Формирование уважения к символам государства является важной составной частью воспитания гражданина России. Каждому человеку должны быть хорошо известны символы государства, в котором он живёт – флаг, герб, гимн. Ведь они сопровождают нас всю жизнь, мы не всегда это замечаем, но каждое событие государственного масштаба происходит под сенью этих символов.
Цель: расширить сведения учащихся о государственной символике; воспитание здорового национального самосознания (учить быть гражданином, любящим свою Родину), формирование у чувства патриотизма, уважения к родной стране, её истории; развитие художественного и эстетического вкуса.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, диск Волгоградской областной детской библиотеки “Методико – библиографическое пособие в помощь работе с детьми и подростками “С чего начинается Родина?”, магнитофон, записи песен; книжная выставка “Три символа на фоне истории”, плакаты с государственными символами, высказываниями, иллюстрациями; книга “Конституция России”, ксерокопии федерального закона о гимне, гербе и флаге, глоссарий к данной теме (на каждом ученическом столе); белая папка.
Ход классного часа
Организационный момент
Вступление
1 чтец.
Россия –
Радуга и синь,
Степная сизая полынь,
Полей разлет,
И снег,
И лед,
И хоровод
Берез, взметнувшихся над Волгой
Она багряный листопад,
И снова синь,
И снова сад,
А в нем, пленительный и долгий,
Шального соловья раскат
Россия –
Ясная роса,
Косого ливня полоса
И запах медуниц от луга,
Глаза ребенка,
Сердце друга,
Вечерних росстаней печаль,
И распахнувшаяся даль
От Селигера до Байкала,
Всё, всё она в себя впитала!
Россия – всё, чем я живу,
К чему во сне и наяву
Душа стремиться не устала.
В. Полторацкий
2 чтец.
Нам есть чем гордиться и есть что беречь, -
И хартии прав, родимая речь,
И мир, охраняемый нами,
И доблесть народа, и доблесть того,
Кто нам и родней, и дороже всего,
Кто наше победное знамя!
А. Ахматова
3 чтец.
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть,-
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли с
Названьем кратким “Русь”.
С. Есенин
(Звучит в авторском исполнении песня В. Высоцкого “Братские могилы”.)
Вводное слово ведущего
Ведущий. Ребята, сегодня у нас будет необычный классный час. Чтобы его начать, вам необходимо отгадать содержание белой папки. Прослушайте загадку:
Архивариус.
Белую папку я держу,
Подумайте, что в нем лежит?
Хочется вам подсказать,
Но не знаю, как начать:
У каждой страны
Свой символ бывает,
И весь народ
Его отлично знает,
Итак: два висят, один звучит –
Что же в папке лежит?
Что у каждой есть страны,
Догадаться вы должны!
Учащиеся отгадывают загадку, а архивариус достает из папки иллюстрации герба, гимна, флага.
Ведущий. Наверное, каждый человек, способный ощущать себя как частицу своей Родины, испытывает законное чувство гордости, слушая стихи и песни, посвященные родной земле. Сегодня мы с вами поговорим об истории нашей страны, её символах и задумаемся над тем, как мы с вами относимся к своей Родине, любим и её, сможем ли посвятить ей какое-то доброе и достойное дело.
У каждой страны есть свои символы, своё лицо. Видим изображение Эйфелевой башни – сразу представляем Францию, статую Свободы – США… Символы России – Московский Кремль и Красная площадь, храм Василия Блаженного, памятник Минину и Пожарскому, Знамя Победы…
Называешь их и словно переворачиваешь одну за другой страницы истории, каждая из которых – подвиг народа, его извечное стремление к счастью, братской любви, то есть к вершинам духа.
(Параллельно идет показ иллюстраций.)
Ведущий. А какие ещё символы страны мы знаем?
– Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн… Эти символы занесены в Конституцию России, они называются государственными символами.
Итак, тема нашего классного часа “Россия – всё, чем я живу” о символике Российского государства. Наша цель сегодня расширить знания об истории возникновения отечественных символов и более глубоко осознать их значимость для нашего государства и для нас.
Ребята! Какой праздник отмечается 22 августа?
