Управленческий аспект использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе

Разделы: Администрирование школы


Информатизация образования – это сложный многоуровневый процесс, который нельзя свести к снабжению школ компьютерами, электронными учебниками и подключению к Интернету. В настоящий период времени необходимо рассматривать и развивать содержательную сторону использования технических средств.
Истинным критерием эффективности использования новых информационных технологий в образовательном учреждении должно стать не количество компьютеров, а наличие единого информационного образовательного пространства, цель которого – повышение эффективности учебного процесса и управления системой образования. 
Таким образом, главная задача информатизации – вовлечь в нее максимальное количество субъектов учебно-воспитательного процесса:

  1. администрация школы – автоматизировать систему всех видов отчетности, проводить постоянный мониторинг успеваемости и обученности учащихся, контролировать учебно-воспитательный процесс;
  2. учитель-предметник – может использовать дидактическую и методическую базу по своему предмету и смежным дисциплинам; видеть результативность своей работы; благодаря электронной библиотеке, компенсировать недостаток  литературы, наглядных пособий;
  3. классные руководители – более качественно подготовиться к родительским собраниям и классным часам, воспользовавшись результатами обученности класса и каждого ученика в отдельности;
  4. учащиеся – пользоваться электронной библиотекой, Интернетом, получать по итогам года личную карточку со своими достижениями;
  5. родители – получать полную и достоверную информацию об успеваемости ребенка, достижениях класса, школы, о проводимых мероприятиях, о дополнительных образовательных услугах, о результативности работы каждого учителя.

Объединение современных информационных технологий с массовой информатизацией учреждения образования и развитыми глобальными сетями позволяет организовать единое информационное пространство, открывающее абсолютно новые возможности в совершенствовании способов и методов управления школного учреждения, в организации контроля и управлении качеством образования.
В данном работе представлены материалы, посвященные проблеме информатизации учебно-воспитательного процесса, которые являются обобщением опыта работы коллектива Первого городского общеобразовательного лицея города Петропавловска Северо-Казахстанской области. Изначально это направление работы было определено в лицее как приоритетное, поскольку информационная образовательная среда позволяет развивать и формировать когнитивно-личностные компетентности, которые необходимы каждому человеку для активного участия в жизни современного информационного общества.
Параллельно встал вполне логичный вопрос об управленческом аспекте информационной среды, который предполагает организацию сетевого взаимодействия внутри школы, распределение ресурсов локальной сети и доступа в Интернет с целью повышения качества образования.
Информатизация УВП предполагает:

I. Информатизацию обучения:
I.1. телекоммуникации
I.2. оснащение средствами информатизации

II. Информатизацию управления УВП:
II.1. Оперативное управлении
II.2. Стратегическое управление

I. Информатизация обучения
Телекоммуникации
Перед лицеем стояла задача формирования информационной культуры у всех учащихся и сотрудников, переход в новое качество, соответствующее современному состоянию социума не только по своим целям, но и по своей структуре. Для достижения этих целей в лицее была разработана программа информатизации, которая основывалась на широких возможностях компьютеров, объединенных в корпоративную электронную сеть .

