Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности учащихся на уроке математики

Разделы: Математика


Задачи

  1. Образовательные:
    • знакомство с понятием «компланарные векторы»;
    • знакомство с правилом параллелепипеда;
    • изучение теоремы о разложении вектора по трем некомпланарным векторам.
  2. Развивающие:
    • формирование умения составлять опорный конспект по теме (что повторить, что изучить);
    • формирование умения составлять план изучения модуля (рассмотреть разные варианты);
    • развитие математической речи.
  3. Воспитательные:
    • воспитание инициативы и творчества;
    • воспитание ответственного отношения к учебному труду;
    • воспитание уважительного отношения к сверстникам.

Таблица 1. Предварительная подготовка к уроку

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Психолого-педагогическое сопровождение индивидуальной деятельности учащихся

  • Определение руководителей групп.
  • Оказание помощи в распределении учащихся по группам.

Распределяются для работы на 3 группы. Выбирают руководителя группы, согласуя свой выбор с учителем.

Руководителей групп и их состав определяю вместе с учащимися, учитывая их индивидуальные особенности и характер межличностных отношений:

  1. Кристина К. предпочитает работать в группе;
  2. Елена С. – лидер, организатор дел, она активизирует работу в инертной по составу группе;
  3. Настя У. – лидер в группе, хотя сама предпочитает работать индивидуально, но ей полезно выступить в роле организатора учебной деятельности, так как собирается стать учителем.
  • Распределение индивидуальных заданий для учащихся трех групп. Троим ученикам (Марии С., Татьяне В., Сергею К.) с целью развития самостоятельности предложено:
  • сделать презентации по темам модуля;
  • составить опорный конспект по теме и оформить его, используя возможности компьютера.

Консультирование по выполнению индивидуальных заданий.

Трое учащихся самостоятельно изучают новый материал, используя материал главы 4 (§ 1–3) учебника геометрии и диска «Уроки геометрии “Кирилла и Мефодия”» (урок № 33), создают презентации по темам или слайд-шоу.

При распределении тем учитываются диагностические данные познавательной сферы учащихся, их образовательные программы и желание.

Распределение индивидуальных заданий к уроку учащимся 2-й группы. Егору и Сергею предложено рассмотреть решение проблемных ситуаций в архитектуре и литературе с помощью векторов, но с позиции физики.

Егор Б. создает слайд «Памятник Петру Первому», Сергей С. оформляет слайд с басней «Лебедь, рак и щука» и ответом на вопрос: «Прав ли автор?»

К концу урока Сергей готовится продемонстрировать результаты своих исследований, используя возможности компьютера.

Учитываются индивидуальные интересы к физике, увлеченность техникой.

Предлагается обоснование различных видов заданий; обеспечивается осознанность и мотивация выбора.

Таблица 2. Ход урока

Время

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Психолого-педагогическое сопровождение индивидуальной деятельности учащихся

2 мин.

Мотивация учебной деятельности.

Раздает ½ ватмана (3 шт.), маркеры для оформления опорного конспекта или кластера по содержанию материала урока.

 

 

1) Предлагает посмотреть на слайд № 1 (приложение 5), подготовленный Сергеем С. (на слайде представлен сюжет басни) и ответить на вопросы. «Кто автор басни? Прав ли автор?» (Тексты вопроса записаны на доске).

Учащиеся высказывают предположения.

Ответить на поставленный вопрос предлагаю Алесе К., так как она предпочитает не афишировать свои знания (создание ситуации успеха), затем Наташе И., так как она неохотно высказывает свою точку зрения. Для активизации мыслительной деятельности необходима другая точка зрения, поэтому предлагаю ответить Александре С., так как она чаще всего выдвигает противоположную точку зрения и аргументирует ее. Стараюсь тем самым в обсуждение привлечь некоторых юношей, которые бывают пассивны на уроках.

2) Предлагает просмотреть слайд №2 (слайд подготовил Егор Б.; приложение 5) и ответить на вопросы. «Вы видите памятник Петру Первому скульптора Э. Фальконе «Медный всадник», который имеет лишь три точки опоры. Почему памятник не падает? На чем основывается устойчивость мостов, сводов зданий?»

(Текст вопросов приготовлен на доске).

Учащиеся высказывают предположения.

