Урок литературного чтения "Рассказы Н.Н. Носова"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Помочь детям повторить и обобщить пройденный материал по теме урока, развивать память, внимание, связную речь, логическое и образное мышление, творческие способности, воспитывать нравственные качества, интерес к чтению, к урокам чтения.

Оборудование: Книги  Н.Н Носова для выставки  и чтения, рисунки детей по прочитанным произведениям, картинки по произведениям Н. Н. Носова для работы с текстом, материалы для игротеки, презентационные слайды.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

- Сегодня мы отправимся в необыкновенную страну, в которой царит веселье, смех, радость, хорошее и бодрое настроение – это та страна, в которой жил Носов и герои его книг. Некоторых героев из них мы сегодня вспомним, а с некоторыми встретимся лично. А сейчас поговорим о писателе, учителе и друге детей Н.Н. Носове. Его 100-летний юбилей отмечали 23 ноября не только в нашей стране, но и во многих других странах где также знают и любят героев его произведений. Нет, наверное, такой страны где бы ни переводились его произведения. Их знают в Голландии, Польше, Аргентине, Болгарии, Франции, Индии, Вьетнаме, Японии, Румынии и других странах. Когда авторитетный международный журнал «Курьер ЮНЕСКО» в 1957 году произвел подсчет, какие же из русских писателей чаще всего переводятся на другие языки, то третьей в этом списке – следом за А.М. Горьким и А.С. Пушкиным – оказалась фамилия детского писателя Н.Н. Носова.

III. Биография Н.Н. Носова. (выступление учащихся сопровождается показом презентационных материалов) (Приложение 1)

Слайд 1:

Рисунок 1

1 уч-ся: Н.Н. Носов говорил: «Сочинять для детей – наилучшая работа. Она требует очень много знаний (…). Главное – любви к ним. И уважения. Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с большим и очень теплым уважением».

2 уч-ся: Родился Николай Носов 23 ноября 1908 года на Украине в Киеве. Увлечения школьных лет были многообразны: музыка, пение, театр, сочинительство для рукописного журнала «Икс», а также химия, шахматы, радио, электроника, фотография.

3 уч-ся: Позже Носов продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, косарем, возчиком бревен. После окончания школы Николай поступил в Киевский художественный институт, а потом перевелся в Институт кино в Москве. Затем стал работать в кино, снимать разные учебные, научные, мультипликационные фильмы.

4 уч-ся: Почти 20 лет Николай Николаевич был связан с кино. Он работал режиссером. Поставил не мало фильмов.

5 уч-ся: Как же он стал писателем? Этот вопрос очень часто задавали Николаю Николаевичу. А случилось это неожиданно: подрастал сын, постоянно требовал все новых и новых сказок. И вот Носов – отец стал сочинять для него забавные рассказы.

6 уч-ся: Как и многие знаменитые писатели, Н. Носов сначала сочинял сказки и рассказы просто так – для своего маленького сынишки, а потом один свой рассказ, он назывался «Затейники», отнес в журнал «Мурзилка». Рассказ напечатали. Это было в 1938 году.

Слайд 2, 3,4,5,6

Уч-ся – А потом появились и другие книги Носова:

«Тук-тук-тук»,
«Ступеньки», «Веселые рассказы»,

Рисунок 2

 «Веселая семейка»,
«Дневник Коли Синицына»,

Рисунок 3

«Витя Малеев в школе и дома»,
«Приключения Толи Клюквина»,

Рисунок 4

«Фантазеры»,
«Мишкина каша»,

Рисунок 5

«Приключения Незнайки и его друзей»,
«Незнайка в Солнечном городе»,
«Незнайка на Луне»,
и многие другие. 

Рисунок 6

Слайд 7

Рисунок 7

Уч-ся: Произведения Носова были экранизированы:

  • «Два друга»
  • «Дружок»
  • «Живая радуга»
  • «Незнайка с нашего двора»
  • «Приключения Толи Клюквина»
  • «Фантазеры»

Слайд 8, 9

Рисунок 8

Рисунок 9

Мультфильмы поставленные по книгам Носова:

  • «Бобик в гостях у Барбоса»,
  • «Винтик и Шпунтик – веселые мастера»,
  • «Незнайка в Солнечном городе»,
  • «Незнайка учится»,
  • «Фунтик и огурцы»,
  • «Незнайка на Луне».

