Цель: Обобщение и систематизация знаний и умений по пройденной теме.
Задачи:
- Общеобразовательные:
– углубление знаний по ранее изученным темам;
– совершенствование учебно-интеллектуальных навыков и умений (умений обобщать, сравнивать, дискутировать). - Воспитательные: патриотическое воспитание.
- Развивающие: формирование научного мировоззрения, развитие познавательного интереса и творческих способностей.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, по форме – работа в группах с элементами соревнования.
Методы обучения: беседа, выполнение упражнений, составление устного рассказа.
Раздаточный материал: карточки с заданиями.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.
Эпиграф: «Ни одно животное не станет смотреть вверх. Только это нелепое создание – человек – тратит время попусту, глазея на небо». Г. Уэллс.
Ход урока
I. Организационная часть.
II. Основная часть.
Вступительное слово учителя.
Создание проблемной ситуации: Почему люди смотрят на небо?
Ответы учащихся.
Начало соревнования команд.
1. Разминка.
1-я команда.
- Кто первым создал модель Вселенной?
- Кто впервые использовал телескоп для изучения Вселенной?
- На какие группы делят планеты?
2-я команда.
- Кто первым предположил, что центром Вселенной является Солнце?
- Какие открытия Вселенной сделал Галилей?
- Какие планеты входят в Земную группу?
3-я команда.
- Какие ученые создали свои модели о Вселенной?
- В чем научный подвиг Джордано Бруно?
- Какие планеты составляют группу планет – гигантов?
2. Конкурс художников.
Хорошо рисующим учащимся дается задание – выполнить рисунок на тему: «Космическое пространство и космические тела».
3. Конкурс пантомим.
Каждая команда при помощи пантомим показывает какое-либо космическое тело или явление.
4. Конкурс «Отгадай название небесного тела».
1-я команда.
Это огромный пылающий шар, состоящий из газов: водорода и гелия. Температура на поверхности 6000 градусов, а в ядре 15000000 .Что бы долететь до этого небесного тела ракете потребовалось бы 170 лет. (Слайд 1).
2-я команда.
Это самое маленькое и самое удаленное небесное тело, орбита которого имеет необычайно большой наклон и сильно вытянута, поэтому 20 лет это небесное тело находится внутри орбиты другого тела. Поверхность покрыта толстым и твердым, как скала, слоем льда. (Слайд 2).
3-я команда.
Планета вдвое меньше Земли. Небо имеет тускло-розовый цвет из-за красно-бурого цвета почвы. В атмосфере планеты постоянно находятся частицы красноватой пыли. Поэтому планета имеет соответствующий цвет. (Слайд 3).
1-я команда.
Это самая большая планета Солнечной системы, в 1300 раз больше Земли. На планете-гиганте нет твердой поверхности, внутри имеется небольшое ядро, окруженное плотными слоями из жидкостей, газов и металлов. По одной из существующих сегодня гипотез, уже более 300 лет на этой планете наблюдается мощнейший антициклон Большое красное пятно, по сравнению с которым самый мощный ураган Земли покажется легким ветерком. (Слайд 4).
2-я команда.
Люди издавна называют ее то утренней зорькой, то вечерней из-за ее яркости. Назвали ее в честь богини красоты и любви, хотя эта планета Солнечной системы самая не приветливая. Она окутана тонким слоем облаков и толстым слоем атмосферы, состоящей из углекислого газа. Температура на ее поверхности 500 градусов. (Слайд 5).
3-я команда.
Эта планета открыта давно. По объему она в 73 раза больше Земли. Это третья по величине планета Солнечной системы. Десять ее спутников открыты в 1986 году с помощью космического зонда «Вояджер-2». (Слайд 6).
1-я команда.
Эту самую необычную планету легко узнать по светящимся ярким кольцам, которые состоят из бесчисленных ледниковых и каменных обломков, самые большие из них достигают размеров шестиэтажного дома. Внутри планета состоит из газов. Она самая легкая в Солнечной системе. (Слайд 7).
2-я команда.
