Обучение и воспитание предполагают
собственную деятельность учащихся
в процессе усвоения ими многообразны
духовных ценностей.
В.В.Давыдов.
Опыт работы показывает, что реализация современных целей образования возможна только в деятельности самого ребенка.
Одним из уроков деятельностного метода является урок открытия новых знаний.
Цели урока открытия нового знания:
- Развивающая цель: формирование способностей учащихся к новому способу действия.
- Обучающая цель: расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов.
Уроки открытия новых знаний имеют следующую структуру.
- Этап самоопределения к деятельности.
Цель: включение учащихся в учебную деятельность.
Для этого необходимо: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (хочу), исходя из решенных ранее задач, выделить область изучаемого материала, создать ориентировочную основу действий (могу). - Этап актуализации знаний и фиксации затруднения в деятельности.
Цель: подготовка мышления учащихся и осознание их потребности к построению нового способа действий.
Для этого необходимо: воспроизвести знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий; активизировать соответствующие мыслительные операции, внимание, память; попытаться выполнить индивидуальное задание, требующее нового способа действия; зафиксировать возникшее затруднение. - Этап постановки учебной задачи.
Цель: выявление места и причины затруднения и постановка цели урока.
Для этого необходимо, что бы учащиеся: соотнесли свои действия с используемым способом и определили место затруднения; выявили и зафиксировали в речи причину затруднения; поставили цель деятельности и предложили свои варианты формулировки темы урока, которую учитель может уточнить. - Этап построения проекта выхода из затруднения.
Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся: выбрали метод построения нового способа действий; на основе выбранного метода выдвигали и обосновывали гипотезы; использовали предметные действия с моделями, схемами; зафиксировали новый способ действий в речи и знаково; преодолели возникшее затруднение с помощью нового способа действия. - Этап первичного закрепления во внешней речи.
Цель: усвоение учащимися нового способа действия.
Для реализации этого необходимо, чтобы учащиеся решали типовые задания на новый способ действия с проговариванием вслух определения, алгоритма, свойства. - Этап самостоятельной работы и самопроверкой по эталону.
Цель: интериоризация нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха.
Для этого необходимо: организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый способ действия; организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону; создать ситуацию успеха, для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность для выявления причин ошибок и их исправления - Этап включения в систему знаний и повторения.
Цель: включение нового способа действий в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
Для реализации этого необходимо: предлагать учащимся задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученным; системно включать задания на тренировку и доведение до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных способностей, на коррекцию ошибок, на подготовку к изучению следующей темы. - Этап рефлексии деятельности.
Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Для этого необходимо: организовать рефлексию и самооценку учениками деятельности на уроке; фиксировать учащимися степень соответствия результатов деятельности и поставленной цели; планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора).
Цель:
- Сформировать способность к делению степеней с одинаковыми основаниями.
- Повторить и закрепить умножение степеней с одинаковыми основаниями.
Демонстрационный материал.
1. Задания для актуализации знаний
1. Представьте в виде степени произведение:
- 3∙3∙3∙3;
- (a-b)(a-b)(a-b)(a-b)(a-b);
- a∙a∙a∙a∙a∙b∙b∙b;
2. Выполните действия:
- x2 ∙х3
- а4∙а12∙а51
- n4∙n∙n10
- 25∙24
- 3∙33
3. Замените * степенью с основанием bтак, чтобы выполнялось равенство
- b3∙*=b11
- *∙b21∙ b11=b40
4. Запишите частное в виде дроби:
- 6 : 7;
- (а∙а∙а∙а∙а): (а∙а∙а)
Сократите получившуюся дробь
5. Выполните действия:
- 25 : 22;
- 38 : 35.
2. Эталоны
- а1 =а
- аn:аm=an+m
- Если а≠0 и n,m , такие, что n>m то справедливо равенство an:am=an–m
Раздаточный материал
Образец решения самостоятельной работы
№ 574 (а, б)
а) а12: а10: а = а12–10–1= а;
б) b45: b15: b29 = b45–15–29 =b;
№ 575 (а, б)
а) (a –b)3: (a – b)2 =(a –b)3–2 = (a – b);
б) (z + r)13: (z + r)8: (z + r)2 = (z + r)13–8–2 = (z+ r)3;
№ 577 (б)
б) = 0,67: 0,65 = 0,67–5= 0,62 = 0,36
Образец выполнения № 584 (а)
1. Самоопределение к деятельности.
