Урок "Вселенная"

Разделы: Химия


Цель: Обобщение и систематизация знаний и умений по пройденной теме.

Задачи:

  1. Общеобразовательные:
    – углубление знаний по ранее изученным темам;
    – совершенствование учебно-интеллектуальных навыков и умений (умений обобщать, сравнивать, дискутировать).
  2. Воспитательные: патриотическое воспитание.
  3. Развивающие: формирование научного мировоззрения, развитие познавательного интереса и творческих способностей.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, по форме – работа в группах с элементами соревнования.

Методы обучения: беседа, выполнение упражнений, составление устного рассказа.

Раздаточный материал: карточки с заданиями.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

Эпиграф: «Ни одно животное не станет смотреть вверх. Только это нелепое создание – человек – тратит время попусту, глазея на небо». Г. Уэллс.

Ход урока

I. Организационная часть.

II. Основная часть.

Вступительное слово учителя.

Создание проблемной ситуации: Почему люди смотрят на небо?

Ответы учащихся.

Начало соревнования команд.

1. Разминка.

1-я команда.

  1. Кто первым создал модель Вселенной?
  2. Кто впервые использовал телескоп для изучения Вселенной?
  3. На какие группы делят планеты?

2-я команда.

  1. Кто первым предположил, что центром Вселенной является Солнце?
  2. Какие открытия Вселенной сделал Галилей?
  3. Какие планеты входят в Земную группу?

3-я команда.

  1. Какие ученые создали свои модели о Вселенной?
  2. В чем научный подвиг Джордано Бруно?
  3. Какие планеты составляют группу планет – гигантов?

2. Конкурс художников.

Хорошо рисующим учащимся дается задание – выполнить рисунок на тему: «Космическое пространство и космические тела».

3. Конкурс пантомим.

Каждая команда при помощи пантомим показывает какое-либо космическое тело или явление.

4. Конкурс «Отгадай название небесного тела».

1-я команда.

Это огромный пылающий шар, состоящий из газов: водорода и гелия. Температура на поверхности 6000 градусов, а в ядре 15000000 .Что бы долететь до этого небесного тела ракете потребовалось бы 170 лет. (Слайд 1).

2-я команда.

Это самое маленькое и самое удаленное небесное тело, орбита которого имеет необычайно большой наклон и сильно вытянута, поэтому 20 лет это небесное тело находится внутри орбиты другого тела. Поверхность покрыта толстым и твердым, как скала, слоем льда. (Слайд 2).

3-я команда.

Планета вдвое меньше Земли. Небо имеет тускло-розовый цвет из-за красно-бурого цвета почвы. В атмосфере планеты постоянно находятся частицы красноватой пыли. Поэтому планета имеет соответствующий цвет. (Слайд 3).

1-я команда.

Это самая большая планета Солнечной системы, в 1300 раз больше Земли. На планете-гиганте нет твердой поверхности, внутри имеется небольшое ядро, окруженное плотными слоями из жидкостей, газов и металлов. По одной из существующих сегодня гипотез, уже более 300 лет на этой планете наблюдается мощнейший антициклон Большое красное пятно, по сравнению с которым самый мощный ураган Земли покажется легким ветерком. (Слайд 4).

2-я команда.

Люди издавна называют ее то утренней зорькой, то вечерней из-за ее яркости. Назвали ее в честь богини красоты и любви, хотя эта планета Солнечной системы самая не приветливая. Она окутана тонким слоем облаков и толстым слоем атмосферы, состоящей из углекислого газа. Температура на ее поверхности 500 градусов. (Слайд 5).

3-я команда.

Эта планета открыта давно. По объему она в 73 раза больше Земли. Это третья по величине планета Солнечной системы. Десять ее спутников открыты в 1986 году с помощью космического зонда «Вояджер-2». (Слайд 6).

1-я команда.

Эту самую необычную планету легко узнать по светящимся ярким кольцам, которые состоят из бесчисленных ледниковых и каменных обломков, самые большие из них достигают размеров шестиэтажного дома. Внутри планета состоит из газов. Она самая легкая в Солнечной системе. (Слайд 7).

2-я команда.

