Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру по теме "Снова о мягком знаке", "Природа. Значение природы в жизни человека". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

1) Познакомить с правилом правописания ь на конце имён существительных после букв шипящих;
2) Закрепить навыки классификации объектов окружающего мира на живые и неживые;
3) Систематизировать представление о взаимосвязях в природе, о значении природы в жизни человека;                
4) Формировать бережное отношение к окружающему миру, умение видеть красоту     природы;
5) Учить мыслить, делать выводы на основе новых знаний;
6) Развивать речь, логику.

Оборудование:

- таблица «Живая и неживая природа»;
- картинки с изображением объектов живой и неживой природы;
- рисунок с изображением Лесовичка;
- кроссворды;
- магнитофон и аудиокассета с фонограммой «Звуки леса»;
- учебник «К тайнам нашего языка. 3 класс» (авт М. С Соловейчик, Н. С.  Кузьменко). Программа «Гармония».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.
Учитель. Секрет какой буквы мы сегодня узнаем?

Белка хвостик изогнула,
У пенёчка отдохнула.
Распушила хвост,
Да так –
Стал похож на …
(Мягкий знак.)
Изучая новое, мы сегодня совершим удивительное путешествие в природу вместе с добрым Лесовичком.
Природа нам дарит радость открытий
В ней много загадок и всё удивительно.
Только тот интересно живёт,
Кто новое каждый день узнаёт.

- Кстати, давайте вспомним, что такое природа?
Дети. Природа – это то, что нас окружает, но не создано руками человека.
У. Природа – это леса, моря, звёзды над полем, птичьи стаи. Мир нашей планеты: земля под ногами, воды рек, океанов, ветра и облака, и всё живое – вот это – естественная, не сделанная руками человека очень древняя Природа Земли.

Посмотри, мой юный друг!
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года –
Это всё вокруг природа! 

Удивительный мир природы … Он встречает нас морем звуков, запахов, загадок и тайн. Заставляет прислушаться, присмотреться, задуматься, приоткрыть тайны.
- Лесовичок предлагает вспомнить на какие две большие группы можно разделить предметы природы?
Д. Природа бывает живая и неживая.

На доске появляется схема:

Живёт Лесовичок наш
В таинственном лесу.
Он носит сто веснушек
На крошечном носу!

Он на рассвете с солнцем
Идет в страну чудес.
И ловит паутинкой
Его знакомый лес.

Лесовичок наш знает
Почти наверняка
Предмет «живой» природы
И «неживой» слегка.

У. Помогите Лесовичку дать определения живой и неживой природы.      
Д. Компоненты живой природы – человек, животные, растения, грибы и микроорганизмы.
- Компоненты неживой природы – солнце, воздух, вода, полезные ископаемые.
Схема на доске дополняется:

Человек 
Животные   
Растения 
Грибы 
Микроорганизмы  

Солнце
Воздух
Вода
 Полезные
Мископаемые

IV. Орфографическая минутка.
Медведь, тюльпан, льдина, ель, облако, грач, ночь, колокольчик, камень, олень, груздь, сирень.
У. Проклассифицируйте объекты окружающего мира на живые и неживые.
- А что общего во всех этих словах?
Д. Все имена существительные.
У. На какие три группы можно разделить эти существительные?
Д. На существительные мужского, женского и среднего рода.
У. Давайте повторим, как можно узнать род существительного?

Он, мой – род мужской:
Дятел, дрозд, и козодой.
Женский род – она, моя:
Белка, норка и лиса.
Средний род – оно, моё:
Солнце, дерево, гнездо.

У. Посмотрите внимательно на слова из орфографической минутки.
 - В чём вы видите различие в написании данных слов? Разделите ещё на две группы.
Д. Слова, в которых есть ь и нет ь.

V. Изучение нового материала.
У. Прежде чем познакомиться ещё с одним секретом мягкого знака, вспомним о его известных работах:
1) тюльпан          2) воробьи          3) беречь
Д. В слове тюльпан – ь показатель мягкости согласных звуков;
воробьи – разделительный ь;
беречь – ь в неопределённой форме глагола.

У. Давайте вернёмся к орфографической минутке и сравним слова: грач и ночь.
 -Проведите анализ слов как частей речи.
 - Найдите признак, которым отличаются слова.
Д. Существительное грач – мужского рода, ночь – женского рода.
У. А теперь обратите внимание на два столбика слов.

На доске:

дичь 
мышь
рожь

сыч
ёрш
морж

 - Найдите, что объединяет слова каждого столбика и что их отличает друг от друга.
Д. Род.
У. Какое обобщение помогли вам сделать эти слова? Верно ли оно?
 - Сравните его с сообщением авторов учебника на с.64.
Вывод: В именах существительных в начальной форме с шипящими на конце всегда есть орфограмма, потому что выбираем, писать или не писать ь.
 - Составим схему этого секрета мягкого знака и объясним её словами.

У всех – щипящий на конце,
Недоуменье на лице:
Какого рода существительное?
И разобраться в этом как?
Решили просто: роду женскому
В конце поставим мягкий знак.

VI. Физкультминутка.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Крылья пёстрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре –
Полетели, закружились!
На красивые цветы
Все тихонько приземлились.

VII. Закрепление изученного материала.
У. Если посмотреть в окно, то вы наверняка увидите представителей живой природы. Возле дома растут деревья, травы, кустарники, в небе летают птицы, в воздухе вьются, жужжат и порхают насекомые… А теперь вообразите то, чего нет перед глазами. Перед вами пройдут парадом всевозможные тигры и обезьяны, страусы и крокодилы, киты и акулы, тюльпаны и ландыши, мухоморы и рыжики. Что и говорить, поразительно разнообразна живая природа!
 - Какие признаки живого нам известны?                                                         
Д. Живое рождается, питается, растёт, имеет потомство и умирает.

