Урок москвоведения во 2-м классе с использованием технологий совместной деятельности учителя начальных классов и руководителя Леготеки)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Закрепить и расширить знания о быте, обычаях и традициях наших предков, о культурно – историческом прошлом родного города.
  • Развивать познавательные способности учащихся, эстетический вкус, обогащать и активизировать речь детей, расширять кругозор, формировать базу для самостоятельного чтения книг исторического характера.
  • Продолжать обучать конструировать плокостные и объёмные Легомодели.
  • Развивать потребность экспериментировать в процессе проектирования, используя приобретенные ранее знания, развивать пространственное и техническое мышление.
  • Воспитывать любовь к людям, к Родине и её природе, пробуждать чувства прекрасного, чувства радости и доброты, гордость за великие дела русского народа.
  • Развивать навыки межличностного общения и коллективного творчества.

Оборудование: мультимедийная техника, выставка детских работ, экспонаты музея: красный угол, русская печь, лавки, деревянные столы, русские народные костюмы, лучины, прялки, посуда, макет деревянной избы; ткань, нитки для изготовления куклы-Берегини; каравай, свитки-грамоты. Наборы LEGO DACTA «Мир вокруг нас»; «Строители LEGO»; LEGO DUPLO «Первые механизмы»; набор мягких кирпичиков LEGO Soft; плата LEGO DACTA; аудиодиск русских народных оркестровых мелодий и частушек.

План урока.

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя
  2. Беседа о домах москвичей в древности.
  3. Задания по группам (по интересам: экскурсия, интеллектуальная, исследователи).
  4. Мастерская (обучение старинному искусству кукольного рукоделия – изготовление детьми куклы Берегиня).
  5. Легомастерская  древних москвичей (работа по группам – конструирование музыкальных инструментов, посуды, игрушек, одежды).
  6. Игра-викторина «Найди ошибку» – закрепление знаний по теме.
  7. Итог урока, рефлексия.

Этапы урока

Ход урока

Примечания

1. Вводное слово учителя.

Сегодня у нас необычный урок – мы находимся в школьном музее «Крестьянского быта», у нас много гостей, мы сидим за одним большим столом, вы одеты в русские народные костюмы. Мы совершим увлекательное путешествие вглубь веков и вспомним, как жили москвичи в древности (чем питались, как одевались, в каких домах жили).

 

Итак, мы начинаем путешествие.

Звучит русская народная песня.

2. Чтение стихотворения.

«Терем, терем, теремок,
Он затейлив невысок
В нём окошки слюдяные,
В нём наличники резные,
А на крыше – петушки,
Золотые гребешки.
А в перилах, на крылечке
Мастер вырезал колечки,
Завитушки да цветки.
И раскрасил от руки.
В терему – резные двери,
На дверях цветы и звери».

Рисунок 1.

3. Беседа о домах москвичей.

Вспомните, ребята, из какого строительного материала были построены дома москвичей ?

– Москвичи строили дома из дерева. Из сосны делали жилой сруб, а из дуба – хозяйственные постройки (хлев для скотины, амбары, бани, мельницы).

Сосна обеспечивала вентиляцию дома, дуб – сохранял тепло.

Демонстра-ция макета избы.

4. Задания по группам.

Но изба у нас необычная. С тех далёких времён (под семью секретными печатями) сохранились до нас рукописные странички. Давайте попробуем прочитать их.

1-я группа «Путеводитель»: отгадай загадку.

«Мать толста,
Дочь красна,
Сын воробей
В небеса улетел» (печь, огонь, дым).

Рисунок 2.

Читают и выполняют задания по группам (три группы).

Экскурсия по избе.

Проведи экскурсию по русской избе.

– Главными символами жилища были – красный угол и печь. В красном углу (т.е. на самом видном месте) висела икона. Когда в дом входил гость, то прежде всего он искал глазами икону, крестился, а потом уж здоровался с хозяином (загадывают загадку).

Дети-экскурсоводы два ученика (красный угол).

– Большое место в доме занимала печь. Печка в русской избе и кормила и согревала. Недаром её в сказках величали «печка – матушка». У богатых людей печь была с трубой. А у бедных – дымовой трубы не было («топили по-чёрному»). Постоит дым под потолком, да и выйдет в маленькое оконце, а тепло внизу останется.

Два ученика (печь).

– Оконца были маленькие, без рам. Окошки затягивали слюдой (слоистый прозрачный материал) или бычьим пузырём (высушенный желудок быка). Слюду красили в разные цвета, чтобы в комнате было наряднее.

Так что даже днём в доме было темно.