Корпоративная сеть была создана в 1997 году. На первом этапе в электронную сеть были включены компьютерные классы. В 2000 году классы были объединены под управлением центрального компьютера, создан лингвистический компьютерный класс. В период с 2001 по 2007 год информационная сеть лицея расширялась, включая в себя не только учебные классы, но и управленческие структуры.
По плану информатизации в лицее созданы компьютеризированные рабочие места учителя. 35 кабинетов лицея оснащены мультимедийными комплексами, которые включают компьютер, телевизор с возможностью демонстрации с компьютера, видеомагнитофон. Почти все компьютеры имеют выход в Интернет.
На данный момент в лицее в единой локальной сети работает порядка 100 компьютеров, 3 из которых являются серверами. На Internetсервере установлена программа, позволяющая всем пользователям локальной сети пользоваться сетью «OkyNet.kz». Два других сервера предназначены для доступа всех желающих к общей информации, используемой в образовательном процессе. При проведении открытых уроков, видео конференций с использованием сети Internet, используется второй выход в сеть, с более высокой скоростью.
Структура корпоративной сети
Для того чтобы управлять и, в частности, управлять качеством образования в школе, необходимо было найти новые подходы к информационному обеспечению управления. В результате длительной работы сформировалась группа информационно-педагогических технологий (ГИПТ), основной принцип работы которой адресность и гласность. В состав группы входят 5 человек: руководитель ГИПТ, 2 менеджера компьютерной сети, программист, инженер ТСО.
Работа осуществляется в техническом центре, который предназначен для сопровождения учебного процесса: подготовки аудио-, видео-, печатных материалов, размещение их в единой лицейской локальной сети. В распоряжении технического центра находятся 7 компьютеров, в том числе центральный («сервер»), цветной и лазерный принтер, сканер, видео- и аудиоустройства для записи и воспроизведения, устройство для оцифровки аудио- и видеоматериалов. Для каждого участника процесса информатизации необходим информационный поток, учитывающий его потребности и особенности. Формирование информационного потока – основная задача ГИПТ.
В лингвистическом центре

проходят уроки государственного, английского и русского языков. По каждому из предметов педагоги лицея разработали систему обучающих и контролирующих тестов. В кабинете идет постоянное освоение и внедрение современных программ.
Психологи лицея тесно связаны с компьютерными классами, в которых проводится тестирование учащихся .

Результаты компьютерного тестирования записываются в центральном компьютере. Этой информацией для анализа, статистики, могут пользоваться все субъекты информационной образовательной среды с любого компьютера, находящегося в электронной сети лицея. Целью психологического компьютерного тестирования является выявление особенностей познавательной, мотивационной, личностной, социальной сфер лицеистов. Результаты диагностического минимума используются для проведения педконсилиумов, коррекционно-развивающей работы, индивидуальных и групповых консультаций учащихся, в работе с родителями, для диагностики успешности адаптационного периода. Данная работа систематизирована и проходит в соответствии с годовым графиком.
В 2004 – 2005 учебном году была разработана программа «Управление библиотекой». В лицейской библиотеке установлен компьютер, содержащий значительный оцифрованный фонд, используемый с помощью Интернета и локальных сетей, любая часть которого может быть перенесена на другие носители цифровой информации. Для педагогов это не только удобная возможность использования необходимой информации, но и важное средство создания предметно-ориентированной среды.
По плану информатизации в 35 кабинетах лицея созданы компьютеризированные рабочие места учителя ,

оснащенные комплексами, в которые входят: мультимедийный компьютер, телевизор с возможностью демонстрации с компьютера, видеомагнитофон, аудиомагнитофон, принтер. Учитель имеет возможность демонстрировать электронные наглядные пособия, авторские программы, электронные учебники, собирать дидактический материал в электронном виде. Почти все компьютеры имеют выход в Интернет.
Сервер играет связующую роль со всеми звеньями корпоративной электронной сети, отвечает за хранение, обработку и распределение доступной информации всем участникам электронной сети.
Субъекты информационной образовательной среды Первого городского общеобразовательного лицея взаимодействуют, дополняют друг друга и представляют единую целостную среду.
II. Информатизация управления УВП.
Одной из составляющих информатизации учебно-воспитательного процесса является управленческий аспект, включающий в себя  оперативное и стратегическое управление.
Оперативное управление строится на базе данных обучающихся и сотрудников лицея.
Электронная база данных учащихся включает в себя:

  • «Данные по учащимся» (ФИО, год рождения, пол, национальность, класс, профиль обучения)
  • «Психологический портрет лицеиста». Содержит результаты всех тестирований, проведенных в лицее. Целью психологического компьютерного тестирования является выявление особенностей познавательной, мотивационной, личностной, социальной сфер. Результаты диагностического минимума используются для проведения педконсилиумов, коррекционно-развивающей работы, индивидуальных и групповых консультаций учащихся, в работе с родителями, для диагностики успешности адаптационного периода .