1. Распределите объекты живой природы на группы:
1) Растения       2) птицы        3) рыбы       4) звери

Ёж?, ландыш?, лещ?, чиж?, стриж?, камыш?, ёрш?, хвощ?, морж?, сыч?, рож?, мыш?, грач?.                                  
Во время выполнения задания звучит музыка «Звуки леса».
У. Какую орфографическую задачу решали для правильного выполнения упражнения?

У. Как вы объясните смысл высказывания «В природе всё взаимосвязано»?
Д. Растения и животные могут вместе питаться, жить и помогать друг другу.
У. Живая природа не может существовать без неживой. Всем живым организмам нужен воздух, вода, тепло. А живая природа оказывает влияние на неживую.
Например, растения. Ведь растения – важная часть природы. Если бы не было растений, то не было бы на Земле и разнообразия живых организмов. Без растений не могут существовать ни животные, ни человек.
- В чём же заключается секрет такой необходимости растений для жизни на Земле?
Д. Они выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания живых существ. Для животных растения – это и дом и пища.
 - Люди тоже питаются растениями и продуктами, полученными из них. Многие растения – лекарственные. А сколько радости доставляет нам красота растений!

2. Письмо по памяти.
У. О каком растении идёт речь в загадке?

Её всегда в лесу найдёшь –
Пойдём гулять и встретим,
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. 
(Ель.)

У. Объясните, почему в одном слове после шипящей пишется ь, а в другом нет?
Д. У глаголов 2 л. ед. ч. в окончаниях ь пишется, а у существительных м. р. – нет.

У. В природе всё находится в гармонии, всё зависит друг от друга. Природа невидимыми нитями связана с человеком, ведь человек – часть природы. Докажите, что человек – часть живой природы.
Д. Природа нас кормит, лечит, одевает, согревает, удивляет многообразием и яркостью красок.
У. А человек влияет на природу? Каким образом?
Ответы детей.
У. Природа единое целое, в ней всё взаимосвязано. Существует даже целая наука экология, изучающая связи между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
 - Потренируемся в написании слов с шипящими на конце. Нам предстоит разгадать объекты живой и неживой природы.

3. Разгадывание кроссворда.

Пишут на конце в словах
После шипящих мягкий знак.
Только нужно выбирать
В каких словах его писать.
Ты узнай какого рода
Компонент родной природы,
И сюда скорей впиши
Все слова с шипящей ты.

.   Весь в иголках шустрый
2.   В море на севере плавает
3.   В хвойном лесу в гнезде сидит
4.   Летит быстрокрылый чёрный
5.   Весной по пашне ходит
6.   Лечит больных, конечно,
7.   Журчит на дне оврага
8.   Пробился первый солнца
9.   Живёт в норе лесная
10. В кроватке сладко спит
11. С рекою шепчется
12. А вокруг такая …

 Ответы:

ёж
морж 
чиж
стриж

грач
врач 
ключ 
луч

мышь
малыш
камыш
тишь

У. Отгадайте слова и докажите, почему в одних словах написание ь, а в других – нет.                                                                                                                                                                                                                                                                                   
 - Какое одно слово имеет не одно значение, а несколько?
Д. Ключ – бьющий из земли родник.
     Ключ – то, чем открывают дверь.
     Ключ – то, что служит для разгадки, понимания чего-то.
У. Последнее значение слова ключ называется переносным.
 - Есть даже такое замечательное стихотворение А. Л. Барто.

Скажи «родник» -
И вот возник,
Бежит в зелёной чаще
Весёлый ключ журчащий.
Мы и родник зовём ключом
(Ключ от дверей
Тут ни причём).

 - Всё, что окружает нас вокруг: цветущие поляны, тенистые леса, величественные горы, голубые озёра, тот же родник, бьющий из земли, который мы зовём ключом – всё это может исчезнуть.
- Что мы с вами можем сделать, чтобы красота, окружающая нас, не исчезла?
- Что нужно делать для того, чтобы сохранить природные богатства?
Д. Надо беречь природу, не загрязнять воздух, воду, не рвать цветы, не вырубать деревья.
- Занести редкие и исчезающие виды растений и животных в Красную книгу.
- Необходимо создавать специально охраняемые территории: заказники и заповедники.
У. Мало только любоваться природой, нужно приложить все силы, чтоб была она ещё краше и богаче на радость людям.

VIII. Итог урока.
У. Вот и подошло к концу наше путешествие в природу.
Путешествуя, мы познакомились с очень важным секретом мягкого знака.
- Что это за секрет?
- Как применять этот секрет при письме?

IX. Домашнее задание.
У. А дома вам предстоит отправиться в путешествие самостоятельно. Вас снова ожидает встреча с природой.
Упр. 516 стр.67. Вам предстоит закончить предложения, добавляя подходящие слова с шипящей на конце – объекты живой и неживой природы. Не забудьте отмечать все орфограммы, устно объясняя выбор букв.
Ну а завершить наш сегодняшний урок хотелось бы стихотворением:

Чтобы мирно мчались годы,
Расцветал за веком век,
Другом быть для всей природы
Должен каждый человек!
Без природы в мире людям
Даже дня прожить нельзя,
Так давайте к ней мы будем
Относиться как друзья!