Цель урока: Помочь детям повторить и обобщить пройденный материал по теме урока, развивать память, внимание, связную речь, логическое и образное мышление, творческие способности, воспитывать нравственные качества, интерес к чтению, к урокам чтения.
Оборудование: Книги Н.Н Носова для выставки и чтения, рисунки детей по прочитанным произведениям, картинки по произведениям Н. Н. Носова для работы с текстом, материалы для игротеки, презентационные слайды.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
- Сегодня мы отправимся в необыкновенную страну, в которой царит веселье, смех, радость, хорошее и бодрое настроение – это та страна, в которой жил Носов и герои его книг. Некоторых героев из них мы сегодня вспомним, а с некоторыми встретимся лично. А сейчас поговорим о писателе, учителе и друге детей Н.Н. Носове. Его 100-летний юбилей отмечали 23 ноября не только в нашей стране, но и во многих других странах где также знают и любят героев его произведений. Нет, наверное, такой страны где бы ни переводились его произведения. Их знают в Голландии, Польше, Аргентине, Болгарии, Франции, Индии, Вьетнаме, Японии, Румынии и других странах. Когда авторитетный международный журнал «Курьер ЮНЕСКО» в 1957 году произвел подсчет, какие же из русских писателей чаще всего переводятся на другие языки, то третьей в этом списке – следом за А.М. Горьким и А.С. Пушкиным – оказалась фамилия детского писателя Н.Н. Носова.
III. Биография Н.Н. Носова. (выступление учащихся сопровождается показом презентационных материалов) (Приложение 1)
Рисунок 1
1 уч-ся: Н.Н. Носов говорил: «Сочинять для детей – наилучшая работа. Она требует очень много знаний (…). Главное – любви к ним. И уважения. Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с большим и очень теплым уважением».
2 уч-ся: Родился Николай Носов 23 ноября 1908 года на Украине в Киеве. Увлечения школьных лет были многообразны: музыка, пение, театр, сочинительство для рукописного журнала «Икс», а также химия, шахматы, радио, электроника, фотография.
3 уч-ся: Позже Носов продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, косарем, возчиком бревен. После окончания школы Николай поступил в Киевский художественный институт, а потом перевелся в Институт кино в Москве. Затем стал работать в кино, снимать разные учебные, научные, мультипликационные фильмы.
4 уч-ся: Почти 20 лет Николай Николаевич был связан с кино. Он работал режиссером. Поставил не мало фильмов.
5 уч-ся: Как же он стал писателем? Этот вопрос очень часто задавали Николаю Николаевичу. А случилось это неожиданно: подрастал сын, постоянно требовал все новых и новых сказок. И вот Носов – отец стал сочинять для него забавные рассказы.
6 уч-ся: Как и многие знаменитые писатели, Н. Носов сначала сочинял сказки и рассказы просто так – для своего маленького сынишки, а потом один свой рассказ, он назывался «Затейники», отнес в журнал «Мурзилка». Рассказ напечатали. Это было в 1938 году.
Уч-ся – А потом появились и другие книги Носова:
«Тук-тук-тук»,
«Ступеньки», «Веселые рассказы»,
Рисунок 2
«Веселая семейка»,
«Дневник Коли Синицына»,
Рисунок 3
«Витя Малеев в школе и дома»,
«Приключения Толи Клюквина»,
Рисунок 4
«Фантазеры»,
«Мишкина каша»,
Рисунок 5
«Приключения Незнайки и его друзей»,
«Незнайка в Солнечном городе»,
«Незнайка на Луне»,
и многие другие.
Рисунок 6
Рисунок 7
Уч-ся: Произведения Носова были экранизированы:
- «Два друга»
- «Дружок»
- «Живая радуга»
- «Незнайка с нашего двора»
- «Приключения Толи Клюквина»
- «Фантазеры»
Рисунок 8
Рисунок 9
Мультфильмы поставленные по книгам Носова:
- «Бобик в гостях у Барбоса»,
- «Винтик и Шпунтик – веселые мастера»,
- «Незнайка в Солнечном городе»,
- «Незнайка учится»,
- «Фунтик и огурцы»,
- «Незнайка на Луне».
