Цели:
- закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова;
- развивать познавательную активность;
- формировать умения распознавать парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- расширять словарный запас детей.
Ход урока
1. Психологический настрой.
– Протяните мне свои ладошки. Я дотронусь до каждого из вас, и мы вместе почувствуем как происходит обмен добротой, энергией, силой духа.
Не опуская рук
Возьмемся за дела, мой друг
И на уроке этом мы опять
Все поработаем на пять.
2. Определение темы урока.
– Прочитайте слова на доске (на табличках).
Существительное |
|
|
|
корень |
Прилагательное |
|
|
|
глагол |
– Какое слово лишнее?
– Почему?
Корень – это общая часть родственных слов. (Одна табличка остается, остальные убираются).
– Посмотрите на буквы на доске. Кто их узнал?
– Что общего между ними?
– Чем они отличаются?
– Поставьте буквы на свои места.
б |
в |
г |
д |
ж |
з |
п |
ф |
к |
т |
ш |
с |
– Что объединяет звуки первой строки?
– Что объединяет звуки второй строки?
– А теперь сформулируйте тему урока.
Правописание парных согласных в корне слова (слайд 1 приложение 1).
3. Постановка целей урока.
Чтобы наш урок был успешен, мы должны поставить определенные цели.
– Каких целей мы должны достичь на уроке?
Ответы детей.
На доске появляются таблички:
Я научусь |
Я сумею |
Я узнаю |
4. Минутка чистописания.
бп // вф // гк // дт // жш // зс //
– Что вы знаете о парных согласных?
5. Работа по теме урока.
1) Загадки. (Письмо с комментированием).
– Ребята любят отгадывать загадки. А я проверяю какие вы смышленые.
Под кустами, под ёлками
Лежит клубок с иголками.
(Ёж).Стоит Антошка на одной ножке
Сам маленький, а шляпа большая.
(Гриб).Через дорогу живу,
А брата не вижу.
(Глаз).
2) А теперь внимание на экран. (Слайд 2 приложение 1).
– Рассмотрите картинку.
– Посчитайте слова, в написании которых есть парная согласная.
– Сколько слов нашли? Кто больше?
– Назовите эти слова.
– Я составила по этой картинке предложение, но оно рассыпалось. (Слайд 3 приложение 1).
– Помогите его собрать. (Слайд 4 приложение 1).
– Какие слова в написании этого предложения требуют проверки?
– Запишите предложение в тетрадь.
3) Физминутка.
– Слушайте, выполняйте все действия, какие услышите. Будьте внимательны.
Вот царь зверей могучий лев,
А тут жираф с длиннющей шеей
Ушастый еж. Чем не хорош?
Енот-красавец смотрит вниз,
Там потянулась сладко рысь
Плывёт могучий бегемот
Медведь над нерпою ревет.
И белый голубь там летает
После трудов отдохнуть приглашает.
– Молодцы. Тихо сядьте. А теперь посмотрим, какие вы были внимательные.
– Вспомните стихотворение и назовите слова с изучаемой орфограммой.
4) Работа в парах.
– Внимание на экран (Слайд 5 приложение 1).
– Эти детишки улыбаются, они веселы, наверное, потому, что они друзья. Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете?
– Почему хорошо иметь друга или друзей?
– Сейчас вы будете работать в парах. Будьте дружны, помогая друг другу.
– Текст писал Вова Петров. Прочитайте, найдите и исправьте ошибки, если они есть. (Текст на карточках).
Сегодня лёгкий морос. Глатким летком покрылись лужи на дорожках. Я вышел в сад и залес в сугроп. В варежки попал снек. Но я был рат.
– Сколько нашли ошибок?
– Какие? Докажите, что правы вы, а не Вова Петров.
– Какие советы вы бы дали Вове Петрову?
– А вы почувствовали в работе плечо друга?
5) А теперь посмотрите на доску.
– Из каждого слова на карточке возьмите только первые слоги, и у вас получится новое слово.
залив |
кролик |
рукав |
калитка |
ватрушка |
башмак |
каша |
калоша |
капель |
(загадка) |
(кроватка) |
(рубашка) |
– Что объединяет все эти слова? (Одинаковая орфограмма, 3 слога, ударение на втором слоге).
– Слова запишите в тетрадь.
– В этих словах орфограмма спряталась в середину слова, но мы все равно умеем ее распознавать.
6) Самостоятельная работа на индивидуальном раздаточном материале.
Хле… |
|
|
|
руба…ка |
Фла… |
|
|
|
но…ка |
Гри… |
|
|
|
ска…ки |
Тетра…ь |
|
|
|
ду…ки |
Гла… |
|
|
|
гу…ки |
Но… |
|
|
|
зу…ки |
Дож…ь |
|
|
|
ро…ки |
Лис… |
|
|
|
дру… |
Зон… |
|
|
|
но…ки |
Фамилия ученика__________ |
7) Солнечный зайчик заглянул к нам в окошко. Назовите части тела, где можно поймать зайчика. Не забывайте тему нашего урока.
6. Рефлексия урока.
– Представьте, что я корреспондент познавательного журнала. Прошу вас ответить на мои вопросы:
– О какой орфограмме мы сегодня говорили?
– Как проверить написание парной согласной в корне слова?
– Я считаю, что вы справились со всеми заданиями. А что помогало вам в работе?
– А теперь вернемся к целям, которые мы поставили вначале урока. (Открыть на доске цели урока) У вас на партах есть кружочки:
- Красный обозначает – я уверен в своих знаниях.
- Зелёный – я сомневаюсь, надо еще поработать.
– Внимательно посмотрите, подумайте и прикрепите кружочки там, какой цели или каких целей достигли сегодня вы на уроке.
– У меня тоже есть кружочки. Перед началом урока и я ставила цели. Я хотела, чтобы вам было интересно на уроке, чтобы урок принес вам полезные знания в области русского языка, чтобы вам на уроке было хорошо и спокойно. Я думаю, что я своих целей достигла. (На доске появляется новая табличка).
Я рада за вас |
7. Домашнее задание.
Дома составьте и запишите в тетрадь 5 предложений на тему «Мой друг». Постарайтесь использовать больше слов с парной согласной в слабой позиции. Кому будет трудно, найдите и запишите 3 пословицы о дружбе.
Приложение 2. Раздаточный материал для урока и таблички.