Задачи урока:
- совершенствовать полноценный навык чтения;
- продолжить работу над формированием умения представлять героя, давать характеристику его мотивам и поступкам;
- учить давать собственную оценку персонажам и событиям.
Оборудование: портрет А. П. Гайдара, выставка книг.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Подготовка к восприятию.
2. 1.- Рассмотрите выставку. По какому признаку объединены эти книги? (Автор – А. Гайдар)
На доску прикрепляется портрет Гайдара, учитель кратко рассказывает биографию Гайдара.
«Гайдар родился в 1904 году в семье учителя. Четырнадцатилетним мальчиком он вступил в ряды Красной армии. В 16 лет Аркадий командовал полком. Это был самый юный командир за всю историю армии.
Гайдар предполагал, что останется военным на всю жизнь, но из-за тяжелой контузии, полученной в сражении, его уволили из армии. Почти сразу же после этого Гайдар стал детским писателем.
Книги Гайдара отличаются соединением «чего-то мальчишеского и чего-то солдатского». Прежде всего это относится к знаменитой повести «Тимур и его команда». Это произведение оказало сильное воздействие на читателей. По всей стране развернулось тимуровское движение. В годы Великой Отечественной войны тимуровцы помогали семьям воинов.
С самого начала Великой Отечественной войны Аркадий Гайдар ушел добровольцем на фронт. И в первый год войны (ему было 37 лет) геройски погиб, защищая родину от фашистов. Но его книги живут и в наши дни».
Справочный материал. Кубасова О. В. Любимые страницы. Методические рекомендации по литературному чтению для начальной школы. 2 класс. 2006.
2.2. Сегодня мы познакомимся с произведением А. Гайдара «Совесть», постараемся найти позицию автора и выразить свое отношение к прочитанному.
2.3. Выяснение имеющихся представлений о совести.
- Рассказ называется «Совесть». Как вы думаете, что такое совесть?
- Русский народ создал много пословиц и поговорок о совести. Некоторые из них вы могли слышать. Например: Совсем совесть потерял. Совесть без зубов, а загрызет. Совесть спать не дает. Волосом сед, а совести нет. Люди с чистой совестью.
3. Первичное знакомство с произведением.
Рекомендация: этот рассказ – психологически сложное произведение, поэтому его прочитать должен учитель.
- Оправдал ли этот рассказ ваши ожидания? Какие чувства вы испытали, когда слушали рассказ?
4. Подготовка к самостоятельному чтению.
Работа над лексическим значением слов.
- Попробуйте объяснить значение слов: украдкой, смекнула, добродушный, беспощадная.
5. Самостоятельное чтение.
6. Этап анализа и синтеза произведения.
Возможные вопросы учителя:
- Почему Нина решила не идти в школу?
- Зачем же она пошла в рощу украдкой?
- Прочитайте, как автор назвал время учебы в школе? Почему именно так?
- О чем подумала Нина, когда встретила малыша?
- Прочитайте, какие слова она сказала мальчику? Каким тоном?
- Почему Нине не удалось подшутить над малышом?
- Давайте понаблюдаем за настроением девочки. Прочитайте, чем занималась Нина до встречи с малышом. Что вы можете сказать об ее настроении?
- Докажите словами из текста, что настроение у Нины изменилось.
- Каким вы себе представили маленького мальчика? Опишите его. Воспользуйтесь словами из текста.
- Совершила ли Нина хотя бы один хороший поступок? Какой?
- Попробуйте объяснить, почему она не взяла книги и завтрак, когда провожала маленького мальчика через рощу. Докажите словами из текста.
- Почему Нине было стыдно?
- В конце рассказа Нина плакала?
- Будет ли Нина когда-нибудь прогуливать уроки?
- Найдите главную мысль этого произведения.
7. Выразительное чтение рассказа.
8. Обмен мнениями о главном герое произведения. Развитие монологической речи.
- Чему вас научил этот рассказ?
- Говорит ли Гайдар прямо, как надо себя вести, осуждает ли он поступок Нины?
- Выберите из предложенных слов, которыми можно охарактеризовать главную героиню в начале рассказа до встречи с малышом:
Храбрая, решительная, находчивая, испуганная, сообразительная, умная, отзывчивая, справедливая, доброжелательная, равнодушная, ленивая, жалостливая, строгая, ответственная, безответственная.
- Какой представлена Нина во время встречи с малышом? Охарактеризуйте ее, используя предложенные слова.
- Какой стала девочка в конце рассказа? Что повлияло на эти изменения?
Рекомендация: учителю следует подвести учащихся к пониманию того, что Нина не плохая девочка, она совершила недостойный поступок, осознала это. Нина поняла свою ошибку и постарается ее исправить.
- Попробуйте собрать русскую пословицу:
У, совесть, тот, счастлив, спокойна, счастлив.
(Счастлив тот, у кого совесть спокойна.)
Используемая литература:
- О. В. Кубасова Любимые страницы. Методические рекомендации по литературному чтению для начальной школы. 2 класс. Ассоциация 21 век. 2006.
- Е. Ю. Зенькова. Уроки чтения. 1(2) класс. Пособие для учителя начальной школы. Издат-школа 2000.