Урок по математике "Решение простейших показательных уравнений"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • ввести понятие показательного уравнения;
  • способствовать формированию навыков и умений решения простейших показательных  уравнений;
  • способствовать развитию логического мышления, памяти, математической речи;
  • способствовать развитию навыка самостоятельного применения знаний при решении уравнений.

Оборудование урока:

  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • раздаточный материал для выполнения самостоятельной работы,
  • авторская презентация,
  • учебник и задачник А.Г. Мордкович «Алгебра и начала анализа. 10–11 класс».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний, умений и навыков.

Презентация (приложение 2).

1. Ответить на вопросы:

  • Какая функция называется показательной? (слайд 2,приложение 2).
  • Перечислить основные свойства показательной функции (слайд 3, приложение 2).
  • Что значит решить уравнение? (слайд 4,приложение 2).

2. Разминка (устная работа).

а) Вычислите: (слайд 5,приложение 2).
 

 

2-1

70

а-n

3-2

б) Представьте в виде степени с целым основанием: (слайд 6,приложение 2).

 

 

 

в) Представьте в виде степени с дробным основанием: (слайд 7,приложение 2).

1;

25;

64;

9;

100.

III. Изучение нового материала.

Запишите в тетрадях тему урока (слайд 8,приложение 2). Формулируем определение показательного уравнения и записываем в тетрадях (слайд 9,приложение 2).

Определить, какие из данных уравнений являются показательными? (слайд 10,приложение 2).

2х = 64;   х2 = 9;   3х-1 = 27

Сегодня мы рассмотрим простейшие показательные уравнения вида ах = b (где а > о, а ≠ 1), которые решаются способом приведения к общему основанию.

Для того, чтобы найти корень данного уравнения, нужно представить b в виде b = ac, тогда ax = ac. Решением данного уравнения является число с.

Рассмотрим решение следующих уравнений и запишем решение в тетрадях:

1) 72x = 49

2) 6x-2 =

3)

IV. Закрепление материала.

  1. Решить № 1357 на доске и в тетрадях
  2. Решить № 1358 самостоятельно с проверкой. Один ученик решает самостоятельно у доски, остальные учащиеся решают в тетрадях и сверяют ответы с решениями на доске. Если возникают затруднения, можно обратиться за помощью к соседу по парте или к учителю.
  3. Самостоятельная работа. Самостоятельную работу, в целях экономии времени урока,  можно выполнять на готовых листах (приложение 1).

I уровень

II уровень

Ш уровень

1.

2х = 32

4х+4 = 64

3х+5 = 1

2.

5х = 25

53х = 125

2х-1 = 128

3.

3х = 27

2х = 256

Правильность выполнения самостоятельной работы учащиеся сверяют с ответами на экране (слайд 12,приложение 2) и выставляют соответствующие оценки.

V. Домашнее задание: § 46, № 1360, № 1361.

VI. Подведение итогов урока.