Внеклассная работа. Урок–путешествие в память о ВОВ (бинарный урок)

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  • проверка знаний учащихся за курс 5–6-го классов по математике;
  • формирование умения применять теоретические знания при решении частных и практических задач;
  • развитие навыков работы с дополнительной литературой, с историческим материалом;
  • развитие познавательной активности учащихся;
  • воспитание патриотического чувства гордости за свою страну, свой народ;
  • вырабатывать познавательный интерес к предмету.

Оборудование: 

  • карточки с заданиями;
  • карты сражений ВОВ;
  • портреты ученых – математиков;
  • фотографии воевавших односельчан;
  • репродукция картины «Отдых после боя» художника Ю.М. Ниринцева;
  • снимки самолетов-истребителей и танков времен ВОВ.;
  • план участка местности; снимки фашистских  концлагерей;
  • снимки наград времен ВОВ.
  • Презентация 24 слайда.

Правила игры:

  1. Подготовка к игре: учащимся 5–6-х классов  заранее сообщается об игре и ее теме. Учащиеся самостоятельно формируют команды, выбирают капитана, придумывают название команды связанное с темой о ВОВ.
  2. Домашнее  задание: Подготовить краткий рассказ о памятных событиях ВОВ. (Выступление 2–3 минуты).
  3. Игра проводится в виде состязания двух команд. Цель игры набрать максимальное количество баллов. Двум командам дается одно и тоже задание. Сообщается, сколько баллов они могут заработать и время на обдумывание и решение задачи.
  4. Жюри (учащиеся 8–9-х классов)  учитывают правильность ответов и время решения задачи.
  5. Игроки награждаются эмблемами и оценкой  в журнал.

Ход игры

Учитель:  Друзья, сегодня мы совершим путешествие по дороге боевой славы наших земляков, воевавших в ВОВ, многих из них уже нет в живых, но память об их подвиге будет жить вечно. Но нельзя отправляться в путь не узнав готовы ли вы к нему. Давайте проверим, ваши знания о ВОВ.

Домашнее задание (5 баллов) 2–3 мин.

Капитаны представляют команды.

Краткий рассказ

Учитель: Представление жюри.

Слайды 1, 2 (первый слайд мирное время, второй – война).

А теперь в путь.

22 июня в 4 часа утра, без объявления воины гитлеровская Германия вероломно нарушила границы Союза Социалистических Республик.

Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье – все опалил огонь жестокой, кровопролитной воины.

Задача 1.  (1балл) (3 минуты).

ВОВ длилась 4 года. Сколько дней прожили советские граждане в этом аду, ожидая Победы, если в году 365 дней. Один год високосный  (1418 дней, 22 июня 1941 г. – 9 мая 1945 г.).

Учитель: 4 года воины, 1418 дней беспрерывного народного подвига. 1418 дней крови и смертей, боли и горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерей России. Среди защитников отечества были и наши односельчане.

Слайды 3–5 (фотографии односельчан).

Задача 2. (1 балл) (2мин).

Сколько наших земляков ушло на фронт, если на 40 человек пришли похоронки, а это составило 50 % от всех ушедших на фронт.

Слайд 6 (снимок карты).

Учитель: Многие из них служили в пехоте. Они прошли пешком почти всю Россию и некоторые  европейские государства, дошли до Берлина.

Задача 3. (3 балла) (4минуты).

Проложите путь от  с. Усть-Илга до Берлина по карте. Вычислите путь, преодоленный нашими земляками от села до Берлина, если масштаб карты 1: 22000000. (Работа с картой).

Слайд 7 (снимок карты наступления фашистских войск).

Учитель: враг шел на Восток. Наши войска несли тяжелые потери. Сентябрь 1941 года. Враг подошел к столице нашей родины. Лучшие сыны России ценою великих жертв, ценою тысяч жизней отстояли Москву.

Там под Москвой начиналась Победа, которая привела нашу армию в мае 1945 года в Берлин.

Но до Победы было еще много дней… много смертей…

Слайд 8.

Победа ковалась не только на фронте, но и в тылу. Сотни тысяч женщин, детей трудились на благо Победы. Сколько лишений и трудов выпало на их долю в эти страшные годы войны. Но они выстояли.

Задача 4. (2 балла) (4минуты).

За 4 года воины ученики Пермской области выработали на сельхозработах 13499160 трудодней. Сколько взрослых людей заменяли дети ежедневно на сельхозработах в этот период? Считать, что взрослый за год вырабатывал 365 трудодней. 

Слайды 9–10 (фотографии математиков).

Учитель: А техника, орудия, которыми снабжалась наша армия! Не малую роль в этом сыграли ученые-математики, такие как: Остроградский, Чебышев, М.В. Келдыш, Н.Г. Четаев  и др. (Кратко о роли этих математиков в  ВОВ).

