Цели урока:
- Познакомить с произведением С.А.Есенина «Поет зима – аукает…». Учить, вслушиваясь в поэзию слова, определять чувства и настроение автора, сочувствовать и сопереживать ему.
- Продолжить работу над образными средствами языка: эпитетами, метафорами, сравнением, олицетворением.
- Развивать поэтический вкус, образное мышление и умение связно рассказывать о своих впечатлениях.
- Развивать навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания произведения.
- Воспитывать любовь к природе и русской словесности.
Оборудование:
- Учебник «Родная речь», составители: М.В.Голованова, В.Г.Горецкий.
- Портрет С.А.Есенина.
- Картины зимней природы, игр детей зимой.
- Музыкальная пьеса С. Рахманинова «Вокализ», П.И.Чайковского «Ноктюрн»
- Раздаточный материал: бумажные снежинки.
- Карточки с литературными терминами.
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок!
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Кто здесь хочет получать
Только лишь оценку «5»?
Пожелаю вам удачи –
За работу, в добрый час!
2. Актуализация опорных знаний.
- Я предлагаю пофантазировать и представить, что мы отправляемся на прогулку в зимний лес.
(Звучит музыка С. Рахманинова. Учитель читает текст и одновременно показывает картины зимней природы.)
Всё кругом бело. Земля словно нарядилась в ослепительно-белое платье. Снег делает чудеса!
Как красив зимний лес! Он словно нарядился в изящное белое кружево. Каждая веточка покрыта снегом. Деревья становятся похожими на причудливую снежную бабу. Снег оседает шапками на ветках. Ветки тяжелеют, поникают. И стоит дерево. Как птица с опущенными крыльями.
Несмотря на студеную пору, жизнь в лесу не прекращается ни на минуту. Что это за стук? Да это же дятел уселся на стволе старого дерева и долбит по нему. Вот хрустнула ветка. Это пробежал пушистый зайчонок. Спасаясь от врагов. Скрипят клесты, звенят синички, смеется кукушка. Светки на ветку перелетает стайка снегирей в поисках пищи.
Как хорошо в лесу! Старый пень выглядывает из-под снежной чалмы. Березы согнулись до самой земли и стали кружевными арками. Задумчиво вытянулись вверх стройные сосны.
Над деревьями – синее, огромное и удивительно нежное небо! Мороз щиплет, горячит щеки.
Беседа.
- Гуляя по лесу мы слушали музыку С.Рахманинова.
- Какой лес вы увидели?
- А кто сделал его таким?
- Как бы вы назвали зиму?
- Что вы услышали в зимнем лесу?
- А что вы представляете при слове «зима»?
Рассматривание картин с зимними забавами детей.
3. Объявление темы урока.
- Сегодня мы будем знакомиться со стихотворением, посвященном удивительному времени года – зиме.
- Попробуйте услышать фамилию русского поэта в стихотворении:
В этом имени – слово «есень».
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем
От русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Сень березы
И синь – рассвет.
Что-то есть в нем
И от весенней
Грусти, юности и чистоты…
- Услышали вы фамилию поэта?
Вывешиваю портрет С.А.Есенина.
- Стихотворение называется «Поет зима – аукает…»
4. Работа над произведением.
Работа с текстом до чтения.
- Откройте учебники.
- Читая название стихотворения, глядя на иллюстрацию, давайте предположим, о чем это стихотворение?
- Посмотрите на авторские знаки препинания. Что вы о них скажете?
- Какое стих. по характеру?
Чтение стих. про себя.
- Какими впечатлениями вам хочется поделиться после чтения стихотворения? Что вам понравилось или огорчило?
- Какое настроение у вас возникло?
Дети показывают карточки с лицами (на карточках изображено грустное выражение лица и веселое).
- Почему?
- Оправдались ли наши предположения?
Работа над лексикой стих. и выразительным чтением.
- А теперь понаблюдаем, как Есенин рисует словами картины зимней природы. Здесь вам понадобиться фантазия и воображение.
Чтение 1 строфы.
- Как зима поет песни?
- Когда вы прочитали слово мохнатый, какой лес вы себе представили?
- Здесь мы встретили слово стозвоном. Это слово придумал Есенин. Чтобы понять его, я вам открою секрет. Если в сильный мороз вы подойдете к сосне, то услышите, как дерево звенит от мороза. Теперь вы сможете объяснить выражение стозвон сосняка?
- Обратите внимание на выражение с тоской глубокою. Почему облака тоскуют? Как названы облака?
- Этот литературный прием называется … метафора.
- Чтобы выразительно прочитать эту строфу, надо обратить внимание на глаголы. Назовите их.
