Урок русского языка

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели урока:

  • Познакомить с правописанием наречий с приставками.
  • Развивать орфографическую зоркость.
  • Развивать речь, мышление, внимание.
  • Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.
  • Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

Оборудование:

  • Таблицы со словарными словами.
  • «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова.
  • Таблицы с заданиями.
  • Карточки для групповой и индивидуальной работы, работы в парах.
  • Иллюстрации с изображениями птиц.
  • Записи с голосами птиц.

План-конспект  урока

1. Организационный момент.

2. Чистописание.

Щ, щщ, щщщ.

Без рук, без топорища выстроен мостище.

  • От каких слов образованы слова «топорище, мостище»?
  • С помощью чего они образованы?
  • Какие еще части слова могут служить для образования новых слов?
  • Может ли окончание образовывать новые слова?

Запишите, подчеркните орфограммы.

3. Повторение пройденного материала.

Групповая работа:

Найти ошибки в предложениях, исправить их. Разобрать по членам предложения. Подчеркнуть наречия, объяснить способ их  образования.

  • 1-я группа: Летом выпал белый пушистый снег.
  • 2-я группа: Зимой в саду расцвели яблони.
  • 3-я группа: Внизу над нами лежала широкая степь.
  • 4-я группа: Вечером солнце пряталось за верхушку деревьев.

Взаимопроверка.

4. Словарная работа.

На доске зашифрованные слова:

Гврсейчасугнк   шварслеванпйрк   лепвсверхуркм   ркмовправодшцй   боьураганбнлю

  • Какие слова зашифрованы? (Сейчас, сверху, слева, вправо, ураган.)
  • Какое слово лишнее? (Ураган – имя существительное.)
  • Каково его лексическое значение?

Обратимся к «Толковому словарю»: Ураган – ветер разрушительной силы. Переносное значение: в урагане событий,  ураганный огонь.

  • Что в  написании этого слова нужно запомнить?

Запишите его в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните орфограммы. Устно составьте предложение с новым словарным словом.

  • Чем похожи остальные слова? (Это наречия).
  • Какое теперь лишнее? (Сейчас – образовано слиянием двух слов).
  • Чем похожи остальные слова? (Наречия, образованные с помощью приставок). Что     лишнее? (Сверху – образовано от имени существительного).
  • Остальные наречия образованы … (С помощью приставок и суффиксов).

Таким образом, мы подошли к теме сегодняшнего урока: «Правописание наречий с приставками».

5. Новый материал.

На доске  карточки со  словами:

Слева, добела, вправо, затемно, изредка, начисто.

  • Разделите эти слова на две группы. Запишите в тетрадях в два столбика. Обозначьте     приставки и суффиксы.
  • С какими приставками пишется суффикс –а, а с какими – суффикс –о?

Делаем вывод:

С приставками с-, до-, из- в наречиях пишется суффикс –а, с приставками в-, на-, за- пишется суффикс –о.

Читаем правило в учебнике на с. 10.

Задание по вариантам:

Выполняем упражнение 211 (1-й вариант выписывает слова с суффиксом –а, 2-й вариант – с суффиксом –о).

Любой материал запоминается легче, если найти для себя какой-либо «узелок на память». Давайте попробуем подставить к приставкам наречий слово окно и понаблюдаем за окончаниями: с окна, до окна, из окна, в окно, на окно, за окно.

  • Что заметили? (Окончания слова окно совпадает с суффиксами наречий).

Пусть слово окно и будет для нас «узелком на память». Подставляя его к приставке,  можно проверить, какой суффикс пишется в наречии.

6. Физкультминутка.

Звучит запись птичьих голосов, которые можно услышать в летнем лесу. Дети встают, закрывают глаза, расслабляются.

7. Закрепление темы урока.

  • Где мы сейчас побывали? (В летнем лесу).
  • Можно ли услышать такие птичьи песни сейчас, в январе? (Нет, эти птицы улетели в     теплые края).
  • А какие птицы остаются с нами зимовать?

На доске иллюстрации с изображением птиц: ворона, сорока, снегирь, клест, синица.

Есть ли среди них перелетные птицы? (Есть – ворона, снегирь). К нам зимовать  прилетают северные вороны, а наши улетают на зиму южнее. О снегире давайте  прочитаем материал в печатных карточках.

Задание на карточках выполняется в парах: вставить пропущенные буквы, подчеркнуть    наречия.

Сн_гирь.

Родина сн_гирей – хвойные леса северной тайги. Издалек_ прил_тают они на з_мовку в наши края. Резк_ выделяется сн_гирь на фоне снежного покрова св_им ярким оп_рением. Х_лодной з_мой птицы едят с_мена ольхи, клена. Особенн_ привл_кают их яг_ды рябины. В_сной сн_гири будут д_л_ко на родине. Птицы совьют там гн_зда и выведут птенцов. Снов_ услышим мы их звонкий свист в зимнем лесу только в начале з_мы.

Одновременно даются задания индивидуально (5 человек).

Соединить слова, близкие по смыслу, добавить недостающее слово.

Карточка 1.

Соединить слова, близкие по смыслу, добавить недостающее слово.

нежно

правильно

вокруг

грозно

быстро

ласково

морозно

кругом

верно

скоро

сердито

 

Карточка 2.

Соединить слова, близкие по смыслу, добавить недостающее слово.

аккуратно

ровно

рядом

тихо

печально

далеко

гладко

опрятно

медленно

близко

вдали

 

Карточка 3.

Соединить слова, близкие по смыслу, добавить недостающее слово.

грустно

внизу

засветло

трудно

тихо

весело

высоко

громко

легко

низко

вверху

 

Карточка 4.

Соединить слова, близкие по смыслу, добавить недостающее слово.

близко

глупо

много

мало

умно

далеко

поздно

рано

слева

темно

светло

 

Карточка 5.

Вычеркнуть лишнее слово, добавить подходящее:

Работать – быстро, плохо, много, издалека, …                 
Писать – аккуратно, чисто, громко, разборчиво, …                   
Играть – весело, пешком, долго, дружно, …        
Сказать – вежливо, вручную, громко, правильно, …             

Проверка выполненных заданий.

 Найдите в тексте о снегирях наречия, которые подходят к теме сегодняшнего урока (снова). Проверьте написание, вспомнив наш «узелок на память».

8. Итог урока. Оценивание работы учащихся.

  • Чему научились на уроке?
  • Повторите правило правописания наречий с приставками.
  • Какой «узелок на память мы должны знать»?

9. Домашнее задание.

Творческая работа: сочинение о зимующей птице по самостоятельно составленному плану.