Цель: закрепить знания учащихся об изученных буквах.
Задачи:
- образовательные:
- закрепить знания учащихся об изученных буквах;
- сформировать представления об актерских способностях кошек;
- закреплять умения проводить звуко-буквенный анализ слова;
- продолжить формировать умения работать с текстом;
- продолжить формировать у учащихся умения организовывать себя и работать в заданном темпе;
- формировать творческую активность учащихся;
- формировать фонематический слух;
- воспитательные:
- воспитывать любовь к животным;
- содействовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;
- содействовать профилактике утомляемости учащихся;
- развивающие:
- развивать наблюдательность;
- развивать и обогащать речь учащихся;
- развивать логическое мышление;
- развивать познавательный интерес к чтению;
- способствовать развитию эмоциональной сферы.
Оборудование:
- иллюстрации кошек, иллюстрации, посвященные театру кошек Ю. Куклачева;
- схемы слов для звуко-буквенного анализа;
- схемы предложения;
- рассыпанная загадка;
- индивидуальные карточки с рассказом Ю. Куклачева «Чарлик»;
- С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке»;
- пословица с пропущенными буквами «Доброе слово и кошке приятно»;
- разрезанные буквы пословицы;
- книги Ю. Куклачева;
- компас.
Ход урока
1. Организация учащихся.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
2. Сообщение темы урока.
- Урок обучения грамоте у нас сегодня необычный. Мы непросто будем повторять изученные буквы, а отправимся в театр.
- Поднимите руку, кто уже когда-нибудь был в театре?
- Театры бывают разные. И актеры в театре тоже могут быть разные.
- Кто является актерами нашего театра, вы узнаете, отгадав загадку.
- Ой, смотрите, случилась беда и загадка рассыпалась.
- Прочитаем ее по частям: (чтение по цепочке).
(На доске карточки с рассыпанной загадкой).
Мордочка усатая,
Часто умывается,
Шубка полосатая,
А с водой не знается.
- Как вы думаете, загадка о животном или человеке? (о животном)
- Почему вы так думаете? (мордочка усатая, шубка полосатая)
- Попробуйте составить загадку. (ученик составляет устно, учитель на доске)
- Прочитаем загадку еще раз: (ученик)
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.
- Отгадайте.
- Это кошка.
3. Закрепление полученных знаний.
- Сколько в слове кошка слогов? (2)
- Назовите первый слог. (кош-)
- Назовите второй слог. (-ка)
- Какой слог ударный? (кош-)
- Посмотрите на схемы слов.
- Подберите верную схему.
(Каждая схема объясняется).
Подходит 3 схема.
- Составьте предложения про кошку.
- А сейчас помогите мне найти схему предложения.
(На доске плакат).
(Ученики объясняют).
- Сколько слов в предложении? (4 слова)
- Составьте предложение про кошку по схеме.
- Кто же является актерами нашего театра? (кошки)
- Есть такой театр в Москве, актерами в котором являются кошки. Художественный руководитель театра – Юрий Куклачев. (иллюстрации)
- Может, кто-то уже был в этом театре?
- Если нет, то мы с вами еще там побываем.
- В театре у Куклачева 120 кошек. Каждая имеет свой неповторимый характер. Кошки не поддаются дрессировке, но, наблюдая за ними, их можно научить быть актерами.
- В театре у Юрия Куклачева животные проходят обучение, а люди, которые смотрят на животных и общаются с ними, тоже многому учатся у них.
- Как вы думаете, чему можно научиться у кошек?
- У кошек можно научиться терпению, преданности, любви, вежливости, воспитать волю. Общаясь с ними, проходишь, так называемую, «школу доброты».
4. Физминутка.
Осторожно, словно кошка,
До дивана от окошка
На носочках я пройдусь,
Лягу и в кольцо свернусь.
А теперь пора проснуться,
Распрямиться, потянуться.
Я легко с дивана спрыгну.
Спинку я дугою выгну.
А теперь крадусь, как кошка,
Спинку я прогну немножко.
Я из блюдца молочко
Полакаю язычком.
Лапкой грудку и животик
Я помою, словно котик.
И опять свернусь колечком,
Словно кот у теплой печки.
5. Закрепление изученного материала.
- Юрий Куклачев не только дрессировщик, но и писатель. Он написал книги про своих животных (показ книг).
- Посмотрите на доску. Здесь слова, которые помогут нам прочитать рассказ Куклачева. (чтение по 1, затем хором, слова на доске с дополнительными пометками – слоги, ударение).
Чарлик
впереди
маленький
использую
не боятся
заблудиться
- Возьмите листочки с текстом.
- Прочитаем рассказ Юрия Куклачева «Чарлик» (первичное чтение хорошо читающим учеником, вторичное по цепочке)
Чарлик.
У меня есть кот. Зовут его Чарлик. Он маленький и ловкий. На даче я использую Чарлика как компас. Когда дети идут в лес за грибами, то берут кота с собой. Ходят дети по лесу и не боятся заблудиться. Чарлик сам бежит впереди и приводит домой.
- - Кто живет у автора? (У автора живет кот.)
- Как его зовут? ( Его зовут Чарлик.) - – Какой Чарлик? Прочитайте.
- Куда ходят дети? Найдите в тексте и прочитайте.
- Кто приводит ребят домой? Прочитайте.
- С чем сравнивают кота? (Кота сравнивают с компасом.)
- Что такое компас? (Это прибор для определения сторон горизонта.) Показ компаса.
- Для чего его используют? (Определяют стороны горизонта.)
- О компасе мы поговорим на уроках окружающего мира.
- Чем помогает Чарлик? (Он как компас может находить путь домой.)
- Чем еще могут помочь кошки? (лечат, спасают от пожара, поднимают настроение и т. д.)
Физминутка.
Эй, ребята, не ленитесь!
На зарядку становитесь!
Справа – друг и слева – друг!
Вместе все – в веселый круг!
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!
- Кошки обладают разными качествами. Об одном из них узнаем из произведения Самуила Яковлевича Маршака «Сказка о глупом мышонке». Для этого мы окажемся в театре.
Инсценировка С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке».
- Что вы можете сказать о мышонке из этой сказки? (Он маленький и глупый.)
- А о кошке? (Кошка умная и хитрая.)
- Почему вы так думаете? (Она перехитрила мышонка и его маму.)
6. Обобщение и подведение итогов урока.
- Мы сегодня много говорили про кошек. Но, что главное при общении с животными, вы узнаете, дополнив пословицу недостающими буквами.
- Возьмите разрезанные буквы и соберите их. (Ученики работают в парах, работа выполняется в виде мозаики, готовые буквы помещаются на место пропусков.)
- Прочитайте пословицу.
Доброе слово и кошке приятно.
- Что же главное в общении с животными? (доброта)
- Применимо ли это в общении между людьми? (да)
- Так давайте же будем добрыми друг с другом.