Цели урока:
- Познакомить с правописанием наречий с приставками.
- Развивать орфографическую зоркость.
- Развивать речь, мышление, внимание.
- Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.
- Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.
Оборудование:
- Таблицы со словарными словами.
- «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова.
- Таблицы с заданиями.
- Карточки для групповой и индивидуальной работы, работы в парах.
- Иллюстрации с изображениями птиц.
- Записи с голосами птиц.
План-конспект урока
1. Организационный момент.
2. Чистописание.
Щ, щщ, щщщ.
Без рук, без топорища выстроен мостище.
- От каких слов образованы слова «топорище, мостище»?
- С помощью чего они образованы?
- Какие еще части слова могут служить для образования новых слов?
- Может ли окончание образовывать новые слова?
Запишите, подчеркните орфограммы.
3. Повторение пройденного материала.
Групповая работа:
Найти ошибки в предложениях, исправить их. Разобрать по членам предложения. Подчеркнуть наречия, объяснить способ их образования.
- 1-я группа: Летом выпал белый пушистый снег.
- 2-я группа: Зимой в саду расцвели яблони.
- 3-я группа: Внизу над нами лежала широкая степь.
- 4-я группа: Вечером солнце пряталось за верхушку деревьев.
Взаимопроверка.
4. Словарная работа.
На доске зашифрованные слова:
Гврсейчасугнк шварслеванпйрк лепвсверхуркм ркмовправодшцй боьураганбнлю
- Какие слова зашифрованы? (Сейчас, сверху, слева, вправо, ураган.)
- Какое слово лишнее? (Ураган – имя существительное.)
- Каково его лексическое значение?
Обратимся к «Толковому словарю»: Ураган – ветер разрушительной силы. Переносное значение: в урагане событий, ураганный огонь.
- Что в написании этого слова нужно запомнить?
Запишите его в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните орфограммы. Устно составьте предложение с новым словарным словом.
- Чем похожи остальные слова? (Это наречия).
- Какое теперь лишнее? (Сейчас – образовано слиянием двух слов).
- Чем похожи остальные слова? (Наречия, образованные с помощью приставок). Что лишнее? (Сверху – образовано от имени существительного).
- Остальные наречия образованы … (С помощью приставок и суффиксов).
Таким образом, мы подошли к теме сегодняшнего урока: «Правописание наречий с приставками».
5. Новый материал.
На доске карточки со словами:
Слева, добела, вправо, затемно, изредка, начисто.
- Разделите эти слова на две группы. Запишите в тетрадях в два столбика. Обозначьте приставки и суффиксы.
- С какими приставками пишется суффикс –а, а с какими – суффикс –о?
Делаем вывод:
С приставками с-, до-, из- в наречиях пишется суффикс –а, с приставками в-, на-, за- пишется суффикс –о.
Читаем правило в учебнике на с. 10.
Задание по вариантам:
Выполняем упражнение 211 (1-й вариант выписывает слова с суффиксом –а, 2-й вариант – с суффиксом –о).
Любой материал запоминается легче, если найти для себя какой-либо «узелок на память». Давайте попробуем подставить к приставкам наречий слово окно и понаблюдаем за окончаниями: с окна, до окна, из окна, в окно, на окно, за окно.
- Что заметили? (Окончания слова окно совпадает с суффиксами наречий).
Пусть слово окно и будет для нас «узелком на память». Подставляя его к приставке, можно проверить, какой суффикс пишется в наречии.
6. Физкультминутка.
Звучит запись птичьих голосов, которые можно услышать в летнем лесу. Дети встают, закрывают глаза, расслабляются.
7. Закрепление темы урока.
- Где мы сейчас побывали? (В летнем лесу).
- Можно ли услышать такие птичьи песни сейчас, в январе? (Нет, эти птицы улетели в теплые края).
- А какие птицы остаются с нами зимовать?
На доске иллюстрации с изображением птиц: ворона, сорока, снегирь, клест, синица.
Есть ли среди них перелетные птицы? (Есть – ворона, снегирь). К нам зимовать прилетают северные вороны, а наши улетают на зиму южнее. О снегире давайте прочитаем материал в печатных карточках.
Задание на карточках выполняется в парах: вставить пропущенные буквы, подчеркнуть наречия.
Сн_гирь.
Родина сн_гирей – хвойные леса северной тайги. Издалек_ прил_тают они на з_мовку в наши края. Резк_ выделяется сн_гирь на фоне снежного покрова св_им ярким оп_рением. Х_лодной з_мой птицы едят с_мена ольхи, клена. Особенн_ привл_кают их яг_ды рябины. В_сной сн_гири будут д_л_ко на родине. Птицы совьют там гн_зда и выведут птенцов. Снов_ услышим мы их звонкий свист в зимнем лесу только в начале з_мы.
Одновременно даются задания индивидуально (5 человек).
Соединить слова, близкие по смыслу, добавить недостающее слово.
Карточка 1.
Соединить слова, близкие по смыслу, добавить недостающее слово.
нежно |
правильно |
вокруг |
грозно |
быстро |
ласково |
морозно |
кругом |
верно |
скоро |
сердито |
|
Карточка 2.
Соединить слова, близкие по смыслу, добавить недостающее слово.
аккуратно |
ровно |
рядом |
тихо |
печально |
далеко |
гладко |
опрятно |
медленно |
близко |
вдали |
|
Карточка 3.
Соединить слова, близкие по смыслу, добавить недостающее слово.
грустно |
внизу |
засветло |
трудно |
тихо |
весело |
высоко |
громко |
легко |
низко |
вверху |
|
Карточка 4.
Соединить слова, близкие по смыслу, добавить недостающее слово.
близко |
глупо |
много |
мало |
умно |
далеко |
поздно |
рано |
слева |
темно |
светло |
|
Карточка 5.
Вычеркнуть лишнее слово, добавить подходящее:
Работать – быстро, плохо, много, издалека, …
Писать – аккуратно, чисто, громко, разборчиво, …
Играть – весело, пешком, долго, дружно, …
Сказать – вежливо, вручную, громко, правильно, …
Проверка выполненных заданий.
Найдите в тексте о снегирях наречия, которые подходят к теме сегодняшнего урока (снова). Проверьте написание, вспомнив наш «узелок на память».
8. Итог урока. Оценивание работы учащихся.
- Чему научились на уроке?
- Повторите правило правописания наречий с приставками.
- Какой «узелок на память мы должны знать»?
9. Домашнее задание.
Творческая работа: сочинение о зимующей птице по самостоятельно составленному плану.