Конспект познавательного занятия "Что мы знаем о Норильске"(для детей старшего дошкольного возраста)

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  1. Уточнить и расширить знания детей о климатических особенностях Таймыра.
  2. Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  3. Расширить и закрепить знания детей о родном городе.
  4. Познакомить детей с изображением герба родного города.

Предварительная работа: беседы о городе и рассматривание фотографий с видами города; чтение стихотворений о родном городе; дидактические игры: “Улицы нашего города”, “Какие бывают здания”, “Загадки о родном городе”; просмотр видеофильма о Норильске “Под северным небом” Г. Полторыхина.

Оборудование и материалы: демонстрационный материал (фотографии родного города; изображение герба и флага Норильска; карта России для детей); запись песни “Норильские сны” Бориса Вершинина, магнитофон.

Ход занятия

1. Оргмомент.

- Начнём мы наше занятие со стихотворения – загадки.

Чтение воспитателем стихотворения.

Город в снежной пелене
Самый северный в стране.
Вырос город чудный
Вместо черных чумов.
Трубы мощные дымят,
Руды плавит комбинат,
Выросли домов кварталы,
Вот как нынче в тундре стало!

2. Сообщение темы занятия.

- Ребята, сегодня мы поговорим о нашем родном городе. Кто скажет, как он называется? (Ответы детей).
- Правильно, у нашего города красивое название Норильск. Мы с вами, его жители, называемся норильчане.
- А кто знает, от какого слова произошло слово Норильск? (Высказывания детей).
- Давайте найдём наш город на карте России.

3. Рассказ о Норильске.

- Сейчас садитесь удобнее, я вам расскажу, где и когда возник наш город.

- Название нашего города произошло от слова “ныряло”, что означает шест для подводного лова, а возможно от слова “ньюрил” - низменная заболоченная местность. Меж высоких гор, в бескрайней тундре, по морям и ледовитому океану раскинул свои просторы Великий Север. В самой северной его части лежит полуостров Таймыр. Эту суровую землю осваивали и покоряли, восхищая своим мужеством, великие русские землепроходцы. На пустынных берегах Таймырского полуострова возникали населённые пункты. Так, в 1953 году родился наш город.

 Над Таймыром клубятся циклоны
Злые ветры швыряют снега,
Заставляет клониться в поклоны
Ледяная хозяйка – пурга.
Здесь в краю смельчаков и героев,
Возмужавших в борьбе с мерзлотой,
Весь в сиянье заводов и строек
Встал над тундрой Норильск молодой.

(Вячеслав Никитин)

- Норильск – это город лютых морозов и сильных студёных ветров. Но какой русский мороза боится! Да и мороз в Норильске не так уже велик – доходит иногда лишь до “-50”. Всё дело в ветре: стоит ему задуть – сразу исчезает всё. И не снег, а мелко накрошенный кем-то лёд нещадно бьёт по глазам, по щекам. И если еще минуту назад ты твердо знал, что справа и слева от тебя были дома, хранящие тепло, то вдруг ты почувствовал, что вокруг сплошной Север и полярная ночь.

- Впрочем, в Норильске не так всё плохо. 3наменитые енисейские жарки, пронзительная бирюза больших и малых озер, звонкие всплески голубики, золотая охра осенних дерев, которые уже на следующий день могут преобразиться в седых старцев. Люди давно обжили Север, приспособились к его суровой природе и научились брать от нее все необходимое для жизни. Основу их существования составляли охота и рыболовство, а впоследствии и оленеводство.

- Ребята, чем же Норильск отличается от других городов нашей страны?

(На Севере деревья вырастают маленькие, а на “материке” есть леса, большие деревья; на Севере почти весь год зима, сильные морозы, пурга; зимой наступает полярная ночь, а летом полярный день; короткое лето; вечная мерзлота и др.).

3. Динамическая пауза под песню “Норильские сны” Б. Вершинина (Выполнение комплекса упражнений – на усмотрение педагога).

4. Работа по теме.

- Попробуйте и вы рассказать, за что любите наш Норильск. (Высказывания детей).