Это самая ближайшая к Солнцу планета. Днем температура достигает 400 градусов ночью опускается до минус 170 из-за отсутствия атмосферы. Ядро планеты состоит из железа и никеля, оно намного больше Луны. Бассейн Калорис – самый большой кратер этой планеты, размеры его равны половины территории Северной Америки. (Слайд 8).
3-я команда.
Эта планета вначале появилась на кончике пера, а только потом обнаружена в небе. Там постоянно держится температура минус 195. Имеющий ледяную поверхность, спутник Тритон выбрасывает из глубины гейзеров мощные потоки азота в открытый космос. (Слайд 9).
5. Конкурс « Отгадай явление».
1-я команда.
В Солнечной системе движется множество крупных и мелких частиц твердого вещества. Если путь этих тел проходит вблизи Земли, тело может сгореть, оставляя за собой в воздухе быстро исчезающий светящий след, который называется… Как называются особенно яркие метеоры?
2-я команда.
Страх и изумление вызывали они когда-то. Не зная причины этих явлений, люди по- своему пытались истолковать их, связать с событиями повседневной жизни. (Слайд 10).
3-я команда.
Когда на Солнце происходят вспышки, поток заряженных частиц увеличивается, и они достигают Землю и, проникая в плотные слои атмосферы, воздействуют на молекулы воздуха, вызывая свечение атмосферы. Это явление называется…
6. Работа с карточками.
1) Найти определение космическим объектам из правого столбика.
а) звезда |
|
|
|
1) малые планеты |
б) астероиды |
|
|
|
2) световые явления, возникающие при сгорании космической пыли |
в) метеоры |
|
|
|
3) огромное скопление звезд, звездная система |
г) галактика |
|
|
|
4) Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела |
д) метеориты |
|
|
|
5) гигантские пылающие шары |
е) солнечная система |
|
|
|
6) состоят из ядра, газовой оболочки, хвоста |
ж) комета |
|
|
|
7) упавшие на землю космические тела. |
2) Найти соответствие правого и левого столбца.
1. Большой раскаленный газовый шар |
|
|
|
А) Уран |
2. Планета земной группы |
|
|
|
Б) Солнце |
3. Планета из группы гигантов |
|
|
|
В) Демос |
4. Спутник Земли называется |
|
|
|
Г) Фобос |
5. Спутники Марса называются |
|
|
|
Д) Луна |
6. Планета «Лежащая на боку» |
|
|
|
Е) Меркурий |
|
|
|
|
Ж) Ио |
|
|
|
|
З) Плутон |
|
|
|
|
И) Сатурн |
3) Составить пары:
1. Самая маленькая планета земной группы |
|
|
|
а) Юпитер |
2. Самая большая планета |
|
|
|
б) Плутон |
3. Самая ближайшая к Солнцу планета |
|
|
|
в) Марс |
4. Самая красивая планета |
|
|
|
г) Сатурн |
5. Самая отдаленная от Солнца планета |
|
|
|
д) Меркурий |
6. Спутников нет у планеты |
|
|
|
е) Венера |
4) Найти соответствие правого и левого столбца.
1. Учение Птолемея |
|
|
|
А) Пифагор |
2. Первым использовал телескоп |
|
|
|
Б) Аристотель |
3. Первым создал систему мира |
|
|
|
В) Н. Коперник |
4. Спутники Юпитера открыл |
|
|
|
Г) Д. Бруно |
5. Первым предположил, что Земля имеет форму шара |
|
|
|
Д) Г. Галилей |
6. Погиб на костре из-за своих научных взглядов |
|
|
|
|
7. Конкурс «Лучший рассказчик».
Заранее дано задание: подготовить рассказ о планетах или о космических явлениях.
8. Конкурс «Перекрестный опрос».
Каждая команда задаёт другой команде по 2 вопроса.
9. Конкурс «Кто больше назовет созвездий».
В нашей галактике 100 млрд. звезд, около 0,004 % имеют названия, остальные безымянные или даже не считаны. Все звезды подразделены на созвездия.
На какое количество созвездий разделено небо?
По какому принципу даны названия созвездиям?
10. Конкурс «Найди ошибку».
1-я команда.