Рисунок 10
IV. Повторение и закрепление изученного материала.
1. Учитель:
- А теперь повторим, что вы знаете о Н. Носове:
- Когда и где родился писатель?
- Какие профессии пришлось освоить Носову в молодости?
- Как назывался первый рассказ Носова?
- Перед этим уроком вы прочитали много рассказов Носова. Каким вы себе его представляете? Любил ли он детей? Любил ли шутку?
- Да, он очень любил детство в людях, любил смех, но никогда не смеялся над маленькими и слабыми.
А какие рассказы Носова читали вы? Иллюстрации к каким книгам вы нарисовали (рассказы детей).
- Как вы думаете, можно ли встретить таких затейников, фантазеров, огородников сегодня? Некоторые из них наши сегодняшние гости.
Рисунок 11
2. К нам идут ребята, которые любили придумывать разные игры. (Инсценировка рассказа «Затейники»).
Учитель:
- Из какого рассказа эти герои?
- Во что они играли?
- Почему игра прервалась?
Рисунок 12
3. А сейчас мы встретимся с ребятами, которые любили придумывать разные небылицы. (Инсценировка рассказа «Фантазеры»)
Учитель:
- Из какого рассказа эти ребята?
- Кто к ним подошел и присел на скамейку?
- О какой фантазии рассказал?
- Одобряете ли вы его?
V. Проверка домашнего задания.
- Какой рассказ вы прочитали дома? (Рассказ «На горке»)
- Прочитайте отрывок из текста, которым можно подписать эту картинку.
- Найдите диалог Котьки с мальчиками.
- Как нужно читать слова ребят: выражать досаду, недовольство, обиду, возмущение? А как должны звучать слова Котьки: робко или уверенно, с удивлением или резко?
- Какую ошибку совершил Котька? Как он ее исправил?
- Хотели бы вы дружить с Котькой?
- Какой эпизод рассказа вам понравился больше всего?
VI. Игротека.
1. «Доскажи словечко» (О каком произведении Носова идет речь)?
«Живая (шляпа)», «Мишкина (каша)», «Три (поросенка)», «Тук (тук-тук)» «Федина (задача)».
- Чему учат нас эти рассказы?
2. «Словесное лото» (Собери из карточек названия рассказов Носова.) («Замазка», «Карасик», «Заплатка», «Затейники»).
Рисунок 13
3. «Угадай-ка» Из каких рассказов эти диалоги?
- Она жи-жи-живая!
- Кто живая?
- Шля-шля-шля-па.
- Что ты! Разве шляпы бывают живые? (“Живая шляпа”)
Вдруг слышу сквозь сон: тук-тук-тук!
- Кто-то стучит, - говорю.
- Кто же может стучать?
- А вот послушай. (“Тук-тук-тук”)
Рисунок 14
- А я раньше летать умел!
- А ну, полети!
- Сейчас не могу: разучился. (“Фантазеры”)
- Давай веревку. – А ее нет, веревки.
- Где же она?
- Там.
- Где – там?
- Ну… В колодце.
- Так ты, значит, с веревкой ведро упустил?
- Ну да. (“Мишкина каша”)
4. «Зажги огонек возле правильного слова»
Учитель:
- Я хочу проверить: внимательно ли вы читали рассказы Носова.
Рисунок 15
На что променял Виталик карасика?
фонарик
конфета
монета
свисток
Чем не поднимали ребята воду из колодца в рассказе «Мишкина каша»?
чайником
ведром
самоваром
кружкой
Штаны у Бобки замечательные. Какие?
школьные
спортивные
джинсовые
солдатские
5. «Отвечай-ка»
- Из чего можно сделать электрический звонок?
- С каким оружием не страшна даже живая шляпа?
- А какой предмет кладут под подушку даже самые бесстрашные и отважные?
- Из чего можно слепить, если получится, змею или ливерную колбасу?
VII. Заключительная часть.
Учитель: Ребята, наш урок подходит к концу. Мне показалось, что вы хорошо узнали героев рассказов Н.Носова и полюбили их. С кем из них вам хотелось бы подружиться? Предлагаю вам закончить предложение: «Я люблю героев книг Носова, потому что они…(интересные, веселые, загадочные, познавательные и т.д.)».
VIII. Итог урока.
- Кому из вас захотелось прочитать и другие произведения Н.Н. Носова?