- Зимой наш город окутан снегом, пургой и полярной ночью. Во время пурги, во время тумана можно легко потеряться в городе, если плохо знать его улицы. Но я надеюсь, с нами этого не случится, ведь мы хорошо знаем улицы Норильска.

- Ребята, а какие улицы нашего города вы знаете? На каких улицах вы живете?

Игра “Мой домашний адрес”.

- Вы знаете, на какой улице находится наш детский сад? (Ответы детей).
- А кто расскажет, почему улицу, на которой находится наш детский сад, назвали улицей Лауреатов? (Ответы детей).

Улица Лауреатов названа в честь одиннадцати норильчан, которые в 1966 году заслужили Ленинскую премию за разработку теории и практики строительства на вечной мерзлоте.

- Как называется главная улица города? (Ответы детей).

- Давным-давно, в октябре 1946 года в Норильск прибыл "сталинский десант" и началось строительство на проспекте имени Сталина (так именовался Ленинский проспект). Ленинский проспект - самый северный на земле. Каждый десятый норильчанин живет на Ленинском проспекте. Это центральная магистраль города, соединяющая пять площадей: Октябрьскую, Гвардейскую, Комсомольскую, Театральную и Металлургов. Трудно поверить, что полвека назад здесь и не мечтали о тротуарах, кино, ресторанах, библиотеках, такси.

- Что мы можем увидеть на Ленинском проспекте?

(Норильский театр драмы им. В. Маяковского,  памятник Первостроителям Норильска возле Дворца культуры, Первый домик Норильска, музей и др.).

- Ребята у нашего Норильска, как и у всех городов, есть герб и флаг. (Демонстрация поочерёдно символов).
- Как вы думаете, почему щит разделён на две части – на золотую и чёрную?
- Что такое полярный день?
- Полярный день - это время, когда мы все можем видеть солнце.

- Что такое полярная ночь?

 

- Полярная ночь - это время, когда солнце почти не показывается нам из-за горизонта даже днем.
- Кто изображён на гербе и флаге? (Белый медведь).

- Обратите внимание, что медведь держит над головой ключ, на котором видна первая буква названия нашего города. Это ключ к северу и его богатствам.
- Чем же богата наша северная земля? (Высказывание детей).
- А какое самое главное достояние нашего города мы сейчас узнаем. Чтение воспитателем стихотворения А. Сокольниковой.

Честь и хвала тем славным людям,
Что звёзды Севера зажгли,
Их мужества мы не забудем,
Они – история земли!

- Конечно, это-люди! Самые бесстрашные, стойкие и трудолюбивые! Самые добрые и мужественные! По залежам полезных ископаемых Таймыр – одно из самых уникальных мест России. В природных кладовых Таймыра содержится практически вся таблица Менделеева. А город Норильск – называют городом Металлургов.

- Кто такие металлурги? (Ответы детей).

Огненная профессия - так чаще всего говорят о металлургах. И это неудивительно: ведь те, кто плавят металл - настоящие укротители огня, их стихия  - высокие температуры.

Эти люди знают о металле все: как сделать его мягким или, наоборот, создать прочный сплав, который выдержит любую нагрузку; как придать металлу свойства магнита и многое другое. Профессия металлурга очень важна. Ведь металл окружает нас везде, куда бы мы ни пошли, что бы мы ни делали - металл всегда является верным и надежным спутником.

Мы можем гордиться теми мужественными людьми, которые добывают руду для всей страны. Это все наши с вами земляки, которые живут рядом с нами, с кого мы можем брать пример, кем мы можем гордиться.

5. Подведение итогов занятия:

- Ребята, город Норильск – это наша малая родина, самое родное место на Земле. Мы с вами – жители нашего родного города. Именно от нас с вами зависит, каким будет наш город в будущем.

Снежинки падают на плечи,
Вокруг сверкает белый снег
Зима тут длиться бесконечно
И с неба льётся лунный свет
Мы верим в радость и в мгновенья
Мы любим город свой родной
И не покинуть нам навечно
Норильск наш, город дорогой.

- Пока вы еще дошкольники, вам еще предстоит делать великие, добрые дела. А пока вам нужно любить свой город, а любить – значит знать его.