«…развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены.
Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственными силами,
собственной деятельностью».
А.Дистервег
Оценочный инструментарий как средство формирования аналитических и оценочных умений обучающихся на уроках изобразительного искусства
Оценивание необходимо человеку для взаимодействия с предметным миром, с другими людьми, с обществом. Одним из средств формирования аналитических и оценочных умений обучающихся на уроках является оценочный инструментарий. Для однозначного толкования понятия инструментарий считаю необходимым сделать пояснение.
В толковом словаре С.И.Ожегова дано следующее определение: «Инструментарий – совокупность инструментов употребляемых в какой-нибудь специальной области». В социологическом словаре проекта Socium (2003 г.) инструментарий понимается как система методических и технических приемов осуществления исследования, воплощенная в соответствующих операциях и процедурах и представленная в форме разнообразных документов.
Следуя логике этого определения, можно сказать, что оценочный инструментарий в педагогике - это совокупность методических и технических средств проведения оценочных процедур, разработанных в соответствии с программой, целями и задачами образования. В этом смысле оценочный инструментарий включает в себя технологии, методы, формы, приёмы обучения.
В узком же смысле слова, оценочный инструментарий – это специальные документы (листы самоконтроля, анкеты, опросные листы, тесты, матрицы анализа, оценок и т.д.), с помощью которых осуществляются оценочные процедуры.
Способы оценки деятельности обучающихся на уроке изобразительного искусства
Оценка учителем результатов учебной деятельности на уроке и отметка как конкретное выражение этой оценки является одной из самых актуальных и наименее разработанных проблем современного художественного образования. Учитель должен разработать определённые, ясные и понятные критерии оценки, чтобы учащиеся сами могли оценивать себя на основе данных критериев.
В педагогической практике применяю следующие критерии:
- заинтересованное отношение учащегося к процессу и результату работы;
- грамотность (культура) учащегося как зрителя, художника, читателя;
- тяга к творчеству (самостоятельность, образность трактовок; оригинальность, выразительность; стремление к расширению представлений, полученных на уроке);
- проявление самостоятельности в понимании и решении разнообразных задач;
- активное сотрудничество с одноклассниками, умение отстаивать свою точку зрения, желание понять точку зрения другого, прийти к соглашению;
- степень усвоения знаний, умений, навыков;
- выполнение конкретных заданий, проектов, классных газет и пр.;
- участие в конкурсах, олимпиадах, выставках и др.
Положения 1-5 связаны с процессом формирования способов умственных действий, а 6-8 отражают наличие знаний, умений, навыков. Поэтому и способы оценивания разные. В первом случае – одобрение, словесные поощрения. Во втором, когда речь идёт о знаниях, умениях и навыках, использую традиционные формы проверки: тесты, проверочные работы, обсуждение работ. Но и в этом случае критерии оценки должны быть известны ученикам. Всё это стимулирует процесс творческой деятельности (или наоборот), поэтому положительный доброжелательный настрой имеет очень часто определяющее значение.
Выбор оценочного инструментария зависит от формы учебной деятельности. Представлю формы учебной деятельности, способствующие формированию аналитических и оценочных умений обучающихся на уроках изобразительного искусства и оценочный инструментарий, применяемый в том или ином случае.
Специфика предметов художественного цикла предполагает свои формы учебной деятельности. Основная часть учебного времени отводится на творческую деятельность.
I. Творческая деятельность.
Создание творческих композиций.
1. Начиная с первых уроков в 1 классе, практикую представление и защиту творческой работы. Дети не только высказывают своё мнение о работе, но и выслушивают мнения других (одноклассников, учителя). Обсуждение работ происходит разными способами:
По организации обсуждения: выставка всех работ, индивидуальное или групповое представление.
По форме обсуждения:
- «Что нравится в рисунке».
У кого получилось лучше то или иное изображение. Например, в новогодней композиции: у кого самая нарядная ёлочка, самая пушистая ёлочка, много подарков, у какого Деда Мороза самый тяжёлый мешок с подарками, самая добрая Снегурочка, самая весёлая Снегурочка, самая современная Снегурочка, праздничный фейерверк, сильный снегопад, где дед Мороз со Снегурочкой очень спешат, дед Мороз со Снегурочкой замёрзли? и т.д. - «Цепочка». Вопрос: чья работа вам нравится больше всего? Почему? Дальше продолжает тот, чью работу отметили и т.д. Так обсуждаем каждую работу и находим, за что похвалить каждого ученика. В обсуждении принимает участие каждый ученик.