  • Программа «Статистика успеваемости» включает в себя текущую успеваемость учащихся по изучаемым предметам. Ресурс доступен для администрации, педагогов, учащихся и их родителей. Программа статистического анализа предназначена для динамического анализа успеваемости учащихся, принятия управленческих решений с целью создания оптимальной для лицея рейтинговой системы и повышения качества образования .

  • Медицинская карточка учащегося содержит медицинские данные учащегося

База данных учителей содержит информацию о педагогах лицея: анкетные данные, сведения об образовании, курсовой переподготовке, стаже, категории, нагрузке.
Виртуальный методический кабинет включает в себя: график аттестации и переподготовки педагогических кадров, карта передового педагогического опыта учителей лицея, комплекс методических материалов, составленных педагогами лицея, информацию о печатных изданиях членов предметных методических комиссий с краткой аннотацией их содержания, полезные on-line ссылки.
Портфолио учителя – это индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования. Электронное портфолио, в отличие от бумажного варианта, позволяет строить различные визуализации – сводные таблицы, диаграммы, графики, создавать презентации и т.д. Материалы электронного портфолио легко редактируются и совершенствуются. Электронное портфолио учителя – это целостность, представляющая совокупность различных блоков, таких как: портрет учителя, достижения, педагогический опыт, квалификация, результаты работы с учащимися.  
Разработка модели электронного портфолио является одной из технологий, позволяющей  управлять качеством образовательного процесса в целом и индивидуальным прогрессом учителя, оперативно взаимодействовать с педагогом.
Для организации электронного документооборота на файловом сервере создаются общие папки, которые  используются для обмена. Внутри папки организуется достаточно логичная структура вложенных папок, таких как «Входящие документы ГорОО», «ЕНТ – 2008», «Расписание», «Архив» и т. д. Есть среди них папка «Обмен», в которой, в свою очередь, располагаются папки участников обмена. Дальнейшие действия очень просты: для передачи документ копируется в папку «Обмен» нужному адресату .

Таким образом, сформированный программный продукт позволяет создавать единый блок данных по лицею, осуществлять выборку по запросу, получать полную, достоверную информацию по школе, решать задачи планирования, отслеживать результаты, обеспечивать контроль за организацией УВП, унифицировать процесс формирования штатного расписания и составления тарификации, выполнять стандартные формы отчетов.
Стратегическое управление
Главная задача стратегического управления – влияние на процесс повышения качества образования. Информационные технологии значительно расширяют творческие возможности педагога, заставляют его использовать такие методические приемы, которые без них не возможны. Учитель развивается, его развитее становится неотъемлемой потребностью его самого, его учеников, а, значит, и всего лицея.
Научно-методическая работа – это, в первую очередь, программно-методическое обеспечение учебных занятий по предмету. Первыми в эту работу включились педагоги начального звена. Итогом работы в этом направлении стало:

  • создание компьютеризированных рабочих мест,
  • объединение компьютеров начальных классов в локальную сеть,
  • создание электронных методических пособий, доступных всем пользователям сети.

Опыт работы учителей начальных классов убедил, что наличие локальной сети позволяет:

  • систематизировать работу учителя-предметника,
  • обмениваться методическими материалами внутри сети,
  • качественно, быстро и доступно обеспечивать педагогический коллектив необходимой информацией,
  • осуществлять выход в сеть Okynet.kz и Интернет с рабочего места учителя.

В результате учителя в своей деятельности стали активно использовать программные средства первого уровня сложности: текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, средства создания компьютерных презентаций, энциклопедии и справочники, электронные учебники, а также средства работы с базами данных.
Использование электронных учебников изменило приемы, формы и методы ведения уроков. Они в большей степени стали соответствовать современным требованиям. С появлением современных компьютеров и программного обеспечения интегрированные уроки стали органично входить в программный учебный материал, позволили разорвать стереотипы мышления, осуществить нестандартный подход к получению знаний, расширить кругозор учащихся.
Опыт работы учителей начальных классов в 2006 году был одобрен институтом повышения квалификации.
На сегодняшний день педагогическим коллективом лицея обобщен опыт совершенствования методики современного урока по следующим проблемам:

  • Размещение методических материалов в лицейской сети и их использование на уроке.
  • Использование Интернет – ресурсов при подготовке и проведении урока.
  • Использование информационных технологий на этапе объяснения нового материала.
  • Использование информационных технологий на этапе закрепления.
  • Самостоятельная работа лицеиста и возможности информационных технологий.
  • Применение интерактивной доски на разных этапах урока.