Это самая ближайшая к Солнцу планета. Днем температура достигает 400 градусов ночью опускается до минус 170 из-за отсутствия атмосферы. Ядро планеты состоит из железа и никеля, оно намного больше Луны. Бассейн Калорис – самый большой кратер этой планеты, размеры его равны половины территории Северной Америки. (Слайд 8).

3-я команда.

Эта планета вначале появилась на кончике пера, а только потом обнаружена в небе. Там постоянно держится температура минус 195. Имеющий ледяную поверхность, спутник Тритон выбрасывает из глубины гейзеров мощные потоки азота в открытый космос. (Слайд 9).

5. Конкурс « Отгадай явление».

1-я команда.

В Солнечной системе движется множество крупных и мелких частиц твердого вещества. Если путь этих тел проходит вблизи Земли, тело может сгореть, оставляя за собой в воздухе быстро исчезающий светящий след, который называется… Как называются особенно яркие метеоры?

2-я команда.

Страх и изумление вызывали они когда-то. Не зная причины этих явлений, люди по- своему пытались истолковать их, связать с событиями повседневной жизни. (Слайд 10).

3-я команда.

Когда на Солнце происходят вспышки, поток заряженных частиц увеличивается, и они достигают Землю и, проникая в плотные слои атмосферы, воздействуют на молекулы воздуха, вызывая свечение атмосферы. Это явление называется…

6. Работа с карточками.

1) Найти определение космическим объектам из правого столбика.

а) звезда

 

 

 

1) малые планеты

б) астероиды

 

 

 

2) световые явления, возникающие при сгорании космической пыли

в) метеоры

 

 

 

3) огромное скопление звезд, звездная система

г) галактика

 

 

 

4) Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела

д) метеориты

 

 

 

5) гигантские пылающие шары

е) солнечная система

 

 

 

6) состоят из ядра, газовой оболочки, хвоста

ж) комета

 

 

 

7) упавшие на землю космические тела.

2) Найти соответствие правого и левого столбца.

1. Большой раскаленный газовый шар

 

 

 

А) Уран

2. Планета земной группы

 

 

 

Б) Солнце

3. Планета из группы гигантов

 

 

 

В) Демос

4. Спутник Земли называется

 

 

 

Г) Фобос

5. Спутники Марса называются

 

 

 

Д) Луна

6. Планета «Лежащая на боку»

 

 

 

Е) Меркурий

 

 

 

 

Ж) Ио

 

 

 

 

З) Плутон

 

 

 

 

И) Сатурн

3) Составить пары:

1. Самая маленькая планета земной группы

 

 

 

а) Юпитер

2. Самая большая планета

 

 

 

б) Плутон

3. Самая ближайшая к Солнцу планета

 

 

 

в) Марс

4. Самая красивая планета

 

 

 

г) Сатурн

5. Самая отдаленная от Солнца планета

 

 

 

д) Меркурий

6. Спутников нет у планеты

 

 

 

е) Венера

4) Найти соответствие правого и левого столбца.

1. Учение Птолемея

 

 

 

А) Пифагор

2. Первым использовал телескоп

 

 

 

Б) Аристотель

3. Первым создал систему мира

 

 

 

В) Н. Коперник

4. Спутники Юпитера открыл

 

 

 

Г) Д. Бруно

5. Первым предположил, что Земля имеет форму шара

 

 

 

Д) Г. Галилей

6. Погиб на костре из-за своих научных взглядов

 

 

 

 

7. Конкурс «Лучший рассказчик».

Заранее дано задание: подготовить рассказ о планетах или о космических явлениях.

8. Конкурс «Перекрестный опрос».

Каждая команда задаёт другой команде по 2 вопроса.

9. Конкурс «Кто больше назовет созвездий».

В нашей галактике 100 млрд. звезд, около 0,004 % имеют названия, остальные безымянные или даже не считаны. Все звезды подразделены на созвездия.

На какое количество созвездий разделено небо?

По какому принципу даны названия созвездиям?

10. Конкурс «Найди ошибку».

1-я команда.