Среди всех желающих первой слово предоставляю Лейле Х. (она не стесняется высказывать свое мнение), затем спрашиваю Кристину К. (девочка обычно предлагает правильную версию), но не любит афишировать свои знания. На этот непросто вопрос попрошу ответить Сергея С., который отличается быстротой мышления.

Предлагает ответить на вопрос: «Как вы думаете, о чем пойдет речь на занятии?»

Учащиеся называют варианты.

Первое слово предоставляю Кате Ж., (у нее хорошо развита интуиция), затем спрашиваю Алесю К. (девочка часто просматривает названия тем, которые еще предстоит изучать) и всех желающих.

½ мин.

Организационный момент

Раздает каждому технологическую карту модуля (приложение 1), предлагает приготовить приложение к маршрутной книжке (приложение 2).

Выполняют задание учителя.

 

2 мин.

Целеполагание. Проблемные вопросы и задание.

1) Задает проблемные вопросы:

Как вы думаете: почему мы снова вернулись к теме «Векторы»?

Какие цели поставлены на уроке «Введение в модуль»?

1) Высказывают мнения, например:

  • «Мы изучаем раздел геометрии стереометрию, поэтому появились в теме вопросы, на которые в планиметрии не могли дать ответ»;
  • «Цель урока: вспомнить материал 8-го класса и изучить новые понятия и их применение в стереометрии и в других науках».

Первой отвечает Лена С., (девочка старается освоить материал на оценку «4» и просматривает материал по теории к следующему уроку). Дополняет ответ Сергей С. (у него неплохо развито логическое мышление, но высказывает он свое мнение на уроках неохотно).

2) Озвучивает творческое задание группе учащихся, которые самостоятельно изучали новый материал:

Из планиметрии известно, что если точка О – центр масс отрезка АВ, то справедливо
векторное равенство

Попробуете обобщить этот факт для пространства. Сформулируйте векторное равенство условия «О – центр масс треугольника АВС…» и докажите этот факт.

(Вывешивается на доске).

2) Осмысливают и выдвигают гипотезы, например:

«…справедливо векторное равенство

Первой слово представляю Марии С. (у девочки интуитивный стиль мышления), затем Сергею К. (мальчик тяготеет к логическому стилю мышления и быстро перерабатывает полученную информацию, отбирая рациональные версии (творческое воспроизведение)). Дополняет ответ Татьяна В. (девочка отдает предпочтение теоретической деятельности).

3) Раскрывает доску, на которой заранее вывешены вопросы для обдумывания и текст задания.

4) Раздает экземпляры вопросов группам.

 

Прошу Катю Ж., Наташу И. и Сашу С. высказать свое мнение по выступлениям учащихся на следующем этапе урока с целью активизации их внимания на уроке.

3 мин.

Организация учебной деятельности.

1) Дает указание к работе:

«На тему “Векторы” отводится 6 часов. Перед вами технологическая карта темы и основные требования к ЗУН-ам. (приложение 1 и приложение 2).

Сегодня на уроке – работа в группах.

Задание 1–3-й группам:

Слушая выступления ребят, составить кластер или опорный конспект по содержанию темы. Результат работы группы представить на ватмане.

Задание 4-й группе (3 человека): доказать векторное равенство для центра масс треугольника».

Распределяют виды деятельности между членами группы:

  • кто – генератор идей;
  • кто следит за временем;
  • кто оформляет;
  • кто представляет результат работы.

Руководителям групп предлагается заранее продумать:

  • кому первому предоставлять слово, кто дополняет (в зависимости от объема усвоения материала);
  • кто исполнит роль доводчика (видит логические связки);
  • кто представит отчет о работе.

Рекомендуется выступить каждому.

10 мин.

Изучение материала.

Дается установка на внимательное прослушивание выступлений учащихся, которые самостоятельно изучили новый материал и подготовили презентации по темам.

Выступают учащиеся:

  • Таня В. по теме «Векторы, их виды» (приложение 6);
  • Маша С. по теме «Операции с векторами» (приложение 7);
  • Сергей К. по теме «Разложение вектора на плоскости и в пространстве» (приложение 8).

Тема «Векторы, их виды» рекомендована Тане В. (она может переработать и усвоить небольшой объем информации).

Тема «Операции с векторами» предложена Марии С. (девочка может усвоить и переработать большой объем информации, применяя рациональные приемы работы с учебным материалом).

