Информационные и коммуникативные технологии все настойчивее проникают в различные сферы жизни современного общества: бизнес, финансы, средства массовой информации, науку и образование. Традиционная ориентация белорусской системы образования на исключительное формирование предметных знаний и умений не способствует необходимому сегодня уровню развития у выпускника средней школы способности к социальной адаптации и мобильности. Поэтому в образовательных учреждениях нужно создать такой механизм разработки, утверждения и использования образовательных программ, который бы обеспечил вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса в школе; возможность выбора учащимися в образовательном процессе значимых элементов содержания и соответствующих им форм учебной деятельности; практическую ориентацию образовательного процесса, усиление деятельного компонента (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных умений).
Одной из активных форм педагогических технологий, которые развивают высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности, являются проектные технологии. Эти технологии позволяют применить исследовательский подход к учебно-познавательной деятельности, они стимулируют ученика на рефлексивное восприятие материала, формируют умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов. Слайд 3
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Изучение материала идет более успешно, если перед обучаемыми ставятся конкретные и практически значимые задачи, к решению которых привлекаются разнообразные технологии. Сильной мотивационной основой для учащихся является работа над проектами по актуальной теме, с прикладной и межпредметной направленностью, позволяющая предложить ученикам интересную форму изучения материала, познакомить их с современными идеями и имитировать в учебном процессе деятельность, которая осуществляется в реальной профессиональной жизни. Культурное наследие Пинщины, которое включает многочисленные архитектурные постройки от эпохи Возрождения до наших дней (аффектацию барокко, пришедшую из античности каноничность классицизма, эклектичную раскованность, модернистский поиск и, наконец, рационализм конструктивизма), - это большой выбор тем для проекта по предмету «мировая художественная культура» в школе. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Он органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению и всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение этой проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. В последнее время метод проектов становится не просто популярным в нашей стране, но и "модным", что вселяет вполне обоснованные опасения, ибо, где начинается диктат моды, там часто отключается разум. Теперь часто приходится слышать о широком применении этого метода в практике обучения, хотя на поверку выходит, что речь идет о Работе над той или иной темой, просто о групповой работе, о каком-то внеклассном мероприятии. И все это называют проектом. На самом деле метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но, если это метод, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся и предполагающих презентацию этих результатов. Слайд 4
Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Для того, чтобы овладеть ею, необходимо, прежде всего, знать, что проекты могут быть разными и использование их в учебном процессе требует от учителя серьезной подготовительной работы. На следующем слайде слайд 5 рассмотрена типология проектов. Проектно-исследовательская деятельность осуществляется по определенной схеме, начиная с чёткого обоснования выбора темы проекта и заканчивая его практическим воплощением. Слайд 6
C учащимися 10-х классов учреждения «СШ № 16 г. Пинска» мы работали над проектом «Пинское барокко». По доминирующему типу деятельности он является ознакомительно-ориентировочным или информационным. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Культуроведческие проекты связаны с историей и традициями разных стран. Но для начала необходимо хорошо разбираться в особенностях национальных и культурных традиций Беларуси, и тем более родного города. Придерживаясь структуры, предложенной в методике, мы определились с предметом исследования. Это были памятники архитектуры стиля барокко, расположенные в нашем городе. Среди них: костел францисканцев, дворец Бутримовича, иезуитский коллегиум, костел Карла Баромея, Варваринская церковь (прилож.2). Как только ученики получили первую порцию отобранного материала, и она пошла в дело, можно считать, что началась практическая работа над проектом. Особая значимость следующего этапа – это умение пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, делать выводы и заключения. На этом этапе сложностей не возникло, тем более была возможность выйти на местность и увидеть все самим. Поэтому аналитическую работу над собранными фактами и первоначальные выводы было решено отработать на экскурсии по городу. В качестве гидов выступали представители всех пяти групп, работавших над проектом. В ходе этого увлекательного мероприятия происходила корректировка первоначального направления, анализ полученной информации и уже дальнейший поиск информации по уточненным направлениям. По продолжительности выполнения проект был краткосрочным, был выполнен в течение одного месяца. По окончанию проекта состоялась защита, на которой все присутствующие смогли познакомиться с заключениями и оформленными в виде презентаций результатами работы каждой из пяти групп. Так как проект групповой, каждый учащийся четко показал свой вклад в выполнение проекта. При подведении итогов оценивалось содержание работы, оформление, грамотность, а также сама защита. Общие критерии оценки проектов ничем не отличаются от общепринятых в школьной системе образования. В их число входят целостность построения содержания, полнота раскрытия темы соответствие направлению работы, постановка и описание проблемы, наличие выводов, достоверность используемой информации, владение базовой системой понятий МХК, умение использовать различные источники информации. Каждый участник проекта получил индивидуальную оценку.
Необходимо отметить, что проектно - исследовательская деятельность учащихся осуществляется в условиях возможности ими выбора тем, методов исследований, форм отчета о работе. Такая личностная ориентация позволяет максимально приблизить проблемы проектов к жизни самого ученика, его семьи, товарищей, сделать его исследование интересным и нужным. По моему мнению, использование проектно-исследовательских технологий обучения наиболее эффективно способствует переводу ученика из пассивного объекта обучения в деятельный субъект, который вместе с учителем, под контролем учителя и самостоятельно вырабатывает и закрепляет умение работать с книгой, текстом, каталогом, электронными носителями; выделять главную мысль, структурировать текст, ориентироваться в информационном пространстве: овладевать таким образом новым знанием, включающим не только школьное образование.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся при изучении темы "Пинское барокко"
Разделы: МХК и ИЗО