– 22 августа мы отмечаем День Государственного флага России.
Поэтому, первый из серии классных часов о флаге, гербе, гимне мы посвящаем Государственному флагу. Сначала уточним терминологию.
Объясните, пожалуйста, что означает сам термин “флаг”?
(Значение терминов приводится в глоссарии, см. Приложение.)
Выслушиваются ответы учащихся.
– Молодцы, ребята! А сейчас с мини – сообщениями выступят ученики нашего класса.
Сообщение 1
Слово “ флаг” – греческого происхождения, его предок – слово “флего”, имело значение “ сжигать, озарять, гореть”. На Руси предшественниками флага были княжеские стяги, которые имели вид шеста, с пучком травы или конской гривой вверху, со временем трава и грива заменялись материей ярких цветов.
Стяг – древнерусское слово, обозначающее жердь, палку или шест. Постепенно размеры полотнища увеличивались, с принятием христианства на Руси на них стали помещать изображения креста и святых. Так войска Дмитрия Донского на Куликовом поле сражались под багрово-красным стягом, на котором был изображен Спас Нерукотворный.
В качестве государственного стяга государи Руси использовали разные знамена, которые не передавали по наследству.
Спасибо. Теперь поговорим о его происхождении.
Сообщение 2
Флаг государственный – один из символов государства (наряду с гербом гимном).
Наиболее ранние русские знамена известны с XIV в.: это были клиновидные куски ткани с вышитыми изображениями святых, на длинных древках. Знамя Дмитрия Донского на Куликовом поле в 1380г. и Ивана IV Грозного в походе на Казань в 1552 г. было багряно – красного цвета, с изображением Спаса Нерукотворного. (Словарь школьника “История Отечества”).
Сообщение 3
Первое упоминание о Российском флаге появилось в 1668 году во времена царствования Алексея Михайловича, отца Петра I, когда стремительно начала развиваться торговля с зарубежными странами. Царь Алексей Михайлович отдал приказ “строить корабли для охраны торговых караванов”. В небольшом селе Дединово, что на берегу Оки, спешно собрали мастеровых людей из ближайших деревень, и вскоре был построен корабль “Орел”. Капитаном его назначили голландца Давида Бутлера, который, как отмечалось во многих исторических документах, отличался нравом педантичным и суровым. Он первым обратился к государю с вопросом: под каким же флагом выйдет корабль? “…Которого государства корабль, того государства бывает и знамя”,- не преминул заметить Бутлер. Но у России тогда еще не было собственного государственного знамени.
Сообщение 4
Царь, основательно изучив цвета флагов разных стран, остановился на бело-сине-красном. Почему именно эти цвета? По русским обиходным понятиям XVII-XIX веков красный цвет символизировал отвагу, войну, героизм, огонь; синий – небо, целомудрие, верность, духовность, веру; белый – мир, чистоту, правду, благородство, невинность.
Эти цвета являлись самыми предпочтительными и традиционными. В результате появился приказ царя Алексея Михайловича: отпустить “на знамена и яловчики к карабельному строению в селе Дединове киндяки и тафту” (сорта материи), черевчатую, белую и лазоревую”.
Сообщение 5
Петр I не стал изменять государственные цвета, но внес одно серьезное новшество – определил точное расположение горизонтальных полос, которое совпало с древним пониманием строением мира: внизу – физический, плотский (красный); выше – небесный (синий); еще выше – божественный (белый) или (сверху – вниз) Вера, Надежда, Любовь.
Ступайте смело в бой с ордой врага несметной,
Победы близок клич! Час близится конца!
Теперь над вами реет флаг трехцветный,
Внутри вас бьются русские сердца.
Князь Ф.Касаткин-Ростовский.
В начале Северной войны (1700–1721) Петр I вводит специальный флаг для флота – белый с лазоревым крестом – знаменитый Андреевский флаг в честь святого Андрея – первосвятителя Русской земли и покровителя мореплавателей.
Сообщение 5.1
Каждый российский государь считал своим долгом внести изменения в российскую символику.