– А чем освещали избу в тёмное время суток?

Избы освещали лучинами. Лучины вставляли в светцы или просто в щель между брёвнами. А чтобы искра от лучины не попала на деревянный пол или стол, под лучину обязательно ставили корыто или миску с водой.

Два ученика (оконца и освещение).

Иногда хозяйка брала лучину в зубы и ходила так по дому, освещая себе дорогу.

Дополняет учитель.

В избе стояли лавки и скамьи, на которых спали. Лавки были неподвижной мебелью и крепились вдоль стен избы. У каждого члена семьи были свои места на лавках. Самое почётное место было во главе стола, в красном углу. Сюда садился хозяин. Девушки и дети сидели у окна, хозяйка – с краю.

Один ученик (лавки)

Была в семье ещё и «нищая лавка», у двери. На неё разрешалось садиться нищим и любому другому неприглашенному человеку, даже без разрешения хозяина.

Добавляет учитель («нищая лавка»).

Стол стоял в красном углу и считался предметом особого почитания в доме. Не разрешалось стучать по столу или ставить посторонние предметы т.к. стол воспринимался как ладонь Бога, протянутая людям.

Один ученик (стол).

На столе постоянно находился хлеб.

Исполняют русскую народную песню, вносят каравай.

Хлебосоль-ная группа.

2-я группа «Хлебосольная»: вспомни пословицы и поговорки о пище.

Чтение стихотворения.

«Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почётом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Пышным круглым караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником!
С караваем соль подносим,
Поклоняясь, отведать просим –
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб–соль из рук!»

«От хлеба и соли и царь не отказывается».

– Ребята, а вы догадались, о чем сейчас пойдет речь?

– Как ваша группа называется и какое задание вы выполняли?

Читает ученица.

Отгадываем кроссворд.

Отгадай «Вкусный» кроссворд.

– Давайте все вместе отгадаем кроссворд, а компьютер нам поможет проверить правильность ваших ответов.

  1. Жидкое блюдо из капусты (щи).
  2. Обязательный напиток на пирах (мёд).
  3. Блюдо из крупы (каша).
  4. Небольшой сдобный хлеб (калач).
  5. Блюдо из овсяной муки (кисель).
  6. Горячий напиток из трав, пряностей, мёда (сбитень).

 

Вспоминаем пословицы, поговорки, крылатые выражения о пище.

– «Кашу маслом не испортишь».

«Щи да каша – кормилицы наши».

Каша с мёдом в объеденье.

Кушайте на здоровье!

– Уже с давних времён люди очень бережно относились к хлебу: нельзя было выбрасывать хлеб, сорить крошки (Бог неурожаем или голодом накажет).

– Если падала крошка, нужно было поднять её и съесть. Кусочек хлеба падал, его поднимали и целовали.

 

 

– Нельзя было есть хлеб за спиной другого человека (съешь его здоровье).

– Запрещалось оставлять недоеденный кусок хлеба на столе – иначе худеть будешь.

– Кисели раньше были несладкими. Делали их из овсяной и пшеничной муки.

«Киселём брюхо не испортишь».

«Царю да киселю места всегда хватит».

Отведайте на здоровье пшеничного киселя!

Дополняют дети.

 

А откуда пришли к нам выражения? «Уйти несолоно хлебавши», «Проще пареной репы»

 

 

– Раньше соль была дорогим продуктом, пищу готовили без соли. Часто хозяин сам солил гостям пищу. Порой он так старался выразить своё уважение какому-нибудь гостю, что пересаливал. А на дальнем конце стола соли иногда и вовсе не доставалось. Так он и уходил «несолоно хлебавши».

Картофеля ещё не было, его заменяла репа, которую ели в самых различных видах. С тех пор сохранилось выражение «проще пареной репы».

Дополняет учитель.

«Исследо-ватели».

3-я группа «Исследователи».

1. Рассмотри картинки.

2. Соотнеси предметы современного быта с картинками старины:

  • стиральная машина – корыто;
  • водопроводный кран – колодец;
  • кроватка для младенца – люлька;
  • банка для крупы – амбар (сусеки);
  • холодильник – погреб;
  • электрический утюг – рубель;
  • платяной шкаф – сундук.

В нашем музее тоже хранится волшебный сундучок. Давайте заглянем в него.

Предметные картинки.

«И когда наступала пора, бабушка доставала из заветного сундука волшебную куколку, разные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия».

Читает учитель.

5. Делаем «Берегиню».

Вот мы и попробуем сделать такую куколку. А называется эта кукла «Берегиня» Почему её так назвали?

– Изготовление куклы.

