ЦЕЛЬ:
Соблюдение принципа преемственности между школой первой и второй ступени.
Пятый класс – это переломный этап в жизни и развитии детей, так как они переходят к предметному обучению. Данный период, как правило, сопровождается появление разного рода трудностей, возникающих не только у школьников, но и педагогов. Особенно острыми они бывают в первом полугодии пятого класса, когда процесс адаптации учителей и учащихся идет наиболее интенсивно.
Первые дни пятиклассника в школе сопряжены с более или менее продолжительной адаптацией. Его психика в этот период испытывает определенную нагрузку, т. к. резко изменяется образ жизни, увеличивается, и качественно усложняются требования, предъявляемые со стороны учителей и родителей. В связи с этим возможно возникновение определенных адаптационных затруднений.
Компетентный учитель предотвращает развитие дезодаптации, содействует преодолению возникающих адаптационных затруднений, обеспечивает более быстрое включение пятиклассников в учебную деятельность и, в конечном счете, содействует их развитию.
В связи с обучением, взрослением, накоплением жизненного опыта у школьников к началу переходного возраста формируются новые, более широкие интересы, возникают различные увлечения, и появляется стремление занять иную, более самостоятельную, более взрослую позицию, которая связана с таким поведением и такими качествами личности, которые, как им кажется, не могут найти своей реализации в повседневной школьной жизни. Существуют психологические особенности, служащие почвой для возникновения конфликтов между учителями и учениками.
1. «Чувство взрослости», не подкрепленное еще реальной
ответственностью, - вот особая форма самосознания, возникающая в переходный период и определяющая основные отношения младших подростков с миром. Оно проявляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности в требовании серьезного, доверительного отношения со сторонывзрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворенность этой потребности обостряет негативные черты подросткового периода, выливаясь в уверенности подростка в учительской несправедливости и необъективности.
2. «Склонность к фантазированию», к некритическому планированию своего будущего. Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает свой собственный авторский замысел. Если учитель контролирует только качество «продуктов» учебной работы школьников и не находит места для оценки детского творчества, инициативы, самостоятельности, то процесс учения теряет для ученика свою актуальность и привлекательность.
3. «Стремление экспериментировать», используя свои возможности -едва ли не самая яркая характеристика младших подростков. Если школа не предоставляет ученикам культурных форм такого экспериментирования, то оно реализуется лишь в самой поверхностной и примитивной форме - в экспериментах со своей внешностью.
Важно учитывать, что к началу подросткового периода учебная деятельность теряет своё ведущее значение, хотя она продолжает оставаться основной деятельностью школьника. Рубеж 4-5 классов по свидетельству многих педагогов и психологов характеризуется значительным снижением интереса учебы в школе, к самому процессу обучения. Симптомами этого «разочарования» можно считать отрицательное отношение к учебе в целом, к обязательности посещения школы, нежелание выполнять учебные задания на уроках и особенно дома.
Рассмотрим основные различия требований начального и среднего звена:
1 ступень а) чаще используется диалог «учитель-ученик». б) традиционно излишняя опека со стороны учителя, что снижает уровень самостоятельности учеников. в) учитель воспринимает своих учеников как сформировавшихся, много умеющих, имеющих чувство собственного достоинства и самоуважения. |
2 ступень а) требуется больше монологической речи б) быстрый темп обучения и возросший объем содержания требуют от учащихся большей самостоятельности (возникает перегрузка). в) учитель воспринимает учеников как детей, основная задача которых – делать все, как скажет учитель, что снижает их самооценку. |
В 5 класс приходят очень разные дети. У каждого ребенка своя картина мира, свои страхи, стереотипы поведения. Различия определяются материальным благосостоянием семьи, уровнем образования и степенью занятости родителей, особенностями образа жизни, семейными традициями, представлениями родителей о жизненных ценностях, их увлечениями, характером их общения с ребенком и многими другими факторами. Это надо принять как данность, которую не изменить. И за 4 года учитель начальных классов хорошо знает своих учеников и их родителей, умеет к каждому подойти индивидуально.
Однако школа предъявляет ко всем ученикам одинаковые требования. Стандартность требований заложена в том, что существует единая для всего класса программа обучения, в рамках которой предполагается усвоение точно определенного объема знаний за конкретные сроки и выполнение одних и тех же заданий всеми учащимися.
Мы, педагоги, можем по-своему помочь детям адаптироваться к условиям обучения в среднем звене, своевременно выявив те проблемы, с которыми ребята приходят в 5 класс.
Если успехами ребенка не интересуются в семье, не придают им должного значения, не поощряют прилежания, ребенок тоже начинает относиться к ним пренебрежительно. Некоторых детей обижает невнимание родителей, они замыкаются, перестают быть искренними, откровенными. Интерес же родителей к делам пятиклассников, всем его достижениям, способствует сближению родителей, детей и учителей. Поэтому залогом успешного обучения является взаимодействие семьи и школы.
Процесс перехода заставляет учителей и родителей размышлять и осмысливать эту неновую проблему. Сложность проблемы преемственности обучения школьников заключается в том, что ученики в 5 классе снижают показатели обученности, встречаются с большим количеством предметов, требований, учителей, отличающихся стилем общения, темпом речи, тембром голоса, применяющих в образовательном процессе различные технологии.
Поэтому обучение в средней школе предъявляет достаточно высокие требования к уровню сформированности у выпускников начальной школы определенных учебных знаний и учебных действий. Это педагогическая сторона проблемы.
Приход ребят в среднюю школу также совпадает с началом кризисного периода, связанного с физиологическим созреванием, повышением уровня тревожности. Практика выявляет утомляемость, перегрузки, эмоциональное и психологическое напряжение с вытекающим отсюда снижением учебной результативности. Это психологическая сторона проблемы.