Цель: включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока: продолжить работу над свойствами степеней.
- Здравствуйте, ребята! Какие действия со степенями мы научились выполнять. (умножение степеней с одинаковыми основаниями)
- Как вы думаете, какой следующий шаг в познании свойств степеней мы должны сделать? (Как делятся степени с одинаковыми основаниями)
- Правильно! Молодцы! Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению свойств степеней с одинаковыми основаниями.
2. Актуализация к деятельности
Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: деления степеней с одинаковыми основаниями; актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: анализ, обобщение, сравнение; зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность знаний.
1. Представьте в виде степени произведение:
- 3∙3∙3∙3;
- (a-b)(a-b)(a-b)(a-b)(a-b);
- a∙a∙a∙a∙a∙b∙b∙b;
2. Выполните действия:
- х2 ∙х3
- а4∙а12∙а51
- n4∙n∙n10
- 25∙24
- 3∙33
3. Замените * степенью с основанием b так, чтобы выполнялось равенство
- b3∙*=b11
- *∙b21∙ b11=b40
4. Запишите частное в виде дроби:
- 6 : 7;
- (а∙а∙а∙а∙а): (а∙а∙а)
Сократите получившуюся дробь
5. Выполните действия:
- 25 : 22;
- 38 : 35.
3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство знания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности; согласовать цель и тему урока.
- Какое задание вы должны были выполнить в последних примерах? (разделить две степени с одинаковыми основаниями)
- Почему вы не смогли его выполнить? (или выполнили неправильно)
(Не умеем делить две степени с одинаковыми знаменателями)
- В чем затруднение? (не знаем правило деления двух степеней с одинаковыми основаниями)
- Какая задача встала перед нами? (узнать правило и построить алгоритм деления двух степеней с одинаковыми основаниями)
- Сформулируйте тему урока. (деление степеней с одинаковыми основаниями)
- Молодцы!
- Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Учитель записывает тему на доске.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для построения проекта выхода их затруднения; зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.
- Какая задача стояла перед нами?
25:22
- Чем можно заменить знак деления? (дробной чертой)
25:22= ;
- Замените степени произведением одинаковых множителей.
- Можно ли сократить эту дробь? (да)
- Сократите. Что получилось в результате?
2•2•2
- Замените произведение степенью. Какой получился результат?
23
- Молодцы!
- Выполните деление во втором примере.
- Что общего в этих случаях?
(Основания делимого и делителя одинаковые, показатель делимого больше показателя делителя).
- Что получили в результате? (из показателя делимого вычитается показатель делителя)
- Сформулируйте закономерность , то справедливо равенство
- Попробуйте сформулировать высказывание, используя слова ЕСЛИ, ТО
Если a ≠ 0 и таких, что n>m, то справедливо равенство
- Где условие, а где заключение?
- Молодцы!
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
№ 573 (а,б) один ученик с проговариванием правила
Х7:Х4 = Х7–4 = Х3
У16:У12=У16–12=У4
№577 (а,б)
=(- 0,2)4 = 0,0016
6. Самостоятельная работа с проверкой по образцу.
Цель: проверить свое умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
№ 574 (а,б)
№ 575 (а,б)
№ 577 (б)
Делают работу самостоятельно, проверяют по образцу, исправляя ошибки.
7. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: тренировать навыки нового содержания совместно с ранее изученным.
№ 583 (а,б)
№ 584 (а) – самостоятельно с проверкой по готовому образцу.
8. Рефлексия деятельности
Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность; зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; обсудить и записать домашнее задание.
- Что нового узнали на уроке?
- Мы достигли поставленной цели?
- Поднимите руку те, кто
- понял тему и правильно выполнил все задания
- понял тему, но ещё бывают ошибки, над которыми надо поработать дома.
- не понял тему, надо ещё поработать
Домашнее задание: 17. Доказательство свойства в общем виде по выбору.
№№ 576 (в,г), 578 (в,г), 584 (в,г)