Так, в 1858 году царь Александр учреждает третий, черно-желто-белый, флаг для правительственных, казенных и административных учреждений. Его цвета символизировали землю-золото-серебро. Так наэываемый “монархический” флаг просуществовал до 1883 года.
Лишь в 1896 году, накануне коронации Николая II, официальным флагом Российской империи становится “бесик” (бело-сине-красный флаг).
В апреле 1918 года был учрежден красный флаг, который просуществовал как символ Советского Союза вплоть до 1991 года. Под красными знаменами наш народ отстоял страну от фашизма.
Сообщение 6
В самом начале Великой Отечественной войны защитники Брестской крепости, сдерживая массу гитлеровских войск, в окружении продержались более месяца. В крепости было своё знамя. Когда все силы защитников иссякли и им уже нечем было оборонятся, они надёжно спрятали его, чтобы оно не досталось врагу. Потеря боевого знамени у нас считается позором. Уже после войны один из оставшихся в живых Родион Семенюк указал место, где солдаты схоронили знамя. С тех пор оно стоит в почетном ряду знамен – победителей.
Сообщение 7
Плыл аромат с нескошенного луга,
Бледнела ночь, стояла тишь окрест,
В рассветный час фашисты из-за Буга,
Войну начав, ворвались в город Брест.
Прервала сон тревога боевая,
На крепость шли враги со всех сторон.
Родной земли ни пяди не сдавая,
Вступил в сраженье брестский гарнизон.
Сказал майор:
– Пускай нас очень мало
И пусть враги отрезали тылы,
Но отступать, друзья, нам не пристало,
И не сдаются коршунам орлы.
Нам не забыть того лихого года,
И пусть погибли воины в боях,
В бессмертном сердце нашего народа
Они живут и будут жить в веках.
И. Шамов
Сообщение 8
8 апреля 1991 года Правительственная комиссия Совета министров Российской Федерации одобрила возвращение трехцветного флага. 21 августа Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР постановила “считать исторический флаг России – полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой и алой полос – официальным Национальным Флагом Российской Федерации”. Это описание Государственного флага зафиксировано в Конституции России.
Государственный флаг – официальный символ власти, олицетворяет суверенитет государства. Флаг страны – это наиболее общий и важнейший символ суверенного государства, который знаменует честь и достоинство страны.
Сообщение 9
Государственный флаг, развевающийся над Большим Кремлевским дворцом, имеет бело – сине – красное полотнище. Что же означают цвета нашего флага?
Красный цвет символизирует человеческие достоинства: отвагу, доблесть, героизм.
Белый и синий – это цвета Русской православной церкви. Синий следует понимать как стремление к небу, постоянство, верность. Белый – благородство, совершенство.
А как же красное знамя и какое у него место в современной России?
Сообщение 10
Красное знамя – атрибут Вооруженных Сил России. С ним наша армия прошла долгий и героический путь в Великой Отечественной войне, одержала историческую победу над самой сильной армией в мире, собравшей военно – технический потенциал и людские резервы со всей Европы.
Сообщение 11
У Военно – Морского флота России тоже есть знамя. Это бело – голубой Андреевский стяг. Кстати, кто знает, откуда пошло это слово – знамя?
А происходит оно от однокоренных “знаменье”, “знак”… О боевом знамени, о героизме и жертвенности наших воинов нередко слагались песни, которые не предаются забвению.
(Звучит песня “Варяг” на слова Е. Студенской.)
Весть о подвиге экипажей крейсера “Варяг” и каконерской лодки “Кореец”, принявших 9 февраля 1904 г. у порта Чемульпо неравный бой с 14 боевыми кораблями японской эскадры и, не желая сдаваться врагу, затопивших корабли, быстро облетела весь мир. В России это вызвало волну патриотического подъёма и воодушевления. Вскоре появились несколько песен, посвященных “Варягу”. Наибольшую известность получила написанная на стихотворение “Памяти “Варяга” немецкого поэта Рудольфа Грейца в русском переводе Е.М. Студенской.
Наверх вы, товарищи, все по местам –
Последний парад наступает.
Врагу не сдаётся наш гордый “Варяг”,
Пощады никто не желает.Все вымпелы вьются и цепи гремят-
Наверх якоря поднимают.