Рисунок 10

IV. Повторение и закрепление изученного материала.

1. Учитель:

- А теперь повторим, что вы знаете о Н. Носове:

- Когда и где родился писатель?

- Какие профессии пришлось освоить Носову в молодости?

- Как назывался первый рассказ Носова?

- Перед этим уроком вы прочитали много рассказов Носова. Каким вы себе его представляете? Любил ли он детей? Любил ли шутку?

- Да, он очень любил детство в людях, любил смех, но никогда не смеялся над маленькими и слабыми.

А какие рассказы Носова читали вы? Иллюстрации к каким книгам вы нарисовали (рассказы детей).

- Как вы думаете, можно ли  встретить таких затейников, фантазеров, огородников сегодня? Некоторые из них наши сегодняшние гости.

Рисунок 11

2. К  нам идут ребята, которые любили придумывать разные игры. (Инсценировка рассказа «Затейники»).

Учитель:

- Из какого рассказа эти герои?

- Во что они играли?

- Почему игра прервалась?

Рисунок 12

3. А сейчас мы встретимся с ребятами, которые любили придумывать разные небылицы. (Инсценировка рассказа «Фантазеры»)

Учитель:

- Из какого рассказа эти ребята?

- Кто к ним подошел и присел на скамейку?

- О какой фантазии рассказал?

- Одобряете ли вы его?

V. Проверка домашнего задания.

- Какой рассказ вы прочитали дома? (Рассказ «На горке»)

- Прочитайте отрывок из текста, которым можно подписать эту картинку.

- Найдите диалог Котьки с мальчиками.

- Как нужно читать слова ребят: выражать досаду, недовольство, обиду, возмущение? А как должны звучать слова Котьки: робко или уверенно, с удивлением или резко?

- Какую ошибку совершил Котька? Как он ее исправил?

- Хотели бы вы дружить с Котькой?

- Какой эпизод рассказа вам понравился больше всего?

VI. Игротека.

1. «Доскажи словечко» (О каком произведении Носова идет речь)?

«Живая (шляпа)», «Мишкина (каша)», «Три (поросенка)», «Тук (тук-тук)» «Федина (задача)».

- Чему учат нас эти рассказы?

2. «Словесное лото» (Собери из карточек названия рассказов Носова.) («Замазка», «Карасик», «Заплатка», «Затейники»).

Рисунок 13

3. «Угадай-ка» Из каких рассказов эти диалоги?

- Она жи-жи-живая!

- Кто живая?

- Шля-шля-шля-па.

- Что ты! Разве шляпы бывают живые? (“Живая шляпа”)

Вдруг слышу сквозь сон: тук-тук-тук!

- Кто-то стучит, - говорю.

- Кто же может стучать?

- А вот послушай. (“Тук-тук-тук”)

Рисунок 14

- А я раньше летать умел!

- А ну, полети!

- Сейчас не могу: разучился. (“Фантазеры”)

- Давай веревку. – А ее нет, веревки.

- Где же она?

- Там.

- Где – там?

- Ну… В колодце.

- Так ты, значит, с веревкой ведро упустил?

- Ну да. (“Мишкина каша”)

4. «Зажги огонек возле правильного слова»

Учитель:

- Я хочу проверить: внимательно ли вы читали рассказы Носова.

Рисунок 15

 

На что променял Виталик карасика?

фонарик
конфета
монета
свисток

Чем не поднимали ребята воду из колодца в рассказе «Мишкина каша»?

чайником
ведром           
самоваром
кружкой

Штаны у Бобки замечательные. Какие?

школьные
спортивные
джинсовые
солдатские

5. «Отвечай-ка»

- Из чего можно сделать электрический звонок?

- С каким оружием не страшна даже живая шляпа?

- А какой предмет кладут под подушку даже самые бесстрашные и отважные?

- Из чего можно слепить, если получится, змею или ливерную колбасу?

VII. Заключительная часть.

Учитель: Ребята, наш урок подходит к концу. Мне показалось, что вы хорошо узнали героев рассказов Н.Носова и полюбили их. С кем из них вам хотелось бы подружиться? Предлагаю вам закончить предложение: «Я люблю героев книг Носова, потому что они…(интересные, веселые, загадочные, познавательные и т.д.)».

VIII. Итог урока.

- Кому из вас захотелось прочитать и другие произведения Н.Н. Носова?