Тему «Разложение вектора на плоскости и в пространстве» выбрал Сергей К. сам (он предпочитает работать с теоретическим материалом, у него хорошо развито логическое мышление).

Скрыто контролирую работу групп и некоторых учащихся.

Все члены групп слушают выступления одноклассников, записывают основные понятия темы, устанавливают между ними связи

10 мин.

Осмысление материала.

Дает указание трем группам: «Вы можете использовать для работы учебник, приложение с требованиями к уровню усвоения материала по теме «Векторы в пространстве» (приложение 2).

Консультирует группы.

Работа в группах по материалам выступлений учащихся с привлечением учебника.

Учащиеся составляют кластер или опорный конспект по материалу темы и отвечают на проблемные вопросы.

Наблюдаю за включением детей в деятельность. Выпадает из работы Лейла Х., подхожу и выясняю: какие проблемы, что не понятно.

Наблюдаю за работой Кристины К., предложу перейти в 3-ю группу, так как она хорошо ориентируется в новом материале и ей необходима математика в дальнейшем.

Консультирует учащихся 4-й группы по выполнению творческого задания.

Учащиеся 4-й группы доказывают векторное равенство для центра масс треугольника –

(разложение по трем некомпланарным векторам).

Роль лидера берет на себя Маша С. (девочка – рационал, предпочитает творческую работу), генератором идей является Сергей К. (мальчик – логик, у него хорошо развито пространственное мышление), а оформляет решение Татьяна В., являясь при этом критиком идей.

Таня В. испытывает трудности, помогаю ей применить правила сложения и вычитания векторов в стереометрическом рисунке.

5 мин.

Рекомендует обратить внимание:

  • на классификацию векторов в пространстве, в связи с новой терминологией;
  • на связь между правилом параллелограмма и правилом параллелепипеда.

Представитель от каждой группы демонстрирует опорный конспекта по теме.

От каждой группы выступает ученик, (чаще всего или генератор идей или оформитель)

Учащийся 4-й группы представляет свой вариант опорного конспекта (приложение 9).

Учащиеся, готовясь к уроку, составляли свой вариант опорного конспекта.

Логические связки между понятиями лучше всего получились у Сергея, а расположение на листе удачнее было у Тани; учли предложения Маши об удалении лишней информации. Оформил на двух листах формата А3 Сергей К. (мастер по оформлению на ПК).

2 мин.

Организует подведение итогов защиты конспектов

Обсуждают варианты опорных конспектов 1–3-й групп.

От каждой группы выступают оппоненты.

Первыми выступают члены групп, руководители групп, дополняют.

Контролирую логические связки содержания темы в опорных конспектах.

Раздает опорный конспект, заранее подготовленный 4-й группой, каждому учащемуся (приложение 9).

Знакомятся с текстом.

3 мин.

Организует обсуждение ответов на проблемные вопросы, над которыми работали группы.

1) На вопрос «Прав ли баснописец Крылов?» дайте краткий ответ.

Каждая группа отвечает на вопрос.

Предоставляю слово члену группы, который не выступал на уроке.

В заключение выступает Сергей С., предварительно подготовивший к уроку слайд на компьютере. Он обращает внимание на неоднозначность ответа на поставленный вопрос и объясняет почему.

В ходе подготовки к уроку Сергей (я его попросила сканировать иллюстрацию к басне) задал мне этот вопрос: «А прав ли баснописец Крылов?», который возник у него еще в 7-м классе. Я ему предложила ответить, используя правило нахождения результирующей сил, приложенных к телу. Он охотно согласился.

2) «В чем секрет устойчивости памятника?»

Отметьте на доске в опорном конспекте раздел темы, который поможет ответить на вопрос.

Представитель группы отмечает магнитом раздел темы.

Предоставляю слово ученику, который не выступал на уроке.

Дает установку на прослушивание выступления по доказательству векторного равенства: «Этот факт вы можете использовать при решении задач на разложение вектора по трем некомпланарным векторам».

Учащийся 4-й группы доказывает векторное равенство для центра масс треугольника.

Учащиеся, слушая выступление, делают рисунок и записывают векторное равенство для центра масс треугольника.