Важное значение имеет единство и преемственность учебных требований в начальной школе и среднем звене. Расхождение требований могут привести к снижению успеваемости, к созданию так называемого смыслового барьера и расхождению между отрицательной оценкой со стороны учителей и положительной самооценкой школьника.
Хочется отметить: там, где соблюдается преемственность в работе учителей начальных классов и учителей-предметников, процесс адаптации уч-ся к обучению в среднем звене идет более успешно. Эффективность этой работы зависит от слаженной работы всего педагогического коллектива школы. Верно было замечено одним из педагогов: «Осуществление преемственности во многом зависит от администрации школы, а ее сохранение - от учителей». Поэтому администрация нашей школы берет на себя функцию контроля за осуществлением научно-обоснованного скоординированного взаимодействия учителей начальных классов и учителей-предметников. Так как лишь при таком подходе можно надеяться на успех дела.
В нашей школе в течение многих лет обсуждается вопрос преемственности. Систематически проводим заседания МО учителей начальных классов и учителей - предметников с целью обеспечения взаимодействия в прохождении программ, выборе форм и методов обучения, уровню изложения предметного материала, требований к его оформлению.
Осуществляется взаимопосещение уроков с последующим их анализом. Все это позволяет в 5 классе в адаптационный период сохранять стабильный уровень особенности, а также предупреждать многие педагогические и психологические проблемы, реально создавать предпосылки для успешной адаптации пятиклассников к новым условиям обучения.
Нельзя забывать, что, закончив начальную школу и попав в 5 класс, дети оказываются в очень непривычных условиях: новый класс, новые учителя, и у каждого из них свои подходы, свои методы и приемы работы. Но, тем не менее, детям нравится 5 класс.
Чтобы изучить микроклимат в нашей школе рассматривались два направления: учебная деятельность и психологический климат.
Обратимся к результатам учебных достижений пятиклассников за первую четверть. (Подробный анализ результатов учебной деятельности пятиклассников в сравнении с итоговым результатам за 4 класс).
\ таблица \ - Приложение №1
Что необходимо учитывать, чтобы процесс обучения, воспитания и развития шел более равномерно, последовательно и эффективно?
- Учитывать не только учебные достижения ученика, но и его здоровье, семейные трудности, условия быта и другие объективные факторы, влияющие на формирование личности ребенка.
- Учитывать трудности адаптации школьника в переходные периоды.
- Учитывать индивидуальные личностные особенности ученика.
О чем все-таки иногда забывают, думая лишь о конечном результате и скорости прохождения этого учебного марафона?
- Об учете возрастных, индивидуальных особенностей ученика.
- О гуманизации отношений с учащимися.
- О совершенствовании самого педагога в процессе работы.
- О том, что при несоблюдении гигиенических требований к уроку
ухудшается здоровье как учеников, так и педагога.
- О необходимости поддерживать тесный контакт с семьей учащегося.
Что необходимо грамотно осуществлять?
- Отслеживание хода развития процессов обучения, воспитания (не
только в цифрах и процентах).
- Процесс социализации ребенка в коллективе.
Что поможет ребенку учиться успешнее?
- Психолого-педагогическая поддержка каждого ребенка.
- Ориентация на успех.
- Выбор личностно-ориентированных образовательных технологий.
- Наблюдение, руководство, коррекция динамики развития интеллекта, творческих способностей.
Приобретение учениками прочных знаний с возможностью использования их в новых ситуациях.
- Формирование общеучебных умений и навыков.
- Сохранение имеющегося запаса здоровья школьников в процессе
получения среднего образования.
Для того чтобы процесс адаптации мог быть слажен и ускорен, несколько лет назад были разработаны грамотные и нужные рекомендации, чтобы «велосипед не изобретался» каждый раз заново. Позволю себе сегодня озвучить некоторые рекомендации учителям-предметникам, работающим с пятыми классами.
Рекомендации учителям-предметникам
- Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.
- Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
- Следите за темпом урока – высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
- Налаживайте эмоциональный контакт с классом.
- Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.
- Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.
- Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно «Петю вчерашнего и Петю сегодняшнего».)
- Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.
- Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т.д.)
- Поддерживайте контакт с классными руководителями.
- Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели.
- Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательную активность и т.д.
А закончить свое выступление я хочу, зачитав вам сочинение сегодняшнего пятиклассника:
« Вот и закончилась детская пора. Осталось совсем чуть-чуть, и мы шагнем в начало взрослой жизни.
Совсем недавно, почти вчера мы пришли в первый класс и, увидев первого учителя, пошли за ней, как за второй мамой. Как же тяжело нашим мамам! Так тяжело было нашей первой учительнице. Она учила и воспитывала нас целых четыре года!
Как же мы будем в пятом классе без нее? Не беда! Мы, конечно же, будем грустить о начальной школе. Но нас воспитали борцами и оптимистами. И мы не подведем нашу первую учительницу. Классные руководители бывших 4-х классов и будущих 5-х классов будут очень рады повстречать таких клеевых ребят».
Это письмо-надежда…
Надежда ребят оправдалась.
Если анализировать результативность каждого ребенка, то можно сделать следующие выводы:
Адаптация у учащихся 5-х классов прошла достаточно безболезненно.
Для изучения психологического климата учащихся 5х классов проводится большой блок работы психологом школы и в обязательном порядке анкетирование учащихся.
\ анкета \ - Приложение №2
Для соблюдения принципа преемственности и координации требований, приемов, методов обучения учащихся, для более эффективной организации учебно-воспитательного процесса, администрацией школы разработана комплексно-целевая программа «Преемственность на I и II ступенях обучения», которая успешно апробирована педагогическим коллективом нашей школы.
\ программа \ - Приложение №3