Интегрированное занятие для детей средней группы "Весенняя капель"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: систематизация представлений у детей о времени года.

Задачи:

  1. Формировать умение определять времена года ориентируясь на характерные признаки.
  2. Развивать умения отгадывать загадки.
  3. Способствовать радостному весеннему настроению.
  4. Воспитывать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, развивать эмоциональную отзывчивость на весеннее проявления в природе, стремление передать его в рисунке.

Словарная работа: проталина; капель; ветки вербы; почки; подснежники.

Материал: репродукции “Времена года”, предметные картинки на тему “Весна”, альбомные листы, краски, кисти, магнитофон, музыкальные произведения.

Ход занятия

– Ребята, какие вы знаете времена года? (Осень, зима, весна, лето.)

– Я вам загадаю загадки, а вы их отгадаете.

1. Дел у меня немало я белым одеялом
Всю землю укрываю, белю поля, дома,
Зовут меня ...
(Зима)

2. Я соткана из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, купаться приглашаю.
(Лето)

3. Несу я урожаи, поля я засеваю
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю
Но не касалась елочек и сосен.
(Осень)

4. Я раскрываю почки зеленые листочки,
Деревья одеваю, посевы посеваю.
Движения полна, зовут меня ...
(Весна)

– Весна, какая?

– Сколько, много красивых слов о весне вы знаете.

– Вам нравиться это время года? Чем?

– Художники выразили свое отношение к весне в картинах. Посмотрите.

Рассматривание репродукций.

– Какие признаки весны вы можете отметить?

– Какие краски использовал художник?

– Что происходит со снегом весной?

– Быстро или медленно бегут весенние ручьи?

– Быстро или медленно, прерывисто или не прерывисто капают капли с крыши, с сосулек?

– Какое у вас настроение после рассматривания картин? Мажорное (радостное, веселое) или минорное (грустное, печальное)?

– Представьте, что вы – сосульки, попробуйте под музыку изобразить, как таят сосульки.

Психогимнастика.

У нас под крышей
Белый гвоздь весит.
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет.

Погрузить детей в состояние минора -ритмичные движения рук. Затем дети изображают другую капель, звонкую, радостную непрерывность движения рук (мажорность звучания, быстрота задорная музыка).

А теперь поиграем в игру “Найди лишнее”.

Каждый набор из 4–5 картинок, одна картина отображает принадлежность к другому времени года, надо определить, почему она лишняя, доказать.

  1. Ветка вербы, ручеек, подснежник, валенки.
  2. Тающая сосулька, лужи на дороге, лист дерева, гриб.
  3. Проталины, яркое солнце, купальщик, скворцы, молодая зелень.

– Весна – радостное время года, поэтому о ней пишут не только художники, но и поэты. Вот послушайте:

“Весенние воды”

Еще в полях белеет снег
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный берег,
Бегут и блещут и гласят...
Они гласят во все концы:
“Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Ф Тютчев

Заметим, что поэт в стихотворении говорит о ручьях “бегут”, о весне — “идет”, т. е. весенние воды бегут, а весна наступает медленно, постепенно.

– Какой картине соответствует стихотворение?

– Какому настроению соответствует это стихотворение? Почему? (Мажорное, минорное).

– Кто гласит о том, что идет весна?

– Как в жизни воды (ручьи) гласят (шумят). А в стихотворении?

– Быстро или медленно передано здесь движение воды?

– Послушайте два произведения (Чайковский “Времена года”), подумайте, какая музыка подходит для этого стихотворения.

Слушание музыки, обсуждение.

Я предлагаю вам тоже стать художниками.

– Какую весну вы бы хотели изобразить в своей картине.

– Какие краски вы будете использовать?

По итогам работы детей проводится выставка “Весенняя капель”.