2. Постепенно усложняется уровень защиты: от эмоциональной оценки к развёрнутому анализу, включающему содержание и форму выполненной творческой работы. Например, в 4 классе ученики выполняют творческую композицию «Иллюстрация к сказке». Знакомлю их с критериями оценивания и практикую защиту и обсуждение работ.
Критерии и показатели оценки результатов творческой композиции «Иллюстрация к сказке». 4-й класс
№ |
Критерии |
Показатели |
Самооценка |
Оценка |
1. |
Грамотность |
Композиционная организация изображения в листе (размер, расположение) |
|
|
Построение формы, передача пропорций |
|
|
||
Умение использовать цвет при создании композиции |
|
|
||
2. |
Выразительность |
Умение передавать собственное отношение к изображаемому через замысел |
|
|
Оригинальность композиции |
|
|
||
Всего: |
|
|
||
Оценка: |
|
|
Заполнение матрицы. Работа оценивается в трёхбалльной системе:
- 3 балла – качество ярко выражено;
- 2 балла – качество выражено удовлетворительно;
- 1 балл - качество слабо выражено;
- 0 баллов – качество не выражено.
Обработка результатов. Для получения результатов необходимо суммировать показатели по столбцу и сопоставить со следующей шкалой:
Количество баллов |
Оценка |
0-5 |
неудовлетворительно |
6-9 |
удовлетворительно |
10-12 |
хорошо |
13-15 |
отлично |
При выполнении итоговых творческих композиций объявляю конкурс на лучший рисунок. Разработанная матрица помогает определить лучшие работы. Оценивание проходит открыто, субъективизм сводится к минимуму. За лучшие работы дети награждаются грамотами, на которых изображены их рисунки.
3. Разновидностью предыдущей формы является лист самоконтроля.
В 4 классе в начале работы над творческой композицией дети получают лист самоконтроля:
Лист самоконтроля. 4 класс. Тема: «Иллюстрация пословицы в стиле лубка»
Критерии |
+ - |
|
Соответствует ли мой рисунок особенностям лубка? |
Юмористичность |
|
Игрушечность |
|
|
Крупное изображение |
|
|
Текст |
|
|
Чёрная линия обводки |
|
|
Яркий цвет изображения |
|
|
Белый фон |
|
|
Декоративность |
|
|
Рамка |
|
|
Композиция |
|
|
Выразительность |
|
|
Оригинальность |
|
|
Всего баллов: |
|
Матрица оценивания: 0-5 баллов – оценка «2»; 6-8 баллов – оценка «3»; 9-10 баллов – оценка «4»; 11-13 баллов – оценка «5».
Лист самоконтроля даёт возможность саморегулировать процесс творческой деятельности.
В 7-м классе в теме «Лепка фигуры человека» перед началом практической работы дети знакомятся с критериями оценки. Поэтому они не только оценивают степень усвоения знаний, умений, навыков, но и сами контролируют процесс выполнения работы.
Лист самоконтроля. Оценка качества работы по теме «Лепка фигуры человека». Ученика VII класса ___________________
Критерии |
+ - |
|
I. Выразительность пропорций |
Голова откладывается 6-7 раз в высоту фигуры |
|
Ноги – половина фигуры человека |
|
|
Ширина плеч – 1.5-2 высоты головы |
|
|
Линия талии – 1.5 головы |
|
|
Руки доходят до середины бедра |
|
|
Ступня равняется высоте головы |
|
|
Кисть руки – высоте лица |
|
|
II. Выразительность движения |
|
|
III. Соответствие теме (балет, цирк, спорт) |
|
|
Оценка: |
|
4. Отзыв о творческой композиции – одна из форм учебной деятельности, способствующие формированию адекватной самооценки обучающихся на уроках изобразительного искусства.
В 7-м классе во II четверти в теме «Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве» предлагаю написать отзыв о своей композиции.