Готовьтеся к бою, орудия в ряд
На солнце зловеще сверкают.Свистит и гремит и грохочет кругом –
Гром пушек, шипенье снарядов.
И стал наш бесстрашный и гордый “Варяг”
Подобен кромешному аду.В предсмертных мученьях трепещут тела –
Гром пушек, и дым, и стенанья
И судно охвачено морем огня,
Настала минута прощанья.Прощайте, товарищи, с Богом, ура! –
Кипящее море над нами.
Не думали мы еще с вами вчера,
Что нынче умрем под волнами.Не скажут ни камень, ни крест, где легли
Во славу мы русского флага.
Лишь волны морские прославят в веках
Геройскую гибель “Варяга”.
Выступление библиотекаря обл. детской библиотеки с обзором книг “Три символа на фоне истории”.
Просмотр диска Волгоградской областной детской библиотеки “Методико-библиографическое пособие в помощь работе с детьми и подростками “С чего начинается Родина?”.
Ведущий. Теперь проверим, как вы запомнили рассказы о российском флаге.
Предлагаем вам вопросы викторины:
- Что такое флаг? (Прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением на нем герба или эмблемы.)
- Что такое Государственный флаг? (Государственный флаг – официальный символ власти, олицетворяет суверенитет государства.)
- Где непременно должно быть зафиксировано описание флага? (Описание Государственного флага, как правило, фиксируется в Конституции.)
- Что символизирует флаг страны? (Это наиболее общий и важнейший символ суверенного государства, который знаменует честь и достоинство страны.)
- Какие разновидности флагов вы знаете? (На протяжении мировой истории существовало огромное разнообразие знамен – политические, религиозные, символические, национальные и, конечно, боевые.)
- Основной вид знамени Древней Руси? (На Руси основным видом знамен являлись боевые (не считая церковных хоругвей.)
- Когда появилось первое упоминание о российском трехцветном флаге? (В 1668 г. во время царствования Алексея Михайловича, отца Петра I.)
- Когда появился трехцветный флаг “бесик”? (20 января 1705 г.)
- В начале Северной войны Петр I ввел специальный флаг для флота. Как он назывался? (Андреевский.)
- В каком году был учрежден красный флаг? (В 1918 г.)
- Самыми предпочтительными цветами русского народа были белый, синий и красный. Расскажите, что символизировали эти цвета на флаге.
- Что представляет собой Государственный флаг России? (Прямоугольное полотнище с равновеликими горизонтальными полосами: верхняя полоса белого цвета, средняя – синего, нижняя – красного.)
Подведение итогов викторины, награждение.
Заключение
Ведущий. Молодцы, ребята! Вот наш классный час подходит к концу. Какое же значение для нашего государства имеют символы?
Выслушиваются ответы учащихся.
Ведущий. Итак, государственные символы должен знать каждый из нас. Они не просто вобрали в себя историю народа и его традиции. Эти символы достались России дорогой ценой. Будем ли мы уважать наше наследие, защищать и беречь его, как это делали наши предки, покажет время.
Здесь мне хочется вспомнить слова философа В. Розанова, который говорил о том, что легко и приятно любить Родину в дни её величия и славы, но достоин уважения тот, кто служит ей в дни скорби и испытаний.
Литература
- Дягтерев А.Я. История российского флага. – М., 2000.
- Из родословной государственной символики. Герб. Флаг. Гимн // Домашний лицей. – № 1. – С. 39–44, № 2. – С. 43–46.
- Соболева Н.А. Российская государственная символика: история и современность. – М.: Гуманит. изд. Центр “ВЛАДОС”, 2002.
- Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символы России. – М. 1993.
- Степанов В. Стяги России // Уральский следопыт.- 1993.– № 4. – С. 2–3.
- Федеральный конституционный закон от 09.07.2002 г. № 4 – ФКЗ “О внесении изменения и дополнений в Федеральный конституционный закон “О Государственном флаге Российской Федерации”.
- Ярошенко В. История одного флага // Вокруг света. – 1996. – № 11. – С. 39.