Слайды 11–12 (снимки самолетов).

Задача 5. (1балл) (2минуты).

Максимальная скорость советского истребителя военного времени «Як-3» – 720 км/ч, а немецкого истребителя «Мессершмид-109» на 120 км/ч  меньше скорости «Як-3» и на 30 км/ч больше другого немецкого истребителя «Фоке-Вульф-190-А». Найдите скорость немецких истребителей и сравните их со скоростью «Як-3».

Задача 6.  (1балл) (2минуты).

Используя ответ предыдущей задачи, сравните максимальные скорости советских истребителей «Миг-3», «Ла-7» – 640 и 680 км/ч соответственно со скоростью немецких истребителей.

Слайд 13 (снимки танков времен ВОВ).

Слайд 14 (план участка местности).

Задача 7. (2 балл) (3 минуты).

Максимальная скорость танка «Т-34», который был лучшим в мире в годы ВОВ, 55 км/ч, а скорость фашистского танка того же класса «Т-III» – 40 км/ч. Успеют ли наши танки захватить переправу, если по данным разведки, фашистские танки находятся от нее на расстоянии 20 км, а наши 24 км? При этом нужно учесть, что на пути советских танков есть трудно проходимый участок длиной 4 км, который можно преодолеть только со скоростью 30 км/ч.

Слайд 15 (снимок солдат после боя).

Учитель: На войне люди не только воевали, на воине они продолжали жить. Они вспоминали дом, мать, любимую, мирную жизнь.

Давайте и мы отвлечемся от войны.

Музыкальная  пауза. (5 минут).

Конкурс стихов или песен о ВОВ.

Слайды 16–17 (снимки блокадного Ленинграда).

Учитель: Самая страшная веха той войны – блокада Ленинграда (Санкт-Петербург) – 900 дней героического сопротивления. Голод, холод, болезни, тысячи погибших. Но Ленинград не был сдан.

Слайд 18 (снимки разрушенных и сожженных городов, сел).

Задача 8. (2балла) (3минуты).

Фашисты во время воины разрушили 1710 советских городов и рабочих поселков, более 70 тысяч сел и деревень, 32 тысячи производственных предприятий, 98 тысяч колхозов и 1876 совхозов. Составьте задачу с этими данными и объясните ее решение.

Игра со зрителями:

  • Определите расстояние от первой парты до доски.
  • Кто точнее назовет по памяти число солдат, изображенных на картине «Отдых после боя» художника Ю.М. Ниринцева. (Репродукция этой картины предварительно демонстрируется зрителям).
  • Решите логическую задачу: Разведчикам надо переправиться через реку. Имеется одна лодка, на которой плавают два мальчика, но эта лодка  может выдержать только одного разведчика и одного мальчика. Как разведчикам переплавиться через реку?

Слайд 19 (Курская дуга).

Учитель: Затем была Курская битва, которая завершила перелом в ВОВ. После этого сражения наши войска начали крупномасштабное наступление.

Слайд 20 (снимок солдат перед Рейхстагом).

И вот этот день пришел – 9 мая 1945 год. День Победы. День всемирного ликования, радости, но радости со слезами на глазах. 20 миллионов жизней стоила нам эта Победа.

Слайд 21 (снимки погибших солдат и мирных граждан).

Задача 9. (8 минут).

Война длилась 1418 дней и ночей и унесла 20 миллионов жизней.

  • Сколько жизней уносила война каждый день? (2 балла).
  • Каждый час? (3 балла).
  • Каждую минуту? (4 балла).

Слайд  22 (концлагеря).

Учитель: Каждую минуту погибало 10 человек, каждые 6 секунд – 1 человек. На фашистскую каторгу было угнано около 5 миллионов советских людей, возраста от 10 до 55 лет.

Но мы выстояли, мы Победили. Многие солдаты были удостоены великой награды – звания «Герой Советского Союза».

Слайд 23 (снимки наград времен ВОВ).

Задача10. (2 балла) (2 минуты).

Сколько воинов ВОВ были удостоены за годы воины звания «Герой Советского Союза», если известно, что 35 % из них были беспартийные, а это составляет 4025 человек.

Слайд 24 (новостройки после военного времени).

Учитель: А тем, кто вернулся домой, пришлось поднимать разрушенные города и села, и жить за себя и за тех, кто остался лежать на поле боя.

Слайд 24 (снимки учеников нашей школы возле памятника погибшим воинам ВОВ).

Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной,
Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову.
Нет кровнее родни
Не потому ли я живу
Что умерли они?

Подведение итогов. (Награждение команд и самого активного зрителя).

Презентацию к уроку можно запросить у автора статьи.