Примерный план отзыва о композиции «Поэзия повседневности»:
- Название, тема.
- Сюжет, какими могли бы быть другие варианты в данной теме.
- Почему выбрана эта тема, что хотелось в ней выразить (содержание)
- Какие выразительные средства были использованы (композиция, перспектива, светотень, цвет)
5. Анализ творческой композиции в VII классе осуществляется по более подробному плану. Приложение 3.
В VIII классе в теме «Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне «Текст и изображение как элементы композиции» выполняют макет плаката, поздравительной открытки. По завершению работы анализируют композицию, используя матрицу:
Матрица анализа полиграфической композиции
Показатели |
Самооценка |
Оценка |
Есть ли единство текста и изображения
|
|
|
Каков способ сочетания текста и изображения
|
|
|
Качество выражено ярко – 2 балла; качество выражено слабо – 1 балл; качество не выражено – 0 баллов.
В теме «Многообразие форм полиграфического дизайна» выполняют макет визитки, при анализе используют матрицу:
Матрица анализа абстрактной композиции
Показатели |
Самооценка |
Оценка |
В композиции достигнут баланс форм (или не достигнут) |
|
|
Композиция построена на симметрии (асимметрии) |
|
|
Композиционный центр выделен (не выделен) размером, цветом, светом, расположением, контрастом… |
|
|
В композиции использован (не использован) ритм пятен, линий, точек |
|
|
Композиция построена на нюансе (цвета, света, размера, формы) |
|
|
Композиция построена на контрасте или нюансе (цвета, света, размера, формы) |
|
|
Композиция основана на движении (на покое) |
|
|
В композиции достигнуто (не достигнуто) единство |
|
|
Таким образом, применение оценочного инструментария при создании и оценке творческих работ формирует аналитические и оценочные умения, а именно:
- умение внимательно выслушивать объяснения учителя;
- четкое осознание цели своей работы;
- контролировать соответствие выполняемой работы поставленной цели;
- самостоятельная проверять полученный результат;
- осуществлять самоконтроль при выполнении задания на разных этапах, выявление рациональных способов решений, ошибок в работе, коррекцию своих действий;
- объективно оценивать правильность и качество завершенной работы;
- контролировать скорость и последовательность этапов работы;
- давать самооценку уровня овладения учебными умениями;
- контролировать концентрацию внимания на задании (быстрота, последовательность). Приложение 1
II. Организация контроля и самоконтроля степени усвоения знаний
Накануне контрольной работы часто использую такую форму подготовки как лист самопроверки, позволяющий ученикам выявить уровень своей подготовки по теме (разделу) и самому сделать вывод о готовности к контрольной работе;
Самопроверку организую, применяя оценочный инструментарий как на бумажных, так и на электронных носителях. Последние имеют явные преимущества из-за наглядности и оперативности. Приложение 2.
Итак, применение оценочного инструментария позволяет
- организовать самостоятельную деятельность школьников по самооценке и взаимооценке знаний и умений на каждом из этапов их освоения;
- побуждать учеников к выявлению и исправлению ошибок, поиску и устранению их причин, оказанию взаимопомощи, доброжелательной и вместе с тем принципиальной оценке деятельности друг друга.
Список литературы
- Безрукова В.С. Всё о современном уроке: проблемы и решения // Библиотека журнала «Директор школы». – М., 2004. - №5.
- Диагностические таблицы основных учебных умений и навыков // Практика административной работы в школе. – М., 2004 - № 5.
- Калдыбаев С.К., Бекежанов М.М. Содержание и структура результата обучения // Стандарты и мониторинг в образовании. - М., 2008. -№2.
- Медведенко Н.В., Рубцова С.Ю. Оценка и её взаимосвязь с контролем, измерением и диагностикой в управлении качеством образования // Стандарты и мониторинг в образовании. - М., 2008. -№2.
- Новиков А.М. Формы учебной деятельности //Школьные технологии. - М., 2007. -№4.
- Оценка качества школьного образования (анализ результатов международных исследователей Pisa) // Библиотека журнала «Директор школы». – М., 2007. - №4.
- Черноусова Ф.П. Стимулирование познавательной деятельности как средства саморазвития и самореализации личности // Завуч. – М., 2003 - №8.