– Подведение итогов.

Каждый дом москвича славился своими умельцами. А где можно было представить свой товар? Конечно же, на торгу.

(Чтение стихотворения).

 

«На рассвете спит ещё столица,
Ещё ворота на засовах.
И площадь Красная пуста.
А через час в рядах торговых
Уже начнётся суета».

Читает учитель.

6. Работа с легоконструктором (совместно работает руководи-тель леготеки).

– Сейчас мы тоже станем участниками бойких торговых рядов. И поможет нам в этом легоконструктор.

Вводное слово руководителя леготеки:

– Какие товары привезли наши мастера на торги? (Посуда, игрушки, музыкальные инструменты, одежда).

– Разложите свой товар, уважаемые мастера. Принимайтесь за работу.

 

Процесс конструирования.

Фоновое музыкальное сопровождение: русские народные оркестровые мелодии.

Защита Легопроектов.

– Умельцы, покажите свой товар лицом, народ потешьте да позабавьте.

1-я группа – посуда. Сконструировали ковш-налевку, большую ложку, ковш-черпалку для воды, кружку (стопку), чугунок, берестяной короб (туесок), используя наборы LEGO DACTA «Мир вокруг нас» и «Строители LEGO».

1-й учащийся.

Заходи, не зевай,
Наш товар покупай:

(Далее каждый учащийся называет товар, который сам сконструировал).

Чугунки, горшки, деревянные ложки,
Ковши, кружки да плошки,
Берестяные туеса и лукошки.

2-я группа – игрушки. Сконструировали свистульку «Птичка», игрушку «Бычок-каталка» на 4-х колесах, каталки на палочке на 2-х колесах (зубчатая передача, ременная передача) «Колесики», «Меленки», волчок, используя наборы LEGO DACTA «Мир вокруг нас» и LEGO DUPLO «Первые механизмы».

2-й учащийся. (Волчок).

Всем необходима
Проходящим мимо
Детская игрушка –
Волчок да погремушка.

 

3-й учащийся. (Каталка на палочке).

Купи-ка, мамаша,
Для деточки вашей,
Чудо-каталку!
Она оживает в движении:
Смотрите, как вертятся «меленки».

4-й учащийся.

Крутятся расписные чашки, мелькает узор на колесах.
С этой игрушкой пусть
Он поиграет, повеселится,
Потешится, порезвится.

5-й учащийся. (Бычок-каталка).

Бычок на колесах!
Всем на удивление,
Детишкам в развлечение.
Дому вашему – плодородия и могущества.

6-й учащийся. (Свистулька-птичка).

Наша хата
Утехами богата –
Расчески-гребешки,
Свистульки-петушки…

Рисунок 3.

3-я группа – русский народный костюм. Сконструировали русскую красавицу в сарафане и кокошнике, использую набор мягких кирпичиков LEGO Soft.

7-й учащийся.

Подходите, подходите!
На сарафаны поглядите:
Красные, нарядные
С узорами тканными.

8-й учащийся.

Украшен цветною полосой да пуговицами оловянными. (Дети показывают все детали костюма на легомодели.)

9-й учащийся.

Радость цвета,
Чудо формы
Головной убор для Алены:
Кокошник, жемчугом расшитый,
И лента синяя в косе,
Косник вы приобретите.

Хором: Девушки, подходите!

Рисунок 4.

4-я группа – балалайка. Выполнили плоскостную модель в технике мозаика, используя конструктор LEGO DACTA «Строители LEGO».

Рисунок 5.

10-й учащийся.

Треугольная доска,
А на ней три волоска.
Волосочек – тонкий,
Голосочек – звонкий.

11-й учащийся.

Балалайка неказиста –
Три струны, а как поет.
Только песню заиграет,
Сразу сердце в плен берет.

Исполняют частушки с музыкальным сопровожде-нием.

7. Игра «Найди ошибку».

Сегодня на уроке вы вспомнили много интересного из жизни москвичей. А теперь давайте проверим ваши знания. Поиграем в игру на внимание «Найди ошибку».

  1. В древней Москве в избе простого москвича были : стол, лавки, книжный шкаф, печь, диван, сундук, кресло.
  2. На столе москвича в старину стояли: миски, горшки, бокалы, лежали ложки, вилки, салфетки.
  3. В старину московские ребятишки имели: свистульки, роботы, Барби, тряпичные куклы.

 

8. Подведение итогов.

Наше путешествие близится к завершению.

Скажите, ребята, что вам больше всего понравилось на уроке?

Благодарим детей за активную работу на уроке.

Урок закончен.

Рисунок 6.