В новых условиях меняется труд учителя и ученика:

  • компьютер из объекта изучения быстро превращается в инструмент познания,
  • все педагоги становятся обладателями практически любых методических пособий и учебников, таким образом, снимается вопрос информационного голода,
  • при соответствующем навыке происходит очень быстрое комплектование урока аудиовизуальной поддержкой,
  • решается проблема хранения накопленного опыта,
  • опыт одного учителя – достояние всех,
  • разработанные методики легко совершенствуются коллегами под себя,
  • повышается оперативность связи с родителями,
  • все учащиеся заняты активной самостоятельной деятельностью под контролем компьютера.

Сегодня мы готовы, в том числе и благодаря информационным технологиям, к профильному обучению по многим направлениям: математическому, физическому, физико-математическому, химико-биологическому, лингвистическому.
Еще один новый путь в повышении педагогического мастерства посредством информационно-педагогических технологий – сетевое взаимодействие:

  • система электронных образовательных ресурсов. У каждого педагога имеется картотека видео-, аудиоматериалов, дисков, помогающих учителю решать поставленные на уроке задачи. Учителя на своих уроках используют готовые компьютерные диски, электронные приложения, которые можно приобрести в торговой сети, а также различный материал из Интернета. Помимо этого педагогами лицея самостоятельно разработана серия электронно-методических пособий, которые активно применяются на уроках. Кроме методических материалов педагогов лицея электронная база содержит: электронные сборники задач, упражнений, тестов, позволяющие учащимся работать над полученным заданием без использования бумажных носителей. В результате многолетнего плодотворного сотрудничества математиков лицея с оргкомитетом международного математического «Турнира городов» лицей был награжден электронной версией полного издания журнала «КВАНТ» за предыдущие годы, который, как и аналогичные издания, включен в систему электронных образовательных ресурсов.
  • Ежемесячное размещение материалов в сети «Okynet.kz» дает возможность представить свой опыт широкому кругу общественности.
  • Международное сотрудничество. В течение трех последних лет лицей активно сотрудничает с издательским домом «1 сентября» (г. Москва). Педагоги  и лицеисты принимают участие в большинстве проектов представленных на сайте.
  • Дистанционные курсы повышения квалификации МГУ им. Ломоносова
  • Фестиваль исследовательских и творческих работ «Портфолио»
  • Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

С целью повышения качества образования администрация лицея использование процесса информатизации связала и с проведением мониторинга результативности учебной работы, как составляющей диагностики управления.

  • программа предметного тестирования, разработанная программистами лицея, предназначена для контрольного, тренировочного тестирования учащихся, а также отработки навыков работы с тестовыми заданиями. Программа содержит тесты по основным предметам, которые могут быть выбраны преподавателем в любом порядке и сочетании, включать комплексные тесты, тесты на время и т. д. Результаты тестирования могут записываться в базу данных .

Используя информационные технологии, мы можем контролировать процесс, а не учителя, приобретать обратный информационный канал, благодаря которому можно своевременно вносить коррективы, обновлять и конкретизировать задачи подразделениям. Но только при одном условии – показатели для контроля должны выражаться цифрой. Только цифра сможет определить темпы прогресса и наоборот. Следовательно, наиболее актуальной и перспективной является программа «Мониторинг качества образования» .

Данная программа позволяет:

  • вводить полученные результаты в базу данных по каждому учащемуся в отдельности,
  • вычислять средний балл по классу, группе, параллели,
  • проводить сортировку по заданным критериям,
  • проводить сравнение результатов каждого учащегося в отдельности, группы, класса, параллели,
  • строить диаграммы по имеющимся данным. 

