Цели и задачи:
- Раскрыть особенности внешнего строения, скелета и мышц лягушки, связанных с жизнью на суше и размножением в воде.
- Выяснить особенности строения систем внутренних органов в связи с образом жизни, установить признаки более высокие организации лягушки по сравнению с речным окунем.
- Показать особенности размножения и развития, земноводных на примере травянистой лягушки, установить происхождение кистеперых рыб.
- Раскрыть многообразие земноводных в связи с приспособленностью их к обитанию в различных средах, показать значение земноводных в природе и необходимость их охраны.
Оборудование: графпроектор, компьютер, мультимедийный проектор.
Урок-лекция
Лекция сопровождается использованием диска «Кирилла и Мефодия» - животные, тема 15 «Тип Хордовые. Подтип Черепные. Класс Земноводные», урок №24 «Класс Земноводные. Прудовая лягушка».
- Место обитания: в болотах, на суше.
- Покров тела: кожа голая, влажная, участвует в дыхании кожные железы (слизь).
- Скелет лягушки: череп, грудина, ключица, плечо, предплечья, кистья, стопа, кости, голени, бедро, хвостовая кость, тазовые кости, позвоночник, лопатка.
Функции скелета: опора, защита, прикрепляются мышцы. - Пищеварительная система:
- Дыхательная система:
- Кровеносная система: замкнутая.
- Нервная система:
спинной мозг, нервы, головной мозг (передний, средний продолговатый; промежуточный мозг, мозжечок) - Органы зрение: (п.глаз: веки,выпукл. и линзообраз. хрусталик)
обоняние: ноздри обонят. капсулы
слуха: внутр. ухо, сред. ухо, барабан, перепонка, слух. косточка (стремечко)
вкуса чувств: клетки (во рту. внутри) - Система размножения: раздельнополые (как у рыб).
Самки откладывают яйца в воду, а самцы покрывают их семенем. - Происхождение:
- Представители: лягушки, жабы, тритоны.
2 круга кровообращения: большой и малый.
БКК:
МКК:
Урок-самопогружение
- Учебник параграфы 45, 46, 47 читают и отвечают на вопросы в конце параграфов (15 минут).
- Использование диска «Кирилла и Мефодия» - животные, тема 15 «Тип Хордовые. Подтип Черепные. Класс Земноводные», урок №25 «Многообразие, значение и происхождение Земноводных».
- Работа с дополнительной литературой.
- Раздаются на каждую парту, хрестоматии по зоологии, вырезки из газет, сообщения ребят старшеклассников, книги о земноводных, рефераты, доклады на эту тему. Здесь ученики расширяют свой кругозор о классе земноводных, получают дополнительную информацию (15 минут).
- Работа в парах (10 минут). Ученики (пользуясь учебником, лекциями) работают в парах, т.е. рассказывают друг другу все то, что они узнали на уроке.
- Закреление. Проводится фронтальный опрос по немой лекции (графпроектор), учителем (5 минут).
Урок-практикум
Вся работа проводится в тетрадях для практических работ.
№1
Зоологический диктант:
Записать последовательно цифры о земноводных (озерная лягушка).
- Кожа голая, слизистая.
- На коже имеются бугорки, выделяющие едную жидкость.
- Задние ноги развиты значительно сильнее передних. Передвижение прыжками.
- Передние ноги и задние развиты примерно одинаково.
- Между пальцами задних ног плавательные перепонки.
- Плавательных перепонок нет.
- Животные активны в основном днем.
- Ночной образ жизни.
- В период жизни в воде на спине животного развивается гребень, увеличивающий поверхность кожного дыхания.
- Размножение в воде
- Отложенная икра в виде больших комьев.
- Зимовка, как правило, в воде.
- Зимовка на суше в различных укрытиях.
№2
Этот вид работы выполняется с помощью учебника.
Таблица: Строение и значение скелета лягушки
Отделы скелета | Название костей | Значение отдела |
---|---|---|
Череп | ||
Позвоночник Плечевой пояс |
||
Скелет передних конечностей | ||
Пояс задних конечностей | ||
Скелет задних конечностей |
Тест "Класс Земноводные
Записать номера правильных суждений.
- У самцов лягушек во время кваканья сильно надуваются барабанные перепонки.
- Кожа у жаб имеет ороговение клетки.
- Среди земноводных самое крупное животное - нильский крокодил.
- Самая крупная из наших лягушек - озерная лягушка.
- В скелете земноводных отсутствуют ребра.