В глубокой космической мерзлоте, на границы Солнечной системы, движутся кометы – небольшие тела изо льда, пыли и камней. Комета состоит из ядра, газовой оболочки и хвоста. Чем дальше от Солнца находится комета, тем длиннее и ярче светится хвост. Большинству из комет необходимы тысячи лет, чтобы обогнуть Солнце по своей орбите. Некоторые возвращаются в Солнечную систему через десятилетия, и даже века.
2-я команда.
Юпитер – вторая по яркости планета после Венеры. Юпитер можно видеть всю ночь. Дважды Юпитер сыграл важную роль. В 1610 году Джордано Бруно направил телескоп на планету и рядом с Юпитером увидел 4 звездочки, не видимые простым глазом это были спутники Юпитера.
3-я команда.
Солнечные пятна – это темные образования на поверхности Солнца. Их температура выше, чем в остальной части Солнца.
Интересные сведения.
- Различие планет по физическим свойствам обусловлено тем, что земная группа формировалось ближе к Солнцу, а планеты – гиганты на очень холодной периферии Солнечной системы. Планеты земной группы малы и имеют большую плотность. Основными составляющими их являются кремний, железо. У планеты – гигантов нет твердой поверхности, за исключением небольших ядер они образованы водородом и гелием, пребывают в газо-жидком состоянии.
- Меркурий был открыт древнейшими пастушескими племенами, обитавшими в долинах Нила. Его можно увидеть за 2 часа до рассвета и в течение двух часов после захода Солнца. Как и Луна, он меняет фазы от серпа до кружка.
- Вулканы Марса – явление исключительное. Среди них выделяется вулкан Олимп, высота которого 27 км, диаметр 550 км.
- У Юпитера 16 лун, все они различны.
Ио – самый непоседливый спутник, почти каждый день на новом месте. Самая сенсационная особенность Ио в том, что он вулканический активный. На его желто-оранжевой поверхности обнаружено 12 действующих вулканов, выбрасывающие различные соединения серы на высоту 300 км. Мощный подземный гул сотрясает почву, из жерла вулкана вылетают камни со скоростью 1 км/час, вытекает черная сера, образуя реки, озера, моря. В центре моря расположен оранжевый остров. Черные моря медленно колышутся, а в небе нависает огромный Юпитер.
Европа – у этого спутника самая светлая поверхность с признаками водяного льда. Предполагают, что подо льдом существует водный океан. На Европе нет возвышенности.
Вопросы для наиболее любознательных учащихся.
- Кто предсказал существования спутников у Марса? (За полтора столетия до открытия спутников у Марса англ. писателю Д. Свифту удалось предугадать их существования. Вот как он написал об этом в романе, о путешествиях Гулливера «Кроме того, они открыли две маленькие звезды, или два спутника, обращающиеся около Марса. Ближайший из них удален от центра этой планеты на расстояние, равное трем её диаметрам, второй - находится от неё на расстоянии таких же диаметров»).
- Правда ли, что, глядя в космос, можно увидеть прошлое?
- Можно ли с Земли увидеть другие галактики? (3 галактики).
- Как выглядит ночное небо на Луне?
- Сколько времени понадобится космонавтам, чтобы долететь до Плутона? (86 лет).
- Почему Марс красный?
- Смогут ли космические корабли сесть на все планеты Солнечной системы?
- На какой планете самые высокие горы?
- Какую форму имеют галактики?
- От чего зависит цвет звезды?
- Как подразделяются звезды?
III. Заключение.
В начале урока я задала вам вопрос: «Почему человек смотрит в небо»?
Сейчас я вам прочитаю слова С. Лемма, а вы попробуйте ответить на вопрос вновь.
«Человек – это создание, непрактичность которого временами может сравниться лишь с его любопытством, – заинтересовался количеством звезд и строением звезд и космоса раньше, чем теорией земледелия или строением собственного тела».
Так что же заставляет человека смотреть в небо? (Любопытство).
IV. Задание на дом: страница 67–68.
Список литературы:
- Астрономия: Энциклопедия для детей. – М.: «Мир энциклопедий Аванта + Астрель».
- Новости космонавтики. – 2008. – № 3.