Программа мониторинга используется при подготовке учащихся 11-х классов к ЕНТ, в 9-х классах к ПГК, при определении профиля обучения в 9-х классах, при проведении административного тестирования в профильных классах. Используя данную программу, администрация лицея оперативно принимает меры по выявлению и решению проблемы повышения качества образования.
В лицее разработана программа «Учитель глазами ученика» .

Учащиеся 8 – 11 классов в конце каждого года оценивают своих преподавателей, выставляя оценку от 2 до 5 баллов, по 14 критериям. Тестирование полностью анонимное. Результаты заносятся в базу данных и обрабатываются. Каждому педагогу выдается результат анкетирования, что способствует рефлексии учителя по своей профессии.
С помощью разработанной программы «Психологический климат в коллективе» психологи лицея проводят диагностику уровня сформированности класса как коллектива .

При многократном исследовании данная методика позволяет проследить динамику развития коллектива. Тест проводится как на группе учащихся, так и на классе и лицее в целом. Исследования проводится ежегодно. Результаты текущего года сравниваются с показателями прошлых лет. На основании этого проводится мониторинг воспитательной работы на протяжении нескольких лет.
В целом информационные технологии позволяют при анализе УВП на любом учебном промежутке и по итогам года использовать объективные данные, делающие этот процесс более оперативным, демократичным и результативным.
Лицей – учебное заведение для учащихся с высокой учебной мотивацией. Использование информационных технологий способствует развитию познавательной активности лицеистов посредством участия в on-line проектах.
Ежегодно информационное пространство лицея  значительно расширяется посредством участия в дистанционных конкурсах, олимпиадах и фестивалях. Наиболее плодотворным оказалось сотрудничество с Ярославским центром телекоммуникаций и информационных систем в образовании: лицеисты приняли участие в большинстве предметных олимпиад, предложенных нашими российскими коллегами.
Одним из важных направлений нашей работы является расширение связей со странами ближнего зарубежья. По инициативе международного историко-просветительского и правозащитного общества «Мемориал» в странах  СНГ вот уже десять лет проводится конкурс  исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. 20 век».
Не менее плодотворным является сотрудничество с нашими московскими коллегами в рамках международного  математического соревнования «Турнир городов».
Одним из самых главных успехов лицея в области информационных технологий учащимися стала победа учащихся 10 класса на Республиканском туре научных соревнований школьников в секции «Информатика».
Информационные технологии позволяют расширить и возможности воспитательной работы. Продолжает свою активную работу  лицейский сайт. В 2008 году состоялось торжественное открытие одной из его страниц – виртуального музея Первого лицея.
Анализируя состояние процесса информатизации в настоящий период можно сделать следующие выводы:

  • в лицее созданы необходимые условия для обучения и полноценно работы учащихся и педагогов на современной компьютерной технике,
  • лицей может оказывать квалифицированную помощь учителям-предметникам в переподготовке и повышении их квалификации,
  • в техническом плане лицей готов к внедрению экспериментальных информационных технологий с использованием имеющейся компьютерной техники и средств телекоммуникаций,

Использование информационных технологий позволяет современному педагогу лицея:

  • всегда оперативно быть в курсе всех событий и изменений в системе образовании РК,
  • не существует никаких проблем в обеспечении лицея информацией обо всех изменениях в нормативно-правовой базе системы образования РК, которая поступает своевременно и оперативно,
  • учителя имеют возможность всегда быть в курсе всего нового в области методического обеспечения общеобразовательного процесса,
  • учителям и учащимся образовательным каналом предоставляется возможность посмотреть, чем и как живут коллективы учителей и учащихся других учебных заведений,
  • экономить время учителя при подготовке к уроку,
  • удобно хранить и применять наглядный материал,
  • изготавливать визуально-наглядный материал эстетично и современно.

Показателем эффективности внедрения проекта являются результаты участия лицеистов в городских, областных и республиканских предметных олимпиадах,  в научных соревнованиях школьников, ежегодный высокий уровень сдачи ПГК и ЕНТ.