Цели:
- ознакомить с историей создания книги;
- вызвать интерес к литературному чтению;
- воспитывать потребность в общении с книгой.
Оформление доски:
- Лента времени.
- Надпись: « Печатные»;
- Надпись: «Русь».
- Изображение: «Табличка для упражнений». Рисунок 1, приложение 3
- Изображение страниц древних рукописей майя. Рисунок 2, приложение 3
- Изображение древних египетских книг. Рисунок 3, приложение 3
- Скульптурный портрет писца Каи. Рисунок 4, приложение 3
- Изображение охранной берестяной грамоты. Рисунок 5, приложение 3
- Изображение летописца Нестора. Рисунок 6, приложение 3
- Древнерусская книга. Рисунок 7, приложение 3
- Первая печатная книга. Рисунок 8, приложение 3
- Картина с изображением колесницы на папирусе.
- Выставка книг.
- Кроссворд.
(Рисунки используются тогда, если нет возможности показать презентацию).
Ход урока
I. Организационный момент.
(Игра на внимание: «Да – нет». Учитель задает вопросы, ребята отвечают хором «Да» или «Нет».)
- У нас урок литературного чтения?
- Вы умеете читать?
- А вы можете прочитать книгу на китайском языке?
- Вы любите рассматривать иллюстрации?
- А вы знаете, как появились первые книги?
- А хотите узнать?
II. Первичное восприятие и постановка учебной задачи.
Наш урок будет посвящен истории создания книг. Но всегда ли книга была такой, какой мы привыкли ее видеть?
Мы отправляемся в путешествие в далекое прошлое и увидим, какими были первые книги.
III. Работа по ленте времени (у доски).
- Это лента времени. Найдите себя на ленте времени.
- Как вы считаете, чтобы узнать об истории создания книги, куда мы должны отправиться по ленте времени – влево или вправо?
- Какое слово на ленте времени является подсказкой? (Назад…)
- Долгий ли путь нам предстоит?
IV. Работа по пособию «Учись читать» (с. 16).
Задание № 1. «Пирамида».
Посмотрите внимательно в центр первой строки, на цифру. Не отводя взгляда от цифры, назовите, какие буквы видите слева и справа от центра.
Задание №2. «Цепочка».
Читайте цепочки быстро по столбикам. Сравните слоги: что общего; чем отличаются?
ра – тра – стра – страны
ро – тро – стро – острова
ре – тре – стре – встретила
рё – трё – стрё – заострённые
Задание №3. «Перепутанные линии».
Прочитай слово слева от начала линии, затем проследи глазами по этой линии до конца и прочти слово справа от линии.
Прочитай пары слов. Что они обозначают?
Прочитай столбики слов. Почему слова первого столбика написаны с заглавной буквы?
V. Физкультминутка.
Отдохнём с тобой дружок.
Ставим дружно руки вбок.
Наклонившись влево, вправо,
Влево. Вправо. Влево. Вправо.
Потянулись мы на славу.
Сядем тихо, мой дружок.
Ты и я, и твой приятель
Вновь внимательный читатель.
VI. Работа по учебнику (с. 14-15).
1. Работа над первой частью текста.
- Продолжим наше путешествие и узнаем, как выглядели древние книги. Прочитайте первую часть текста.
- Что поняли?
- Что нового узнали? (Слова со « звездочкой».)
- Обратимся к словарю учебника на странице 132. (Лексическая работа).
Аборигены – коренные жители страны, местности.
Ассирийцы – народ в странах Ближнего Востока, США.
Посмотрите на рисунок. Так выглядела табличка для упражнений. Чтобы нанести на неё знаки, её брали в одну руку, а стиль – в другую. (Приложение 1, Слайд 1)
Фикус – тропическое вечнозеленое дерево.
Посмотрите на рисунок. Так выглядели страницы древних рукописей майя.
(Приложение 1, Слайд 2.)
- Если бы вы были создателями книги, какие иллюстрации вы подобрали бы к I части? (1, 2, 3-я картинки.)
2. Работа над второй частью текста.
Прочитайте вторую часть текста. Что поняли?
- Обратимся к словарю учебника на странице 132. (Лексическая работа).
