Внеклассное занятие по русскому языку "Как «оседлать» правило?" с использованием информационных технологий

Разделы: Начальная школа


Цель: развитие умения составлять алгоритм решения орфографических задач;
повторение и закрепление правописания «не» с глаголами и мягкого знака после «шипящих»; воспитание интереса к изучению родного языка.

Оборудование: карточки с орфографическими задачами, медиаоборудование.

Ход занятия

I. Вступительное слово учителя:

Язык - это средство общения людей, выражение мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Вот почему так важно уметь владеть грамотной устной и письменной речью.

Наше сегодняшнее занятие называется «Как «оседлать» правило?» (Слайд №1)

Как часто вы делаете ошибки на правила, которые вам хорошо знакомы!

А все потому, что от правила к грамотному письму нет прямой дороги: на пути встречаются преграды. Одолеть их вам поможет волшебное слово САМОИНСТРУКЦИЯ! (Слайд №2)

Вы, конечно, знаете, что такое инструкция. (Слайд №3) В жизни часто приходится встречаться с нею. Инструкция прикладывается к пылесосу, стиральной машине, телевизору и к другим приборам.

В инструкциях говорится, что нужно делать, чтобы приборы работали. В них указывается порядок действий.

А если инструкции перепутать, то получится то, что описано в шутливом стихотворении Л.Квитко. (Слайды №4–6)

«Мальчик Лемеле»

Мама сказала:
-Ты мне услужи:
Вымой тарелки,
Сестру уложи,
Дрова наколоть
Не забудь, мой сынок,
Поймай петуха
И запри на замок
Сестрёнка, тарелки,
Петух и дрова.
У Лемеле только
Одна голова!
Схватил он сестрёнку
И запер в сарай.
Сказал он сестрёнке:
-Ты здесь поиграй!
Дрова он усердно
Промыл кипятком,
Четыре тарелки
Разбил молотком.
Но долго пришлось
С петухом воевать:
Ему не хотелось
Ложиться в кровать.

- Ребята, что сделал мальчик неправильно? Почему это произошло? (Ответы детей)

Итак, САМОИНСТРУКЦИЯ - это инструкция, которую человек создал для самого себя.

Он подаёт команды, что и в каком порядке ему нужно выполнять. (Слайд №7)

II. Составление самоинструкций по правилам: правописание «не» с глаголами, правописание мягкого знака после шипящих.

- Составлять инструкции и использовать их при письме - это значит решать задачи, только не математические, а орфографические.

Когда вы решаете примеры или задачу, вы, прежде всего, определяете, что нужно делать и в каком порядке. То же самое происходит и при решении орфографических задач. (Слайд №8)

1. Грамматическая сказка.

- Ребята, послушайте грамматическую сказку «Сила любви».

Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».

Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!». И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама Частица Не жить друг без друга не могут.

- А вы, ребята, догадались, почему в некоторых случаях частица НЕ пишется слитно с глаголом? (Слайд №9)

2. Орфографическая задача №1 (Слайд №10).

3. Ход решения задачи (Слайд №11).

4. Лингвистическое задание.

- Ребята, а теперь мы будем составлять самоинструкцию на другое правило. (Слайд №12) Послушайте стихотворение.

Почему

Я прилагаю всё старание.
Хочу понять правописание.
Но вызывает тем не менее
Правописанье удивление.
-А ну, не плачЬ, кончай-ка плач!
Синяк пройдёт,- сказал мне врач.
Но прежде, чем пропал синяк,
Исчез из плача мягкий знак!
Я прилагаю всё старание,
Я проявляю прилежание,
Но очень часто, тем не менее,
Я прихожу в недоумение.

- Объясните, почему «исчез» из плача мягкий знак? Вспомните все случаи правописания мягкого знака в словах.

5. Орфографическая задача №2 (Слайд №13).

6. Ход решения орфографической задачи (Слайды №14–18).

III.Самостоятельное выполнение орфографических задач с помощью составленных самоинструкций. (Слайд №19)

  1. Орфографическая задача №1 (Слайд №20).
  2. Проверка (Слайд №21)
  3. Орфографическая задача №2 (Слайд №22)
  4. Проверка (Слайд №23)

IV. Итог занятия.

- Если вы научились работать с правилом по самоинструкции, значит, «оседлали» правило. Теперь оно вас повезёт! (Слайд №24).

Приложение к внеклассному занятию (слайды №1-23) – презентация «Как «оседлать» правило?»