Цель: развитие умения составлять алгоритм решения орфографических задач;
повторение и закрепление правописания «не» с глаголами и мягкого знака после «шипящих»; воспитание интереса к изучению родного языка.
Оборудование: карточки с орфографическими задачами, медиаоборудование.
Ход занятия
I. Вступительное слово учителя:
Язык - это средство общения людей, выражение мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Вот почему так важно уметь владеть грамотной устной и письменной речью.
Наше сегодняшнее занятие называется «Как «оседлать» правило?» (Слайд №1)
Как часто вы делаете ошибки на правила, которые вам хорошо знакомы!
А все потому, что от правила к грамотному письму нет прямой дороги: на пути встречаются преграды. Одолеть их вам поможет волшебное слово САМОИНСТРУКЦИЯ! (Слайд №2)
Вы, конечно, знаете, что такое инструкция. (Слайд №3) В жизни часто приходится встречаться с нею. Инструкция прикладывается к пылесосу, стиральной машине, телевизору и к другим приборам.
В инструкциях говорится, что нужно делать, чтобы приборы работали. В них указывается порядок действий.
А если инструкции перепутать, то получится то, что описано в шутливом стихотворении Л.Квитко. (Слайды №4–6)
«Мальчик Лемеле»
Мама сказала:
-Ты мне услужи:
Вымой тарелки,
Сестру уложи,
Дрова наколоть
Не забудь, мой сынок,
Поймай петуха
И запри на замок
Сестрёнка, тарелки,
Петух и дрова.
У Лемеле только
Одна голова!
Схватил он сестрёнку
И запер в сарай.
Сказал он сестрёнке:
-Ты здесь поиграй!
Дрова он усердно
Промыл кипятком,
Четыре тарелки
Разбил молотком.
Но долго пришлось
С петухом воевать:
Ему не хотелось
Ложиться в кровать.
- Ребята, что сделал мальчик неправильно? Почему это произошло? (Ответы детей)
Итак, САМОИНСТРУКЦИЯ - это инструкция, которую человек создал для самого себя.
Он подаёт команды, что и в каком порядке ему нужно выполнять. (Слайд №7)
II. Составление самоинструкций по правилам: правописание «не» с глаголами, правописание мягкого знака после шипящих.
- Составлять инструкции и использовать их при письме - это значит решать задачи, только не математические, а орфографические.
Когда вы решаете примеры или задачу, вы, прежде всего, определяете, что нужно делать и в каком порядке. То же самое происходит и при решении орфографических задач. (Слайд №8)
1. Грамматическая сказка.
- Ребята, послушайте грамматическую сказку «Сила любви».
Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».
Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!». И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама Частица Не жить друг без друга не могут.
- А вы, ребята, догадались, почему в некоторых случаях частица НЕ пишется слитно с глаголом? (Слайд №9)
2. Орфографическая задача №1 (Слайд №10).
3. Ход решения задачи (Слайд №11).
4. Лингвистическое задание.
- Ребята, а теперь мы будем составлять самоинструкцию на другое правило. (Слайд №12) Послушайте стихотворение.
Почему
Я прилагаю всё старание.
Хочу понять правописание.
Но вызывает тем не менее
Правописанье удивление.
-А ну, не плачЬ, кончай-ка плач!
Синяк пройдёт,- сказал мне врач.
Но прежде, чем пропал синяк,
Исчез из плача мягкий знак!
Я прилагаю всё старание,
Я проявляю прилежание,
Но очень часто, тем не менее,
Я прихожу в недоумение.
- Объясните, почему «исчез» из плача мягкий знак? Вспомните все случаи правописания мягкого знака в словах.
5. Орфографическая задача №2 (Слайд №13).
6. Ход решения орфографической задачи (Слайды №14–18).
III.Самостоятельное выполнение орфографических задач с помощью составленных самоинструкций. (Слайд №19)
- Орфографическая задача №1 (Слайд №20).
- Проверка (Слайд №21)
- Орфографическая задача №2 (Слайд №22)
- Проверка (Слайд №23)
IV. Итог занятия.
- Если вы научились работать с правилом по самоинструкции, значит, «оседлали» правило. Теперь оно вас повезёт! (Слайд №24).
Приложение к внеклассному занятию (слайды №1-23) – презентация «Как «оседлать» правило?»