Цель:
- Расширить представление учащихся о рабстве, помочь им осознать положение рабов в Древнем Риме.
- Формировать непримиримое отношение к угнетению человека человеком.
- Развивать у школьников умения самостоятельно работать с текстом учебника, критически анализировать информацию.
Стадия Вызова
1. Прием «Незавершенное предложение»: Римский ученый Варрон писал: «Теперь я буду говорить, какими орудиями труда обрабатываются поля. Эти орудия бывают трех видов: немые — повозки, лопаты, плуги; мычащие — быки и говорящие- ...». Как вы думаете, что это за говорящие орудия?
2. После обмена мнениями в центре доски фиксируется ключевое слово темы урока – Рабство.
3. Прием «Создание кластера». Учитель предлагает детям вспомнить все, что им уже известно о рабстве:
- Что вы можете сказать об источниках появления рабов?
- Как обычно содержались рабы?
Все соображения учащихся фиксируются на доске в виде кластера (приложение 1).
В ходе заполнения кластера учитель предлагает авторам версий аргументировать свою точку зрения: «Почему ты считаешь, что раб мог быть врачом?» Затем выясняется мнение всего класса: «Кто согласен с этим мнением?» Кто возражает? Кто сомневается?» Таким образом формируется информационный запрос: «Как было на самом деле? Кто из нас прав?»
Стадия Содержание
1. Прием «Чтение с пометками», таблица «ИНСЕРТ». Учащиеся индивидуально читают пункты 1,2,3 параграф 49 учебника, делая по ходу чтения пометки: «V» - знал раньше, «+» - узнал новое, «?» - есть вопросы.
2. Заполнение таблицы «ИНСЕРТ». После того как текст прочитан, учащимся предлагается занести данные в таблицу.
«+» - узнал новое |
«V» - знал раньше |
«?» - есть вопросы |
|
|
|
|
|
|
3. Сделанные записи учащиеся обсуждают в парах.
Стадия Рефлексии
1. Учитель организует обсуждение записей, сделанных учениками в первых двух колонках, опрашивая 3-4 человек. Колонка «Есть вопросы» также обсуждается в классе, однако отвечает на вопросы не учитель, а сами ученики. Вопросы, оставшиеся без ответа, остаются в качестве домашнего задания. Учитель знакомит детей со списком литературы, где могут содержаться ответы на вопросы учащихся.
2. Учитель предлагает детям вернуться к кластеру, исправить и дополнить его с учетом новой информации. Каждый ученик составляет свой кластер индивидуально, затем представляет свою работу в паре. Отдельные ученики комментируют свои схемы перед все классом.
Домашнее задание
1. Обязательная часть.
Учитель читает отрывок из стихотворения М. Лермонтова «Умирающий гладиатор»:
Ликует буйный Рим... торжественно гремит Рукоплесканьями широкая арена: А он - пронзенный в грудь - безмолвно он лежит, Во прахе и крови скользят его колена...
Человек весь в крови, умирает, а трибуны ликуют. Что это театральное, представление или реальное убийство?
После того, как дети высказали свои предположения, учитель предлагает проверить их, прочитав дома п.4 параграф 49, а также выяснить, что по этому поводу думает автор учебника.
2. Вариативная часть.
Подготовить сообщения по вопросам, оставшимся без ответа.