в динамику социокультурного развития.
В связи с этим целью и задачей выполнения самостоятельных заданий по курсу “Отечественная история” является приобретение умения получать новые эмпирические, теоретические и аксиологические знания, их систематизировать и концептуализировать; оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты.
Для этого студентам предлагается выполнить ряд заданий, связанных с усвоением сквозных тем курса путем заполнения таблиц тематического содержания.