Ребята сами решают, кто будет выступать. Сергей К. охотно согласился (он работает над совершенствованием своей устной математической речи), он может быстро сориентироваться и ответить на дополнительные вопросы. Успешно может выступить с защитой Мария С., а Татьяна В. – интроверт, не обладает быстротой мышления («тугодум»), ей необходима длительная подготовка к защите.

1 мин.

Подведение итогов урока.

Организует обсуждение итогов урока.

Каждый оценивает свою работу, затем руководители групп организуют оценивание работы в группах (++, +, +-, -). Представитель от группы высказывает итоги обсуждения.

Отметить творческий подход в подготовке к уроку, положительные достижения учащихся, успех тех, для кого это особенно важно. Наблюдаю за позицией лидеров, чтобы каждый мог высказаться.

1 мин.

Домашнее задание.

Предлагает открыть технологическую карту (приложение 1) и просмотреть примерный план изучения модуля.

«На втором уроке вы сдаете зачет по теории, согласно требованиям к уровню усвоения знаний на «3», «4», «5» (приложение 2). Обратите внимание на лист контроля по теме, представленный на стенде «Сегодня на уроке» (приложение 3)».

Предлагается записать домашнее задание.

Учащиеся знакомятся с технологической картой и требованиями к уровню усвоения знаний на «3», «4»,»5».

Учащиеся выбирают сами уровень теоретической подготовки в соответствии со своими возможностями и образовательными планам и при выполнении домашнего материала.

Даю советы тем, кто выбирает задания не по силам, на пример: Л. Х., Л. Р.

Учащиеся записывают домашнее задание к следующему уроку: подготовиться к зачету по материалу главы 4 (§ 1-3, прил.2)

Проверяю выбор заданий теми, кто занижает свои способности (К.К., С.С., Е.Б.), советую выбрать дополнительное задание К.С., А.К., Л.С., Е.Б.

Предлагает задание на дополнительную оценку «5» (срок – 2 недели) темы для исследовательской деятельности.

Форма представления результата исследований – любая.

Предлагается список литературы для подготовки (приложение 4).

Учащиеся выбирают темы исследований:

  • История возникновения понятия «вектор».
  • Применение векторов в науке и технике.
  • Векторный способ решения задач.

Тему «История возникновения понятия “вектор”» предлагаю Лене С, она – гуманитарий, математика ей нужна для общего развития, она старается иметь оценку «4» по геометрии.

Тему «Применение векторов в науке и технике» выбрал Егор Б. (из 2-й группы, он готовится к экзамену по физике).

Тему «Векторный способ решения геометрических задач» предлагаю Сергею К. (ему необходим хороший балл ЕГЭ по математике).

2 мин.

Рефлексия деятельности.

Предлагает в опорном конспекте, который выдали, отметить:

  • что поняли хорошо – знаком (+);
  • над чем еще надо поработать дома и на уроках – знаком (±);
  • что не поняли – знаком (-).

Отмечают уровень усвоения нового материала темы.

Определяю темы и вопросы, на которые необходимо обратить больше внимание на следующих уроках, а также правильно сформировать группы на практикум по решению задач. Наблюдаю, как работает Лена С., так как планирую предложить ей роль руководителя группы (она выбрала профессию учителя).

Предлагает сдать опорные конспекты.

Руководители групп собирают опорные конспекты.

 

Задает вопрос: «Где используется тема “Векторы”?»

Высказывают свои мнения, например:

  • в физике при нахождении равнодействующей сил, приложенных к телу;
  • в архитектуре при определении устойчивости мостов и зданий;
  • в науке и технике;
  • в математике для доказательства и решения задач.

Предоставляю слово ученику группы, который не выступал на уроке. Затем предложу ответить учащимся, которые интересуются техникой, физикой.

1 мин.

Общее подведение итогов.

Делает заключение по уроку: «Таким образом, на 1-й вопрос: “Прав ли баснописец Крылов?” – мы ответили, а на вопрос: “В чем секрет устойчивости памятника Петру Первому?” – нам ответит Егор Б. на одном из следующих уроков.

 

Егор Б. занимается дополнительно на курсе по физике, это поможет ему подготовиться к выступлению.

Библиографический список.

  1. Епишева О. Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. – М: Просвещение, 2003.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М: Народное образование, 1998.
  3. Чернявская А. П., Байбородова Л.В. Образовательные технологии : Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2005.