- Глаза земноводных имеют подвижные веки.
- Если лягушку поместить в террариум и резко поднять температуру воздуха, то она потемнеет.
- Кожа прудовой лягушки всегда влажная, потому что она не успевает обсохнуть, когда животное какое-то время находится на суше.
- У всех земноводных между пальцами задних и передних ног имеются плавательные перепонки.
- Выпуклые глаза и ноздри у земноводных находятся на возвышении, что помогает им, не выходя из воды, дышать и ориентироваться в окружающем пространстве.
- У земноводных, как и у рыб, отсутствуют слюнные железы.
- Глаза у земноводных помогают проталкивать к глотке захваченную добычу.
- Нервная система у земноводных состоит из головного и спинного мозга и отходящих от них нервов.
- Сердце у головастиков лягушек и жаб 2-х камерное, кров течет по 1 кругу кровообращения.
- Кровь в теле земноводных течет по трем кругам кровообращения в связи с тем, что они дышат легкими и кожей.
- Земноводные - раздельнополые животные.
- Оплодотворение у большинства земноводных внутреннее - самки откладывают оплодотворенную икру.
- Развитие у большинства земноводных происходит с превращением по схеме: икринка - личинки разных возрастов - взрослое животное.
Урок-зачет
Вся работа проводится в тетрадях для зачетных работ. Для начала ребята 5 минут повторяют лекцию, работают в парах, проговаривают весь лекционный материал. Только потом приступают к работе.
Тест
- Земноводные - это полуводные, полуназемные хордовые, поэтому они дышат при помощи:
А - жабр
Б - только легких
В - только влажной кожи
Г - легких и влажной кожи - Для земноводных характерны следующие особенности:
А- голова неподвижна, как у рыб
Б - голова подвижно соединена с туловищем
В - нет шеи
Г - конечности состоят из 3-х отделов и имеют пальцы - В связи с выходом на сушу у земноводных появляются:
А - череп и позвоночник
Б - веки
В - глаза и ноздри
Г - барабанная перепонка - В отличие от рыб у земноводных появляются:
А - желудок
Б - печень
В - слюнные железы
Г - поджелудочная железа - В клоаку открываются:
А - пищеварительная система
Б - выделительная система
В - половая система
Г - кровеносная система - Главную роль при охоте лягушек за насекомыми играют органы:
А - слуха
Б - зрения
В - осязания
Г - обоняния - Головастик-это:
А - зародыш, развивающийся в икринке
Б - личинка лягушки
В - молодой лягушонок
Г - земноводное из отряда хвостатых - Жабы отличаются от лягушек тем, что они имеют:
А - хвост
Б - более короткие задние ноги
В - грубую кожу, покрытую бугорками
Г - 2 круга кровообращения - Координацией движения управляет:
А - спинной мозг
Б - продолговатый мозг
В-мозжечок
Г - средний мозг
Урок-зачет (7 класс)
Учитель: Здравствуйте ребята! Рада видеть вас всех здоровыми и не-вредимыми. На прошлом уроке мы с вами проходили земноводных Сегодня мы будем сдавать зачет по этой теме.
1. Фронтальный опрос (5 минут)
2. Дежурный раздает тетради для зачетных работ.
Учитель: Скачала мы с вами выполним небольшую работу. Вы получите тетради, в которых записали число и работу № 8.
Работа №8
Выписать по порядку цифры, после которых приведены сведения, имеющие отношения к тритону.
- Кожа голая, слизистая.
- На коже имеются бугорки, выделяющие едную жидкость.
- Задние ноги развиты значительно сильнее передних.Передвижение прыжками.
- Передние ноги и задние развить примерно одинаково.
- Между пальцами задних ног плавательные перепонки.
- Плавательных перепонок нет.
- Животные активны в основном днем.
- Ночной образ жизни.
- В период жизни в воде на спине животного развивается гребень, увеличивающий поверхность кожного дыхания.
- Размножение в воде.
- Отложенная икра в виде больших комьев.
- Зимовка, как правило, в воде.
- Зимовка на суше в различных укрытиях.
Учитель: Ну, а теперь 2-3 клеточки пропускаем, пишем номер блока и начинаете воспроизводить.
3. За 2-3 минугы до конца урока, учитель собирает тетради.
Учитель: Сегодня, вы хорошо поработали, поэтому домашнего задания не будет. На этом наш урок сегодня окончен, вы свободны.
Зачет № 9
Воспроизведение блока
Класс земноводных