Египетские книги – это книги, которые создавались в Древнем Египте.
Соотнесите иллюстрации с этой частью.
Папирус – в Египте на берегах Нила зеленели заросли высокого растения, похожего на осоку. Это папирус. Сердцевину толщиной в кисть руки разрезали на полосы, которые плотно укладывали на гладкую доску; поперек клался другой слой; затем все это клалось под пресс и высушивалось на солнце. Получалась прочная длинная страница. Страницы склеивались в длину и свертывались в свитки.
Папирус – первая бумага.
Свиток – узкая полоска папируса, свёрнутая в трубочку.
Посмотрите внимательно на изображение древних египетских книг. (Приложение 1, Слайд 3).
А так выглядели писцы, ловящие каждое слово своего правителя. (Приложение 1, Слайд 4).
3. Работа над третьей частью текста.
Прочитайте третью часть текста. Какие слова или выражения вам не понятны.
(Работа с трудными словами).
Костяной стержень – палочка из кости с заостренным концом.
Берёста – верхний слой коры березы.
Посмотрите на изображение охранной берестяной грамоты, с которыми ходили купцы на Руси. (Приложение 1, Слайд 5).
Пергамент – материал для письма, изготовленный из телячьей кожи.
Писцы, летописец – тот, кто пишет летопись. На картинке вы видите изображение летописца Нестора. (Приложение 1. Слайд 6).
Соотнесите иллюстрацию с этой частью.
VII. Обобщение.
- Что узнали об истории создания книг?
В старину люди ценили книги. Они стоили очень дорого, так как создавались медленно, ценой кропотливого труда летописца.
Книги живут уже несколько тысяч лет.
- Посмотрите на ленту времени, найдите, когда появилась первая печатная книга?
Печатные книги возникли не сразу,
Писец переписывал каждую фразу,
Глаза уставали, дрожала рука
И так продолжалось века и века.
(Приложение 1, Слайд 7).
(Прикрепляется карточка на ленты времени.)
- Прочитайте последнее предложение в тексте.
Привычная нам напечатанная на станке книга из бумаги появилась в Корее всего 12 столетий назад.
- Как понимаете эту фразу?
12 веков как изготавливают бумагу, а на Руси первая печатная книга появилась более 400 лет назад. Создателем первой книги в России был Иван Фёдоров, она называлась «Азбука». (Приложение 1, Слайд 8).
Основателем первой библиотеки на Руси является Ярослав Мудрый.
VIII. Выставка книг.
- Возьмите свои любимые книги, принесенные из дома. Покажите обложки своих книг своим друзьям.
- Представьте свою книгу, озвучьте обложки. (Название и автор.)
- Ваши книжки в стихах или прозе?
- А как вы думаете писатель и поэт – это одно и то же?
Писатель – тот, кто пишет литературные произведения: и прозу, и стихи. Но поэт – это особый писатель, который пишет художественные произведения в рифме и ритме.
У вас такие яркие книжки. Но они не всегда были такие.
- Кто сделал вашу книжку яркой, нарядной, красочной? (Художник.)
- Найдите фамилию художника, проиллюстрировавшего вашу книгу.
- Кто же принимает участие в создании книги?
IX. Подведение итогов урока.
А сейчас нас ждет литературный кроссворд, который поможет нам вспомнить новые слова-понятия.
- Жители, какого острова вырезали надписи зубом акулы?
- В какой стране появилась первая напечатанная книга?
- Создатель первой книги в России.
- Коренные жители острова Пасхи.
- Материал для письма, изготовленный из тропического травяного растения.
- Основатель первой библиотеки на Руси – Ярослав …
- Человек, пишущий литературные произведения: и прозу, и стихи.
- Тот, кто делает наши книги ярче, наряднее, красочнее.
- Писатель, который пишет художественные произведения в рифме и ритме.
- Материал для письма, изготовленный из телячьей кожи.
- Наше путешествие подошло к концу. Сможете ли вы рассказать родителям о том, как появились книги в нашей жизни, и кто принимал участие в их создании?
Книги – величайшее сокровище человечества, кладезь мудрости, источник знаний. Книги вмещают настоящее, прошлое и будущее. История книг, а значит, история библиотек уходят в далекое прошлое.