В глубокой космической мерзлоте, на границы Солнечной системы, движутся кометы – небольшие тела изо льда, пыли и камней. Комета состоит из ядра, газовой оболочки и хвоста. Чем дальше от Солнца находится комета, тем длиннее и ярче светится хвост. Большинству из комет необходимы тысячи лет, чтобы обогнуть Солнце по своей орбите. Некоторые возвращаются в Солнечную систему через десятилетия, и даже века.

2-я команда.

Юпитер – вторая по яркости планета после Венеры. Юпитер можно видеть всю ночь. Дважды Юпитер сыграл важную роль. В 1610 году Джордано Бруно направил телескоп на планету и рядом с Юпитером увидел 4 звездочки, не видимые простым глазом это были спутники Юпитера.

3-я команда.

Солнечные пятна – это темные образования на поверхности Солнца. Их температура выше, чем в остальной части Солнца.

Интересные сведения.

  1. Различие планет по физическим свойствам обусловлено тем, что земная группа формировалось ближе к Солнцу, а планеты – гиганты на очень холодной периферии Солнечной системы. Планеты земной группы малы и имеют большую плотность. Основными составляющими их являются кремний, железо. У планеты – гигантов нет твердой поверхности, за исключением небольших ядер они образованы водородом и гелием, пребывают в газо-жидком состоянии.
  2. Меркурий был открыт древнейшими пастушескими племенами, обитавшими в долинах Нила. Его можно увидеть за 2 часа до рассвета и в течение двух часов после захода Солнца. Как и Луна, он меняет фазы от серпа до кружка.
  3. Вулканы Марса – явление исключительное. Среди них выделяется вулкан Олимп, высота которого 27 км, диаметр 550 км.
  4. У Юпитера 16 лун, все они различны.
    Ио – самый непоседливый спутник, почти каждый день на новом месте. Самая сенсационная особенность Ио в том, что он вулканический активный. На его желто-оранжевой поверхности обнаружено 12 действующих вулканов, выбрасывающие различные соединения серы на высоту 300 км. Мощный подземный гул сотрясает почву, из жерла вулкана вылетают камни со скоростью 1 км/час, вытекает черная сера, образуя реки, озера, моря. В центре моря расположен оранжевый остров. Черные моря медленно колышутся, а в небе нависает огромный Юпитер.
    Европа – у этого спутника самая светлая поверхность с признаками водяного льда. Предполагают, что подо льдом существует водный океан. На Европе нет возвышенности.

Вопросы для наиболее любознательных учащихся.

  1. Кто предсказал существования спутников у Марса? (За полтора столетия до открытия спутников у Марса англ. писателю Д. Свифту удалось предугадать их существования. Вот как он написал об этом в романе, о путешествиях Гулливера «Кроме того, они открыли две маленькие звезды, или два спутника, обращающиеся около Марса. Ближайший из них удален от центра этой планеты на расстояние, равное трем её диаметрам, второй - находится от неё на расстоянии таких же диаметров»).
  2. Правда ли, что, глядя в космос, можно увидеть прошлое?
  3. Можно ли с Земли увидеть другие галактики? (3 галактики).
  4. Как выглядит ночное небо на Луне?
  5. Сколько времени понадобится космонавтам, чтобы долететь до Плутона? (86 лет).
  6. Почему Марс красный?
  7. Смогут ли космические корабли сесть на все планеты Солнечной системы?
  8. На какой планете самые высокие горы?
  9. Какую форму имеют галактики?
  10.  От чего зависит цвет звезды?
  11.  Как подразделяются звезды?

III. Заключение.

В начале урока я задала вам вопрос: «Почему человек смотрит в небо»?

Сейчас я вам прочитаю слова С. Лемма, а вы попробуйте ответить на вопрос вновь.

«Человек – это создание, непрактичность которого временами может сравниться лишь с его любопытством, – заинтересовался количеством звезд и строением звезд и космоса раньше, чем теорией земледелия или строением собственного тела».

Так что же заставляет человека смотреть в небо? (Любопытство).

IV. Задание на дом: страница 67–68.

Список литературы:

  1. Астрономия: Энциклопедия для детей. – М.: «Мир энциклопедий Аванта + Астрель».
  2. Новости космонавтики. – 2008. – № 3.