Цели:
1. Образовательная.
- Сформировать у учащихся оценку (мировоззренческую, эстетическую) события, происходящего в сказке.
- Вызвать чувство восхищения гармонией природы.
- Уметь применять полученные знания.
2. Воспитательная.
- Формирование интереса к литературе и музыке.
- Воспитание доброты.
- Формирование ответственности и развитие требовательности к себе и товарищам, умение работать в группе.
3. Развивающая.
- Развитие аналитико - синтезирующего мышления, познавательных умений, творческих способностей.
Оборудование: Иллюстрации к сказке, маски сказочных персонажей.
Ход урока
1. Оргмомент. (Звучит мелодия песни “Сказочная страна”.)
- Слышите эти звуки? Они зовут нас в путешествие в сказку. Сегодня у нас необычный урок. Мы подружимся с новыми сказочными персонажами и поможет нам в этом – музыка. Но прежде, мы должны подготовиться к путешествию и познакомиться с нашими попутчиками.
2. Артикуляционная гимнастика. (Проводит учитель музыки.)
Скороговорка: “Волки рыщут, пищу ищут”.
Проговаривание скороговорки с движениями рук и с разной интонацией. По методу Федоренко. А затем под музыку “быстро” – “медленно”.
3. Подготовка к объяснению нового материала.
(На доске рисунки волка, бабочки, лягушки, крота, кузнечика.)
- Ребята, эти животные сегодня будут нашими попутчиками. И мы должны о них узнать побольше. Для этого дома вы приготовили загадки, пословицы, стихи об этих животных. Итак, первый волк. (Ответы детей).
- А теперь угадайте, кто это? Вот зелёная
квакушка и зовут её (Дети хором: “лягушка”).
Молодцы! А теперь расскажите то, что вы
приготовили о лягушке? (Дополнения детей.)
- Кто из вас приготовил загадки о бабочке или
кузнечике? (Ответы детей.)
- Об этом сказочном персонаже, я хотела бы
поговорить подробнее. Кто это? (Крот.)
Опишите его по схеме: Какой? На кого похож? Чем
отличается?
- А сейчас для вас другие загадки – музыкальные.
(Звучат музыкальные темы.)
- Послушайте и ответьте, кого вы представляете? Как догадались? Как музыка помогает узнать героя? Что она передаёт, выражает?
(Характер, настроение, чувства, внутреннее состояние героя.)
4. Объяснение нового материала.
- Ребята, какие вы помните сказки, героями
которых были наши попутчики? (“Дюймовочка”
Г.Х. Андерсена, “Лягушка – путешественница”,
“Лиса, волк и медведь” и т.д.)
- Виктор Хмельницкий написал сказку, где есть и
волк, и бабочка, и кузнечик, и крот, и лягушки. Она
называется “Дождь в лесу”.
(Чтение сказки “про себя”, а затем вслух – хорошо читающий ребёнок.)
- У меня к вам вопрос: каким бывает дождь? (Ответы
детей)
- О каком дожде говорится в сказке? (О летнем.)
- Мы с вами знаем песенку о дожде. Давайте споём
её. О каком дожде в ней говорится?
- А сейчас прочитаем сказку ещё раз и подумаем о
том, каким было настроение героев вначале и в
конце сказки.
(Повторное чтение.)
- Итак, у бабочки, кузнечика и волка настроение
сначала было.. (грустное), а потом..(весёлое)
- А у крота? (Наоборот, сначала весёлое, а потом
– грустное.)
- А у лягушек? (Весёлое.)
5. Подготовка к инсценировке сказки.
- Скажите, а могли бы мы сыграть эту сказку на
сцене? (Нет, сначала нужно написать пьесу.)
- А кто пишет пьесы? (Сценарист.)
- А чем она отличается от других литературных произведений? (Пьеса – это литературное произведение для постановки на сцене. В ней перечисляются действующие герои, есть ремарки и диалоги.)
- Ну что ж, сегодня я буду сценаристом, вы – артистами, а учитель музыки – аккомпаниатором. А так как урок чтения у нас сегодня музыкальный, то и герои будут не только говорить, но и петь. Какой вы знаете музыкальный жанр, где все герои поют? (Опера, музыкальная сказка.)
6. Постановка сказки.
Дождь в лесу.
По одноимённой сказке В. Хмельницкого.
Пьеса в трёх действиях.
Действующие герои:
Сиреневая бабочка;
Зелёный кузнечик;
Крот;
Волк;
Лягушки.
Действие первое.
(Лесная поляна. Идёт дождь.)
Песенка дождя:
Дождь шумит
Стучит и бьётся
По лесным дорожкам вьётся
Зябко, холодно в лесу.
(Бабочка, Кузнечик и Волк мокнут под дождём. Им холодно.)
Бабочка:
Под листочком я сижу,
На шумящий дождь гляжу.
Мокнет Бабочкин наряд.
Замерзают все подряд.
Кузнечик:
Я зелёным был всегда,
Но кругом шумит вода.
И от холода, без дел
Здесь ещё позеленел.
Волк:
Я большой и шерсть густая,
Но и я здесь замерзаю!
Вот послушайте-ка сами,
Как я лязгаю зубами.
Действие второе.
(Крот сидит в своей норе.)
Ведущий:
И только кроту всё было нипочём.
Он предусмотрительно выкопал себе
глубокую нору и теперь наслаждался уютом,
прислушиваясь к стуку капель по крыше.
Действие третье.
(На поляну выбегают лягушки. Они весело прыгают по лужам и квакают.)
Лягушка 1: Как хорошо – ах!
Лягушка 2: Как прекрасно – ох!
Лягушка 3: Как интересно – бух!
Бабочка:
Ишь какие молодцы!
Молодцы да удальцы!
Прыг да прыг.
Скок да скок. (Кузнечику)
Выползай и ты дружок!
Кузнечик:
Ох, как весело, друзья!
Быстренько согрелся я.
Ха – ха – ха, хо – хо – хо!
Стало жарко и легко!
Волк:
Вот так песня у лягушек,
У резвящихся подружек!
В лужу – ах! В лужу – ох!
Лес от смеха не оглох?
(На лесной полянке – веселье.)
Крот:
Только я один сижу
За весельем не слежу.
Не смеюсь, не веселюсь –
Шума дождика боюсь…
7. Домашнее задание.
- Как вы думаете, эту историю можно было продолжить? (Да.) Это и будет вашим домашним заданием.
8. Итог урока.
- Что узнали нового?
- Получилась ли у нас музыкальная сказка?