Урок литературного чтения. А.Гайдар "Совесть"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  1. совершенствовать полноценный навык чтения;
  2. продолжить работу над формированием умения представлять героя, давать характеристику его мотивам и поступкам;
  3. учить давать собственную оценку персонажам и событиям.

Оборудование: портрет А. П. Гайдара, выставка книг.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Подготовка к восприятию.

2. 1.- Рассмотрите выставку. По какому признаку объединены эти книги? (Автор – А. Гайдар)

На доску прикрепляется портрет Гайдара, учитель кратко рассказывает биографию Гайдара.

«Гайдар родился в 1904 году в семье учителя. Четырнадцатилетним мальчиком он вступил в ряды Красной армии. В 16 лет Аркадий командовал полком. Это был самый юный командир за всю историю армии.

Гайдар предполагал, что останется военным на всю жизнь, но из-за тяжелой контузии, полученной в сражении, его уволили из армии. Почти сразу же после этого Гайдар стал детским писателем.

Книги Гайдара отличаются соединением «чего-то мальчишеского и чего-то солдатского». Прежде всего это относится к знаменитой повести «Тимур и его команда». Это произведение оказало сильное воздействие на читателей. По всей стране развернулось тимуровское движение. В годы Великой Отечественной войны тимуровцы помогали семьям воинов.

С самого начала Великой Отечественной войны Аркадий Гайдар ушел добровольцем на фронт. И в первый год войны (ему было 37 лет) геройски погиб, защищая родину от фашистов. Но его книги живут и в наши дни».

Справочный материал. Кубасова О. В. Любимые страницы. Методические рекомендации по литературному чтению для начальной школы. 2 класс. 2006.

2.2. Сегодня мы познакомимся с произведением А. Гайдара «Совесть», постараемся найти позицию автора и выразить свое отношение к прочитанному.

2.3. Выяснение имеющихся представлений о совести.

- Рассказ называется «Совесть». Как вы думаете, что такое совесть?

- Русский народ создал много пословиц и поговорок о совести. Некоторые из них вы могли слышать. Например: Совсем совесть потерял. Совесть без зубов, а загрызет. Совесть спать не дает. Волосом сед, а совести нет. Люди с чистой совестью.

3. Первичное знакомство с произведением.

Рекомендация: этот рассказ – психологически сложное произведение, поэтому его прочитать должен учитель.

- Оправдал ли этот рассказ ваши ожидания? Какие чувства вы испытали, когда слушали рассказ?

4. Подготовка к самостоятельному чтению.

Работа над лексическим значением слов.

- Попробуйте объяснить значение слов: украдкой, смекнула, добродушный, беспощадная.

5. Самостоятельное чтение.

6. Этап анализа и синтеза произведения.

Возможные вопросы учителя:

- Почему Нина решила не идти в школу?

- Зачем же она пошла в рощу украдкой?

- Прочитайте, как автор назвал время учебы в школе? Почему именно так?

- О чем подумала Нина, когда встретила малыша?

- Прочитайте, какие слова она сказала мальчику? Каким тоном?

- Почему Нине не удалось подшутить над малышом?

- Давайте понаблюдаем за настроением девочки. Прочитайте, чем занималась Нина до встречи с малышом. Что вы можете сказать об ее настроении?

- Докажите словами из текста, что настроение у Нины изменилось.

- Каким вы себе представили маленького мальчика? Опишите его. Воспользуйтесь словами из текста.

- Совершила ли Нина хотя бы один хороший поступок? Какой?

- Попробуйте объяснить, почему она не взяла книги и завтрак, когда провожала маленького мальчика через рощу. Докажите словами из текста.

- Почему Нине было стыдно?

- В конце рассказа Нина плакала?

- Будет ли Нина когда-нибудь прогуливать уроки?

- Найдите главную мысль этого произведения.

7. Выразительное чтение рассказа.

8. Обмен мнениями о главном герое произведения. Развитие монологической речи.

- Чему вас научил этот рассказ?

- Говорит ли Гайдар прямо, как надо себя вести, осуждает ли он поступок Нины?

- Выберите из предложенных слов, которыми можно охарактеризовать главную героиню в начале рассказа до встречи с малышом:

Храбрая, решительная, находчивая, испуганная, сообразительная, умная, отзывчивая, справедливая, доброжелательная, равнодушная, ленивая, жалостливая, строгая, ответственная, безответственная.

- Какой представлена Нина во время встречи с малышом? Охарактеризуйте ее, используя предложенные слова.

- Какой стала девочка в конце рассказа? Что повлияло на эти изменения?

Рекомендация: учителю следует подвести учащихся к пониманию того, что Нина не плохая девочка, она совершила недостойный поступок, осознала это. Нина поняла свою ошибку и постарается ее исправить.

- Попробуйте собрать русскую пословицу:

У, совесть, тот, счастлив, спокойна, счастлив.

(Счастлив тот, у кого совесть спокойна.)

Используемая литература:

  1. О. В. Кубасова Любимые страницы. Методические рекомендации по литературному чтению для начальной школы. 2 класс. Ассоциация 21 век. 2006.
  2. Е. Ю. Зенькова. Уроки чтения. 1(2) класс. Пособие для учителя начальной школы. Издат-школа 2000.