- Как мы будем читать эти строки? (плавно, негромко, немного грустно)
Выразительное чтение 1 строфы.(2-3 ученика)
Чтение 2 строфы.
- Обратите внимание на ударения.
- Опишите словами, какую картину представили.
- Почему автор сравнивает метелицу с ковром шелковым?
- Красивую картину мы увидели, но автор добавляет «но больно холодна». Почему?
- Вспомните образ снежной королевы. Красивая повелительница в блестящем наряде, но холоден и суров ее взгляд. При чтении этих строк выделите интонацией это противопоставление.
- Первое название этого стих. было «Воробышки». Прочитайте про них.
- С кем сравнивает воробьев? Почему?
- Этот прием называется…сравнение.
- С каким чувством прочитаем эти строки?
Выразительное чтение 2 строфы.
Физминутка.
- Возьмите в руки снежинки, которые мы изготовили на уроке труда. Покружитесь, как снежинки под музыку
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке…
Чтение 3 строфы.
- Что вы представили?
- Как надо читать строки о пташках?
- Все слова, которые употреблены для большей выразительности со словом пташка, называются… эпитеты.
- Что такое ставни?
- Бешеный рев вьюги – это какой рев?
- Какой интонацией передадим эту картину?
Выразительное чтение 3 строфы. Чтение 4 строфы.
- Все ли так грустно и страшно в стихотворении?
- Что хорошего?
- Как прочитаем слова о весне?
- Зачем автор упоминает о весне?
Выразительное чтение 4 строфы.
- Вернемся к началу стих. Прочитайте, что делает зима?
- Это живой предмет?
- А что с ним делает Есенин?
- Этот прием называется… олицетворение.
- Найдите олицетворения в тексте.
- Какие звуки мы услышали в этом стихотворении?
Работа над выразительным чтением стихотворения.
- Какое удивительное стихотворение! Сколько образов, настроений рисует С.А.Есенин! Попробуйте при чтении передать настроение поэта, а также выразить свои чувства.
Читают самостоятельно 2-3 раза. Работа в парах.
Выразительное чтение стих. под музыку П.И.Чайковского.
- Удалось ли передать чувства поэта?
- Получилось ли передать различные зимние звуки?
Выразительное чтение стих. учителем.
5. Беседа о С.А.Есенине.
- Что вы сказали бы об авторе этого стихотворения?
- В раннем детстве полюбил Есенин родную русскую природу. Вырос он в селе Константиново Рязанской области, в центре России. Потому так особенно чисты, светлы, мелодичны его стих. о природе. А писать он начал в 9 лет. Вот как вспоминает о своем детстве: « Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном, и ходил всегда в царапинах.»
«Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.» - так он напишет о себе позже.
- Какие стихи Есенина вы знаете?
Чтение стихотворений наизусть: «Черемуха», «Ночь», «С добрым утром!», «Береза»
Знакомство с выставкой книг с произведениями С.А.Есенина.
6. Написание сочинения-миниатюры «Звуки зимы»
Можно включить музыку С. Рахманинова.
- В стих. Есенина нет ярких красок, но зато много звуков. Мы говорим, что поэзия – это музыка слов. Вот сейчас вы и попробуете передать словами эту музыку зимы. На бумажных снежинках напишите несколько предложений на тему «Звуки зимы». Начните словами: «Зимой можно услышать разные звуки».
Чтение написанных сочинений.
- Удалось ли передать звуки зимы?
7. Домашнее задание:
По выбору: подготовить выразительное чтение стих.; выучить стих. наизусть ; нарисовать иллюстрацию к стих.
8. Итог урока.
Рефлексия.
- Как вы считаете, с какой целью писал Есенин стих. о природе?
- Что на уроке произвело на вас наибольшее впечатление?
- Что вы не знали, а сейчас знаете?
- Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке, в дальнейшей жизни? Как?
Оценка учащимися своей работы на уроке (дети показывают карточку с оценкой).
«5» - на вопросы отвечал, читал выразительно;
«4» - на вопросы отвечал, но стих. читал не очень выразительно;
«…» - не очень понравилась моя работа на уроке, на вопросы не отвечал, стих. читал невыразительно.
СПАСИБО ЗА УРОК!
Литература:
- Начальная школа. И.Б.Мерзлякова. Чтение стихотворений С.А. Есенина о зиме. №4, 1999.
- Нестандартные уроки в начальной школе. Авт.-сост.С.В.Савинова,Е.Е.Гугучкина.-Волгоград:Учитель,2005.-85 с..
- Преодоление трудностей: из опыта обучения чтению.М.И.Оморокова,И.А.Рапопорт.-М.: Просвещение,2000.-128 с.