Цели урока:
- ввести понятие показательного уравнения;
- способствовать формированию навыков и умений решения простейших показательных уравнений;
- способствовать развитию логического мышления, памяти, математической речи;
- способствовать развитию навыка самостоятельного применения знаний при решении уравнений.
Оборудование урока:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- раздаточный материал для выполнения самостоятельной работы,
- авторская презентация,
- учебник и задачник А.Г. Мордкович «Алгебра и начала анализа. 10–11 класс».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний, умений и навыков.
Презентация (приложение 2).
1. Ответить на вопросы:
- Какая функция называется показательной? (слайд 2,приложение 2).
- Перечислить основные свойства показательной функции (слайд 3, приложение 2).
- Что значит решить уравнение? (слайд 4,приложение 2).
2. Разминка (устная работа).
а) Вычислите: (слайд 5,приложение 2).
2-1
70
а-n
3-2
б) Представьте в виде степени с целым основанием: (слайд 6,приложение 2).
в) Представьте в виде степени с дробным основанием: (слайд 7,приложение 2).
1;
25;
64;
9;
100.
III. Изучение нового материала.
Запишите в тетрадях тему урока (слайд 8,приложение 2). Формулируем определение показательного уравнения и записываем в тетрадях (слайд 9,приложение 2).
Определить, какие из данных уравнений являются показательными? (слайд 10,приложение 2).
2х = 64; х2 = 9; 3х-1 = 27
Сегодня мы рассмотрим простейшие показательные уравнения вида ах = b (где а > о, а ≠ 1), которые решаются способом приведения к общему основанию.
Для того, чтобы найти корень данного уравнения, нужно представить b в виде b = ac, тогда ax = ac. Решением данного уравнения является число с.
Рассмотрим решение следующих уравнений и запишем решение в тетрадях:
1) 72x = 49
2) 6x-2 =
3)
IV. Закрепление материала.
- Решить № 1357 на доске и в тетрадях
- Решить № 1358 самостоятельно с проверкой. Один ученик решает самостоятельно у доски, остальные учащиеся решают в тетрадях и сверяют ответы с решениями на доске. Если возникают затруднения, можно обратиться за помощью к соседу по парте или к учителю.
- Самостоятельная работа. Самостоятельную работу, в целях экономии времени урока, можно выполнять на готовых листах (приложение 1).
№ |
I уровень |
II уровень |
Ш уровень |
1. |
2х = 32 |
4х+4 = 64 |
3х+5 = 1 |
2. |
5х = 25 |
53х = 125 |
2х-1 = 128 |
3. |
3х = 27 |
2х = 256 |
Правильность выполнения самостоятельной работы учащиеся сверяют с ответами на экране (слайд 12,приложение 2) и выставляют соответствующие оценки.
V. Домашнее задание: § 46, № 1360, № 1361.
VI. Подведение итогов урока.